8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Логоритмическое занятие

Автор: Дьяконова Татьяна Георгиевна

Логоритмическое занятие

Тема: «Семантическое поле слова «осень»

Образовательные цели.

1.      Формирование и расширение семантического слова «осень»

2.      Составление предложений

Коррекционные цели:

1.      Уточнение и расширение словаря через расширение семантического поля слова осень;

2.      Развитие словообразования и словоизменения;

3.      Развитие восприятия, внимания (слухового, зрительного, речевого);

4.      Развитие подражательности;

5.      Развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, мимической) и координации речи с движением;

6.      Развитие речевого дыхания;

7.      Развитие ритмико-интонационной стороны речи;

8.      Развитие диалогической речи.

 

Музыкальные цели:

1.      Развитие музыкального слуха, слухового образного восприятия, импровизации;

2.      Развитие чувства ритма и темпа;

3.      Развитие танцевальных движений;

4.      Развитие чувства музыкального размера;

5.      Развитие певческого дыхания, интонации, звукообразования;

6.      Закрепление умения начинать и заканчивать игру в соответствии с музыкой.

 Воспитательные цели:

        1.Развитие активности, творчества, Доброжелательного отношения к друг к другу.

Оборудование:

         Разнообразные осенние листья (дубовые, кленовые, липовые, осиновые и др,); картинки с изображением солнца и ненастной погоды; две пиктограммы, выражающие радость и грусть, ваза, искусственные елки и сосны; аудиозаписи шума дождя и ветра; два комплекта блестящей фольги и головной убор для дождя. 

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Но мы не только будем гулять и играть. Мы будем беседовать об осенних явлениях. Но при этом постараемся следить за правильным произношением гласных звуков. Дети, музыка проводит нас! Встаньте друг за другом по одному – в колонну. Будем идти то обычным шагом, то на носках, то на пятках. Внимательно слушайте команды!

Упражнение «Будь внимательным». Музыка

Музыкальный руководитель: Ребята, вы шли друг за другом по одному. Теперь стоите друг за другом по одному. Сейчас звучит музыка. Вы будете идти по одному друг за другом и слушать меня. Если я скажу «два» — вы встанете по двое. Если я скажу «один» вы опять встанете друг за другом. Звучит Полька.                                                                                                                                              Дети идут   друг за другом по одному. С окончанием первой части музыкальный руководитель произносит «два», дети перестраиваются в пары и т. д.

Словесно-логическое упражнение (расширение и активизация понятия «осень», развитие ритмико-интонационной стороны речи, развитие логического мышления, развитие словообразовательной функции речи, образование прилагательных от наречий).        

Логопед: Дети, какое сейчас время года?                                                                                                       Дети: Осень.                                                                                                                                                    Логопед: Какая сегодня погода?                                                                                                                    Ответы детей                                                                                                                                                        Логопед: Осенью погода бывает неустойчивая. Она очень разная. Бывает солнечно! Как говорят о такой погоде?                                                                                                                                                             Дети: Погода солнечная.                                                                                                                                          Аналогично: пасмурно-пасмурная, дождливо-дождливая, ветрено-ветреная, прохладно-прохладная, холодно-холодная, тепло-теплая, сыро-сырая, сухо-сухая.                                             Логопед: Когда холодно, дождь, ветер – это ненастье. Это погода какая?                                          Дети : Погода ненастная.

Упражнение с ритмослогами. (Развитие чувства темпа и ритма, ритмико-интонационной стороны речи)

Логопед: Скажем об осенней погоде на ладошках.                                                                                    Дети вслед за музыкальным руководителем пропевают ритмослоги: дождливая, холодная, прохладная, сырая, сухая, ненастная.

