8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Применение кинезиологических упражнений в работе учителя — логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи .

Автор: Дарья Валерьевна Синельникова

Применение кинезиологических упражнений в работе учителя — логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи .

The use of kinesiological exercises in the work of a speech therapist teacher with children with severe speech disorders .

Д.В. Синельникова.                                     D.V. Sinelnikova.

         Кинезиология, нарушение речи, нарушение звукопроизношения.

В статье представлены некоторые приемы при коррекции звукопроизношения по средствам кинезиологических упражнений.

 

Kinesiology, speech disorder, violation of sound reproduction. The article presents some techniques for correcting sound reproduction by means of kinesiological exercises.

 

         Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии, двигательной сферы. Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом и психическом развитии детей.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения имеют важную роль в развитии речи и звукопроизношения.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей:

·        коррекции нарушений звукопроизношения;

·         фонематического слуха;

·        лексико-грамматического строя речи.

В начале работы разучиваем кинезиологические упражнения, отрабатывая технику. Затем, преследуя задачи развития речи: 

  • добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;
  • подключает движение языка к движениям рук;
  • сочетает дыхательные и двигательные упражнения;
  • дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).

Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

Кинезиология является одним из наиболее эффективных методов всестороннего развития детей с ОВЗ. Она способствует развитию всех психических и двигательных процессов, и является здоровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ.

 

Библиографическая ссылка

 

Аммосова В.Г., Николаева Л.В. КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 24-27;

 

×
×