Автор: Киселева Вера Ивановна
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают от них безупречного профессионализма.
Это достаточно сложный период, и если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то адаптация может привести к стрессу и даже к увольнению.
Несколько лет назад осуществлялся традиционный подход в адаптации молодых педагогов в ДУ:
К каждому молодому воспитателю прикрепляли официального наставника.
Сегодня ситуация изменилась. Большинство молодых воспитателей нуждается не столько в наставничестве, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую помощь, помощь в раскрытии творческого потенциала.
При определении уровня профессиональной компетентности молодых специалистов по трем компонентам: профессионально-ценностные ориентации, психолого-педагогические знания, методические умения выявлено следующее:
- во-первых, молодые специалисты имеют недостаточно полные представления в области дошкольной педагогики и психологии, методик дошкольного образования, не уверены в их содержательности;
- во-вторых, стремятся к созданию условий для эффективной организации педагогического процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигают оптимальных результатов и не могут определить причины успехов и неудач своей деятельности
- в-третьих, молодые педагоги не относятся к своей профессиональной деятельности как к призванию и не достаточно осознают полной ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Не в полной мере осознают своей профессиональной некомпетентности и недостаточно проявляют потребность в профессиональном совершенствовании и развитии.
Таким образом, после выявления этих проблем возникла необходимость создания ШМП.
Поэтому наша цель создания ШМП:
Создание в ДО условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога
Планируемые результаты работы ШМП:
- подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося воспитателя, ощутившего свое призвание и желание работать в дошкольном образовательном учреждении. Воспитателя — творческого, инициативного, самостоятельно мыслящего человека и профессионала;
- совершенствование инновационной системы методической работы учреждения;
- повышение качества образовательной деятельности в ДО.
Намечены следующие задачи:
— изучить уровень подготовленности молодых специалистов в профессиональной деятельности;
— определить этапы профессионального роста молодых специалистов;
— организовать работу педагогов-наставников с молодыми специалистами через систему открытых занятий, мероприятий, консультаций;
— формировать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;
— совершенствовать методическую культуру воспитателя (сформировать умения: мотивационные, организационные, проектировочные, коммуникативные, контрольно-аналитические, адаптационные);
— создавать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;
— способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружать начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике;
— обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста.
Профессиональноестановлениепедагогов проходит в несколько этапов:
1 этап- 1 год работы Адаптация молодого педагога в коллективе
2 этап – 2 год работы Процесс развития профессиональных умений. Поиск лучших методов и форм работы с детьми, формирование своего стиля работы.
3 этап – 3 год работы.Складывается система работыПроисходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
На данный момент в ДОУ работают 6 молодых педагогов находящихся на разном уровне профессионального становления.
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 педагог |
1 педагога |
4 педагога |
В «Школе молодого педагога» мы ориентируем молодых педагогов на применение современных методов и приёмов в работе с детьми, на постоянное пополнение своих знаний, постижение секретов воспитания.
Вся работа «ШМП» регламентируется Положением, проводится по учебному плану