Этюды на выражение психоэмоционального состояния (Развитие слухового, мышечного чувства, мимики, эмоций)

Логопед: Погода бывает разная. Она влияет на настроение человека. Когда небо чистое, светит яркое солнце, настроение какое? Веселое, радостное или грустное и печальное?                           Дети: Настроение веселое, радостное.                                                                                                    Логопед: Да, в солнечную погоду, настроение веселое, радостное.                                               Логопед показывает пиктограмму с изображением веселого лица. Звучит литовская мелодия в обработке Т. Ломовой «Веселые дети». Дети мимикой выражают радость, выпрямляются, разводят руки, поднимают голову.                                                                                                             Логопед: А когда небо серое, дует ветер, моросит мелкий осенний дождь, на улице грязь и лужи, а солнышко закрыто тучками, какое настроение?                                                                                         Дети: Грустное и печальное.                                                                                                                                     Логопед показывает пиктограмму с изображением грустного лица.                                                                                                Звучит произведение П.И. Чайковского «Осень». Дети мимикой выражают грусть, расслабленно опускают руки, плечи, округляют спину, опускают голову на грудь.                                                       Логопед: Да, грустное и печальное настроение, по-другому говорят – унылое. Серый, дождливый осенний день называется унылым, а дождливая осень – унылой порой.

Слушание музыки (Развитие слухового, зрительного, образного восприятия, внимания, памяти. Развитие музыкального слуха. Обогащение семантического поля словами-признаками).       Логопед: Послушайте музыку и скажите, какую погоду вы представили себе? Солнечную, ясную, теплую, дарящую людям радость или унылую, дождливую, серую, пасмурную, навевающую сильную грусть-печаль?                                                                                                                                        Звучит сначала бодрая, веселая мелодия, затем грустная, печальная. Каждый ребенок показывает карточку с изображением солнца или туч на небе, и говорит о погоде – какая она.

Словесно-логические упражнения (Формирование способности подражать движениям логопеда. Развитие слухового восприятия, чувства темпа и ритма, воображения, речемыслительной деятельности. Развитие ритмико-интонационной стороны речи. Развитие движения, координации речи с движением, импровизации).                                                                                                               Логопед: Осенью часто бывает ветрено. Когда дует осенний ветер, что происходит с листьями на деревьях?  Что делаю листья?                                                                                                                                                                Дети: Листья падают на землю, кружатся в воздухе, летят, вьются, танцуют в воздухе, ложатся на землю, стелются по земле, опускаются на землю.                                                                                   Логопед: Как называется осеннее природное явление, когда в ветреную погоду листья с деревьев долго падают, сыплются «золотым дождем»? Что это?                                                                                       Дети: Листопад.                                                                                                                                                            Логопед, показывая на лежащие вокруг листья, декламирует стихотворение Ю. Капотова «Листопад»:

                                             Опавшей листвы разговор еле слышен

                                               —  Мы с кленов, мы с яблонь…

                                               —  Мы с вишен, с осинки…

                                               —  С черемухи, с дуба, с березы…

                                                Везде листопад. На пороге морозы.                                                                         Дети, почему в этом стихотворении поэт говорит о том, что после листопада придут морозы?          Дети: Потому что листопад наступает в конце осени.                                                                                  Логопед: Листопад бывает после маленьких морозов- заморозков. После заморозков листья слабо держатся за веточки и во время ветра легко отрываются от них. Морозы приходят после заморозков. Дети, вам нравятся осенние листочки?                                                                                  Дети: Нравятся.                                                                                                                                                     Логопед: Возьмите по два листочка. (дети берут листочки) Волшебница – осень цвет каждого изменила. Только у хвойных деревьев остался хвойный наряд. (показывает на искусственные елки и сосны). Хотите побыть листочками и поиграть с музыкой, ветром и ветерком?                              Дети: Да, хотим.                                                                                                                                                         Логопед: Для этого надо сказать, с какого дерева каждый листочек, назвать его какой он, назвать его цвет. А затем произнести волшебные слова: «ОМ, ом, побуду я листом». Например: «Это лист с березы. Он березовый, золотой. ОМ, ом, побуду я березовым листом!»                                         Дети выполняют задания и становятся листочками.                                                                                         Логопед: Листочки, поиграем с музыкой, ветром, ветерком?                                                                         Дети: да                                                                                                                                                                      —       Тихо звучит музыка. На музыкальном фоне логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие действия.

