Автор: Дьяконова Татьяна Георгиевна
Логоритмическое занятие
Тема: «Семантическое поле слова «осень»
Образовательные цели.
1. Формирование и расширение семантического слова «осень»
2. Составление предложений
Коррекционные цели:
1. Уточнение и расширение словаря через расширение семантического поля слова осень;
2. Развитие словообразования и словоизменения;
3. Развитие восприятия, внимания (слухового, зрительного, речевого);
4. Развитие подражательности;
5. Развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, мимической) и координации речи с движением;
6. Развитие речевого дыхания;
7. Развитие ритмико-интонационной стороны речи;
8. Развитие диалогической речи.
Музыкальные цели:
1. Развитие музыкального слуха, слухового образного восприятия, импровизации;
2. Развитие чувства ритма и темпа;
3. Развитие танцевальных движений;
4. Развитие чувства музыкального размера;
5. Развитие певческого дыхания, интонации, звукообразования;
6. Закрепление умения начинать и заканчивать игру в соответствии с музыкой.
Воспитательные цели:
1.Развитие активности, творчества, Доброжелательного отношения к друг к другу.
Оборудование:
Разнообразные осенние листья (дубовые, кленовые, липовые, осиновые и др,); картинки с изображением солнца и ненастной погоды; две пиктограммы, выражающие радость и грусть, ваза, искусственные елки и сосны; аудиозаписи шума дождя и ветра; два комплекта блестящей фольги и головной убор для дождя.
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Но мы не только будем гулять и играть. Мы будем беседовать об осенних явлениях. Но при этом постараемся следить за правильным произношением гласных звуков. Дети, музыка проводит нас! Встаньте друг за другом по одному – в колонну. Будем идти то обычным шагом, то на носках, то на пятках. Внимательно слушайте команды!
Упражнение «Будь внимательным». Музыка
Музыкальный руководитель: Ребята, вы шли друг за другом по одному. Теперь стоите друг за другом по одному. Сейчас звучит музыка. Вы будете идти по одному друг за другом и слушать меня. Если я скажу «два» — вы встанете по двое. Если я скажу «один» вы опять встанете друг за другом. Звучит Полька. Дети идут друг за другом по одному. С окончанием первой части музыкальный руководитель произносит «два», дети перестраиваются в пары и т. д.
Словесно-логическое упражнение (расширение и активизация понятия «осень», развитие ритмико-интонационной стороны речи, развитие логического мышления, развитие словообразовательной функции речи, образование прилагательных от наречий).
Логопед: Дети, какое сейчас время года? Дети: Осень. Логопед: Какая сегодня погода? Ответы детей Логопед: Осенью погода бывает неустойчивая. Она очень разная. Бывает солнечно! Как говорят о такой погоде? Дети: Погода солнечная. Аналогично: пасмурно-пасмурная, дождливо-дождливая, ветрено-ветреная, прохладно-прохладная, холодно-холодная, тепло-теплая, сыро-сырая, сухо-сухая. Логопед: Когда холодно, дождь, ветер – это ненастье. Это погода какая? Дети : Погода ненастная.
Упражнение с ритмослогами. (Развитие чувства темпа и ритма, ритмико-интонационной стороны речи)
Логопед: Скажем об осенней погоде на ладошках. Дети вслед за музыкальным руководителем пропевают ритмослоги: дождливая, холодная, прохладная, сырая, сухая, ненастная.
Этюды на выражение психоэмоционального состояния (Развитие слухового, мышечного чувства, мимики, эмоций)
Логопед: Погода бывает разная. Она влияет на настроение человека. Когда небо чистое, светит яркое солнце, настроение какое? Веселое, радостное или грустное и печальное? Дети: Настроение веселое, радостное. Логопед: Да, в солнечную погоду, настроение веселое, радостное. Логопед показывает пиктограмму с изображением веселого лица. Звучит литовская мелодия в обработке Т. Ломовой «Веселые дети». Дети мимикой выражают радость, выпрямляются, разводят руки, поднимают голову. Логопед: А когда небо серое, дует ветер, моросит мелкий осенний дождь, на улице грязь и лужи, а солнышко закрыто тучками, какое настроение? Дети: Грустное и печальное. Логопед показывает пиктограмму с изображением грустного лица. Звучит произведение П.И. Чайковского «Осень». Дети мимикой выражают грусть, расслабленно опускают руки, плечи, округляют спину, опускают голову на грудь. Логопед: Да, грустное и печальное настроение, по-другому говорят – унылое. Серый, дождливый осенний день называется унылым, а дождливая осень – унылой порой.