Мы, листики осенние                                                   руки подняты в стороны – вверх, кисти рук                      На веточках сидели.                                                      обращены вниз. Присели на корточки                                                   Мы летели, мы летели                                                 легкий бег                                                                                                                     И на землю тихо сели.                                                 присели на корточки, плавно опуская руки.           Ветер снова набежал,                                                  сохраняется прежнее положение.                                                        И листочки все поднял                                                выпрямляются, руки подняты в стороны, вверх   Повертел их, покрутил,                                                кисти рук обращены вниз                                     Повертел их, покрутил                                                импровизация «листочки вертятся в воздухе»             И на землю опустил                                                     присаживаются на корточках, плавно опуская руки

Коммуникативная ситуация (развитие подражательности, чувства ритма, интонации. Развитие диалогической речи. Развитие умения использовать логическое ударение в речи).

Логопед: Дети, вы листочки?                                                                                                                                        Дети, подражая, отвечают на вопросы логопеда в отраженной форме речи.                                  Копируют эмоциональную реакцию логопеда.                                                                                               Дети: Мы листочки.                                                                                                                                           Логопед: Вы осенние листочки?                                                                                                                             Дети: Мы осенние листочки.                                                                                                                                 Логопед: (а за ним дети) На земле мы все лежим. Дунет ветер – полетим.                                          Звучит музыка, дети-«листочки» летают                                                                                                    Логопед (с окончанием музыки): Вы летали?                                                                                                Музыкальный руководитель (а за ним дети): Мы летали, мы летали! Мы, листочки так устали!  

Этюд на выражение усталости (Развитие подражательности, выразительности психоэмоционального состояния)                              

Звучит музыка. Дети, подражая музыкальному руководителю, стоят, свесив руки вдоль тела. Плечи опущены. Голова наклонена вниз.                                                                                                Логопед: Ом, ом! Хватит быть листом! Перестал дуть ветерок. Все построились в кружок.        Логопед: Очень хочется ветерку, который скучает в домике-ротике, поиграть с вами.                        Логопед под музыкальное сопровождение показывает и рассказывает, когда делать вдох и выдох; как дуть: спокойно, медленно, продолжительно. Под музыку дети поднимают правую руку с листиком вверх (вдох), на акцент в музыке начинают дуть на листик, опуская руку. Повторяют 3-4 раза.                                                                                                                                                                  Логопед: Дети, а сейчас музыка проводит вас к вазе. Поставьте листья в вазу.                                    Звучит музыка. Дети выполняют задание.                                                                                                Логопед: Какой красивый осенний букет из листьев – великолепное украшение зала!                      

Упражнение, активизирующее внимание

Логопед: Были листочки, а теперь – дети Давайте погуляем! Через лужи будем перешагивать, а затем будем прыгать прямо в лужи. Хотите?                                                                                                   Дети: Да, хотим!                                                                                                                                                    Логопед: Будем внимательно слушать музыку и сначала осторожно шагать вокруг луж, стараясь на замочить ноги, затем прыгать в них.                                                                                                                Проводится игра «Большие и маленькие лужи»

Упражнение на развитие физиологического дыхания                                                                                           Фоноритмика (развитие артикуляции, дыхания, модуляции голоса)                                                                                                            

Распевание гласных [А] [У] [Ы] [Э] [О] с движением руки по направлению вверх, а затем вниз.                      

 

Логопед: Споем звуковые песенки с гласными звуками [А] [У] [Ы] [Э] [О] вверх и вниз по лесенке:

                                                                             О

                                                                      Э             Э

                                                               Ы                          Ы

                                                         У                                        У

                                                   А                                                   А  

Логопед: В домике-ротике живет язычок. Любит он как осенние листочки, качаться влево –вправо. Под музыку дети выполняют движения языка влево-вправо, вверх, вниз.                                            Логопед: Как листочки кружатся в воздухе, так веселый язычок любит кружится вокруг своего домика-ротика.                                                                                                                                                                                                               Под музыку вальса дети выполняют круговые движения языком.                                                                 Логопед: В солнечную, ясную, теплую погоду язычок выбегает из домика-ротика на прогулку, а в дождливую прячется в домик-ротик вот так.                                                                                                                                 Под музыку дети выполняют движения языка вперед-назад.