Слушание музыки (Развитие слухового, зрительного, образного восприятия, внимания, памяти. Развитие музыкального слуха. Обогащение семантического поля словами-признаками). Логопед: Послушайте музыку и скажите, какую погоду вы представили себе? Солнечную, ясную, теплую, дарящую людям радость или унылую, дождливую, серую, пасмурную, навевающую сильную грусть-печаль? Звучит сначала бодрая, веселая мелодия, затем грустная, печальная. Каждый ребенок показывает карточку с изображением солнца или туч на небе, и говорит о погоде – какая она.
Словесно-логические упражнения (Формирование способности подражать движениям логопеда. Развитие слухового восприятия, чувства темпа и ритма, воображения, речемыслительной деятельности. Развитие ритмико-интонационной стороны речи. Развитие движения, координации речи с движением, импровизации). Логопед: Осенью часто бывает ветрено. Когда дует осенний ветер, что происходит с листьями на деревьях? Что делаю листья? Дети: Листья падают на землю, кружатся в воздухе, летят, вьются, танцуют в воздухе, ложатся на землю, стелются по земле, опускаются на землю. Логопед: Как называется осеннее природное явление, когда в ветреную погоду листья с деревьев долго падают, сыплются «золотым дождем»? Что это? Дети: Листопад. Логопед, показывая на лежащие вокруг листья, декламирует стихотворение Ю. Капотова «Листопад»:
Опавшей листвы разговор еле слышен
— Мы с кленов, мы с яблонь…
— Мы с вишен, с осинки…
— С черемухи, с дуба, с березы…
Везде листопад. На пороге морозы. Дети, почему в этом стихотворении поэт говорит о том, что после листопада придут морозы? Дети: Потому что листопад наступает в конце осени. Логопед: Листопад бывает после маленьких морозов- заморозков. После заморозков листья слабо держатся за веточки и во время ветра легко отрываются от них. Морозы приходят после заморозков. Дети, вам нравятся осенние листочки? Дети: Нравятся. Логопед: Возьмите по два листочка. (дети берут листочки) Волшебница – осень цвет каждого изменила. Только у хвойных деревьев остался хвойный наряд. (показывает на искусственные елки и сосны). Хотите побыть листочками и поиграть с музыкой, ветром и ветерком? Дети: Да, хотим. Логопед: Для этого надо сказать, с какого дерева каждый листочек, назвать его какой он, назвать его цвет. А затем произнести волшебные слова: «ОМ, ом, побуду я листом». Например: «Это лист с березы. Он березовый, золотой. ОМ, ом, побуду я березовым листом!» Дети выполняют задания и становятся листочками. Логопед: Листочки, поиграем с музыкой, ветром, ветерком? Дети: да — Тихо звучит музыка. На музыкальном фоне логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие действия.
Мы, листики осенние руки подняты в стороны – вверх, кисти рук На веточках сидели. обращены вниз. Присели на корточки Мы летели, мы летели легкий бег И на землю тихо сели. присели на корточки, плавно опуская руки. Ветер снова набежал, сохраняется прежнее положение. И листочки все поднял выпрямляются, руки подняты в стороны, вверх Повертел их, покрутил, кисти рук обращены вниз Повертел их, покрутил импровизация «листочки вертятся в воздухе» И на землю опустил присаживаются на корточках, плавно опуская руки
Коммуникативная ситуация (развитие подражательности, чувства ритма, интонации. Развитие диалогической речи. Развитие умения использовать логическое ударение в речи).
Логопед: Дети, вы листочки? Дети, подражая, отвечают на вопросы логопеда в отраженной форме речи. Копируют эмоциональную реакцию логопеда. Дети: Мы листочки. Логопед: Вы осенние листочки? Дети: Мы осенние листочки. Логопед: (а за ним дети) На земле мы все лежим. Дунет ветер – полетим. Звучит музыка, дети-«листочки» летают Логопед (с окончанием музыки): Вы летали? Музыкальный руководитель (а за ним дети): Мы летали, мы летали! Мы, листочки так устали!
Этюд на выражение усталости (Развитие подражательности, выразительности психоэмоционального состояния)
Звучит музыка. Дети, подражая музыкальному руководителю, стоят, свесив руки вдоль тела. Плечи опущены. Голова наклонена вниз. Логопед: Ом, ом! Хватит быть листом! Перестал дуть ветерок. Все построились в кружок. Логопед: Очень хочется ветерку, который скучает в домике-ротике, поиграть с вами. Логопед под музыкальное сопровождение показывает и рассказывает, когда делать вдох и выдох; как дуть: спокойно, медленно, продолжительно. Под музыку дети поднимают правую руку с листиком вверх (вдох), на акцент в музыке начинают дуть на листик, опуская руку. Повторяют 3-4 раза. Логопед: Дети, а сейчас музыка проводит вас к вазе. Поставьте листья в вазу. Звучит музыка. Дети выполняют задание. Логопед: Какой красивый осенний букет из листьев – великолепное украшение зала!
Упражнение, активизирующее внимание
Логопед: Были листочки, а теперь – дети Давайте погуляем! Через лужи будем перешагивать, а затем будем прыгать прямо в лужи. Хотите? Дети: Да, хотим! Логопед: Будем внимательно слушать музыку и сначала осторожно шагать вокруг луж, стараясь на замочить ноги, затем прыгать в них. Проводится игра «Большие и маленькие лужи»
Упражнение на развитие физиологического дыхания Фоноритмика (развитие артикуляции, дыхания, модуляции голоса)
Распевание гласных [А] [У] [Ы] [Э] [О] с движением руки по направлению вверх, а затем вниз.
Логопед: Споем звуковые песенки с гласными звуками [А] [У] [Ы] [Э] [О] вверх и вниз по лесенке:
О
Э Э
Ы Ы
У У
А А
Логопед: В домике-ротике живет язычок. Любит он как осенние листочки, качаться влево –вправо. Под музыку дети выполняют движения языка влево-вправо, вверх, вниз. Логопед: Как листочки кружатся в воздухе, так веселый язычок любит кружится вокруг своего домика-ротика. Под музыку вальса дети выполняют круговые движения языком. Логопед: В солнечную, ясную, теплую погоду язычок выбегает из домика-ротика на прогулку, а в дождливую прячется в домик-ротик вот так. Под музыку дети выполняют движения языка вперед-назад.
Игра «Солнышко и тучка» (Развитие умения вслушиваться в обращенную речь и выполнять соответствующие действия. Развитие речемыслительной деятельности. Образование антонимов)
Логопед: Ветер гонит тучки. Они часто осенью закрывают солнышко. И тогда становится не жарко, а как? Дети: Холодно. Логопед: Холодновато, свежо. А когда ветер тучки прогонит, солнышко выйдет из-за туч, тогда как становится? Дети: Жарко. Логопед: Поиграем в игру «Солнышко и тучка»? Дети: Поиграем. Логопед: Солнышко зашло за тучу, стало свежо. Сожмемся в комок, чтобы согреться, и задержим дыхание. Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабимся, нас разморило солнце – выдох. Игра повторяется 3-4 раза. Логопед: Туча солнышко закрыла и включила в небе душ. Что это за душ, ребята? Дети: Это дождь.
Пение (развитие певческого дыхания, певческой интонации, звукообразования). Логопед: Дождь дарит земле влагу, чтобы весной был богатый урожай. Споем песню о дождике. Дети вместе с музыкальным руководителем поют песню «Дождик»
Музыкальная игра «Дождик» (Развитие умения начинать движения с началом звучания музыки и заканчивать с ее окончанием).
Выбегает ребенок- «дождик». На нем плащ-дождевик, в руках блестящие ленточки из фольги. Логопед: В гости к нам дождик пришел. Он любит играть с детьми. Дети, поиграем с дождиком? Дети: Поиграем. Логопед: Кто под дождик попадет, тот сейчас водить пойдет. «Дождик» бежит за детьми, дети убегают. Игра проводится с музыкальным сопровождением.
Релаксация (развитие регуляции мышечного тонуса, слухового восприятия).
Дети ложатся на ковер на спину, закрывают глаза, слушают шум дождя и ветра в записи.
Игра «Назови слово» (обогащение словарного запаса словами-признаками, словами-действиями. Развитие чувства темпа ритма. Развитие координации слова с движением).
Логопед: Мы играли, не скучали. Дети, расскажите дождику, какой он бывает? На каждое слово делайте шаг вперед. Дети: осенний, весенний, летний, холодный, теплый, грибной, небольшой, сильный дождь- ливень, моросящий, грустный, веселый, мелкий.
Итог Логопед: Расскажите, дети, что же мы делали сегодня в музыкальном зале? Ответы детей. Логопед: О каком времени года мы говорили? Дети: Мы говорили об осени. Логопед: О какой погоде мы с вами говорили? Об осенней, зимней, летней? Дети: Мы говорили об осенней погоде. Логопед: Какая бывает осень? Дети: Осень бывает дождливая, сырая, сухая, ветреная, поздняя, ранняя, золотая, разноцветная, теплая, холодная, красивая, сказочная, хмурая, добрая, ненастная. Логопед: Мы играли, мы плясали, рассказали все, что знали. А теперь пора нам в группу. Дети под музыкальное сопровождение (песня «Осенние листочки» муз. А.Филиппенко, сл. Е.Макшанцевой) идут по кругу и выходят из зала.