Игра «Солнышко и тучка» (Развитие умения вслушиваться в обращенную речь и выполнять соответствующие действия. Развитие речемыслительной деятельности. Образование антонимов)

Логопед: Ветер гонит тучки. Они часто осенью закрывают солнышко. И тогда становится не жарко, а как?                                                                                                                                                                                Дети: Холодно.                                                                                                                                                              Логопед: Холодновато, свежо. А когда ветер тучки прогонит, солнышко выйдет из-за туч, тогда как становится?                                                                                                                                                                    Дети: Жарко.                                                                                                                                                               Логопед: Поиграем в игру «Солнышко и тучка»?                                                                                        Дети: Поиграем.                                                                                                                                                         Логопед: Солнышко зашло за тучу, стало свежо. Сожмемся в комок, чтобы согреться, и задержим дыхание. Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабимся, нас разморило солнце – выдох.             Игра повторяется 3-4 раза.                                                                                                                                       Логопед: Туча солнышко закрыла и включила в небе душ. Что это за душ, ребята?                                         Дети: Это дождь.

Пение (развитие певческого дыхания, певческой интонации, звукообразования).                                Логопед: Дождь дарит земле влагу, чтобы весной был богатый урожай. Споем песню о дождике. Дети вместе с музыкальным руководителем поют песню «Дождик»

Музыкальная игра «Дождик» (Развитие умения начинать движения с началом звучания музыки и заканчивать с ее окончанием).

Выбегает ребенок- «дождик». На нем плащ-дождевик, в руках блестящие ленточки из фольги. Логопед: В гости к нам дождик пришел. Он любит играть с детьми. Дети, поиграем с дождиком? Дети: Поиграем.                                                                                                                                                        Логопед: Кто под дождик попадет, тот сейчас водить пойдет.                                                                  «Дождик» бежит за детьми, дети убегают. Игра проводится с музыкальным сопровождением.

Релаксация (развитие регуляции мышечного тонуса, слухового восприятия).                      

Дети ложатся на ковер на спину, закрывают глаза, слушают шум дождя и ветра в записи.

Игра «Назови слово» (обогащение словарного запаса словами-признаками, словами-действиями. Развитие чувства темпа ритма. Развитие координации слова с движением).                                         

Логопед: Мы играли, не скучали. Дети, расскажите дождику, какой он бывает? На каждое слово делайте шаг вперед.                                                                                                                                                                      Дети: осенний, весенний, летний, холодный, теплый, грибной, небольшой, сильный дождь- ливень, моросящий, грустный, веселый, мелкий.

Итог                                                                                                                                                                                       Логопед: Расскажите, дети, что же мы делали сегодня в музыкальном зале?                                                   Ответы детей.                                                                                                                                                              Логопед: О каком времени года мы говорили?                                                                                                        Дети: Мы говорили об осени.                                                                                                                                   Логопед: О какой погоде мы с вами говорили? Об осенней, зимней, летней?                                              Дети: Мы говорили об осенней погоде.                                                                                                                       Логопед: Какая бывает осень?                                                                                                                           Дети: Осень бывает дождливая, сырая, сухая, ветреная, поздняя, ранняя, золотая, разноцветная, теплая, холодная, красивая, сказочная, хмурая, добрая, ненастная.                                                                  Логопед: Мы играли, мы плясали, рассказали все, что знали. А теперь пора нам в группу.                     Дети под музыкальное сопровождение (песня «Осенние листочки» муз. А.Филиппенко,                               сл. Е.Макшанцевой) идут по кругу и выходят из зала.

×
×