Автор: Гаджиева Татьяна МИхайловна
Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..……………2-3
Глава 1. Игровые педагогические технологии в психолого-педагогической
литературе……………………………………………………………………………………3
Глава 2. Игровые технологии в системе педагогических технологий…………………..3-4
Глава 2. Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на урока русского языка…………………………………………………………………….4-6
Глава 3. Экспериментальная работа с использованием игровых технологий на уроках русского языка как средства развития познавательной активности учащихся 6 классов…………6-7
Заключение…………………………………………………………………………………….7
Список литературы…………………………………………………………………………..7
Введение
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей с особыми образовательными потребностями свидетельствует о низком уровне их готовности к учебной деятельности в школе. У таких детей отсутствует интерес к учению, снижено внимание. Коррекционного вмешательства требуют все сферы личности таких учащихся. Причем эмоциональное развитие заслуживает особого внимания, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми, соответственно, во многом определяет успешность социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.
У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Любая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Цель работы: исследование особенностей использования игровых технологий на уроках русского языка как средства развития познавательной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2.Определить место игровых технологий в учебно-воспитательном процессе.
4.Экспериментально проверить эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка как средства развития познавательной активности.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: игровые технологии, используемые на уроках русского языка.
Гипотеза: игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, изучение педагогического опыта.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучен и систематизирован теоретический и методический материал по данной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в уточнении значения игровых технологий как средства развития познавательной активности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Глава 1. Игровые педагогические технологии в психолого-педагогической литературе.
В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. У Г.К. Селевко определение игры таково: «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В.Штерн в своей теории игры рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.
Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ З.Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, меняют свою природу, и он активно управляет ими.
Особый вклад в исследование данной проблемы внёс Л.С. Выготский. Он отмечает, что игра школьника – это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Центральным моментом игры Л.С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».
По мнению многих современных исследователей (С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новосёлова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Г.Л.Лэндрет и др.), игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Глава 2. Игровые технологии в системе педагогических технологий.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных учебных игр.
В отличие от игр вообще учебная игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Исследование психолога Л.С.Славиной показало, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что оказалось на уроке трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
1) по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
2) по характеру педагогического процесса:
— обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
— познавательные, воспитательные, развивающие;
— репродуктивные, продуктивные, творческие;
— коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
3) по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные;
4) по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные.
Глава 3. Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепление знаний, приобретенных на уроках.
Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой материал. Дидактическая игра направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей.
Основная форма обучения в школе – урок. И дидактическая игра в школе применяется как самостоятельный метод, а в отдельных случаях – как дидактический прием.
Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.
Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры.
Правила направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правила помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует честности, усвоения способов и культуры общения, ответственности, точности.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ИКТ, дидактический раздаточный материал и др.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Реализация игровых приёмов при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
1)дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2)учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3)учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
4)успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (организационный момент, актуализация знаний, знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2)игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью игровые моменты имеют особенно важное значение: они повышают интерес, делают более конкретным, наглядным, мотивированным и действенным учебное занятие.
Кроме того, включение в урок специальных корригирующих упражнений предполагает развитие высших психических функций ребенка: воспитания различных видов памяти (вербальной, эффективной, образной, двигательной) и ее процессов: запоминания, узнавания, воспроизведения, мышления, внимания.
Наиболее часто такие упражнения используются на этапе урока «организационный момент». Эти упражнения сразу включают учащихся в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке.
Начинается урок организационным моментом, продолжительность которого 1-2 минуты. Цель этого этапа – сконцентрировать внимание учащихся на учителе, настроить их на учебную деятельность.
Например, хорошо проходят инструкции следующего типа:
— Сядет тот ученик, у кого имя начинается на звук Н, Е и т.д.
— Сядут те ученики, у которых в середине имени есть звук А
Возможны различные модификации этой инструкции:
— Сядет тот, кто образует слово – признак, прилагательное от существительного: гора-горный, холод-холодный и т.д.
— Сядет тот, кто назовет предмет во множественном числе. Чашка – чашки, блюдце, стакан, чайник, кружка.
На других этапах урока предлагаются упражнения по развитию памяти, внимания, восприятия. Предварительно ученикам дается установка: «Кто быстрее решит задачу, справится с головоломкой, найдет ошибку и т.п.».
Задания могут быть разложены по цветным конвертам. Учащиеся сами выбирают себе задание. Причем цвет конверта соотнесен со степенью сложности задания:
Красный конверт – очень трудное задание.
Желтый конверт – более простое задание.
Зеленый конверт – самое простое задание.
Ученики приучаются к тому, что цвет конверта – это показатель сложности задания. Например, такое задание можно использовать при изучении темы: «Безударные гласные» – пирамиды разрезаны как осколочные картинки. Кто быстрее соберет пирамиду, соревнование рядов. Сложить пирамиду, вставить пропущенные буквы. Составить предложение со словами.
Интересны упражнения на логическое мышление.
Например:
Составь из букв слова:
а, к, с, о, и, м, р, т;
м, щ, а, н, и, ы, г, р.
Фонетические игры – игры-загадки, имитации, соревнования, игры с предметами, на внимательность. Например:
1. Необычный телефон (игра-соревнование). Рисуется телефон. На диске вместо цифр – буквы. Участники набирают слова по определенной теме и называют их.
2. Назови слово (игра с предметом). Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя какой-либо вопрос, касающийся темы.
3. Скороговорка (игра-имитация). Участники пытаются произнести за ведущим скороговорку, стишок или фразу на определенный звук.
Лексические игры – игры на карточках, загадки, кроссворды. Игры типа «Найди слово», «Составь пословицу» и т.п.
Коммуникативные игры – составить предложение из слов, текст из разбросанных предложений.
Коммуникативная игра позволяет сосредоточить и сконцентрировать внимание участников на содержании, тренируя все навыки и умения.Здесь важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по образцу, затем на действия по аналогии с образцом и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера.
Глава 3. Экспериментальная работа с использованием игр
Для подтверждения гипотезы на основе изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у школьников, с опорой на педагогические условия организации и проведения педагогических игр на уроках русского языка, способствующих повышению интереса к данному предмету, была проведена экспериментальная работа. В ходе практической работы были проведены следующие диагностические методики:
— анкетирование среди учащихся;
— наблюдение за деятельностью учащихся.
Анкетирование проводилось среди учащихся 6«Б» класса КГБОУ «Шарыповская школа».
В 6 «Б» классе 10 учащихся. Класс разноуровневый. По результатам психолого-педагогической диагностики, проведенной специалистами школы, по В.В.Воронковой (характеристика учащихся по способностям к фронтальному обучению) выявлены 2 группы учащихся:
-5 учащихся относятся ко 2 группе: эти учащиеся понимают учебный материал, могут самостоятельно выполнять грамматические задания, переносить знания в новые условия, допускают наименьшее количество ошибок при диктовке;
-5 учащихся относятся к 3 группе: учащиеся с трудом усваивают учебный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи, каждое измененное задание воспринимают как новое, допускают большое количество ошибок при диктовке.
Цель анкеты: выявить мотивацию учащихся по отношению к русскому языку.
Анкета проводилась два раза в начале III четверти и в середине III четверти для того, чтобы сравнить результаты с интервалом в полтора месяца
Анкета состояла из 5 вопросов.
1.С каким настроением ты обычно идешь на урок русского языка? (хорошим, радостным, плохим).
2.Нравится ли тебе предмет «Русский язык»? (да, нет, не очень).
3.Устаешь ли ты на уроках русского языка? (да, иногда, нет).
4.Что тебе нравится на уроках русского языка:
а) выполнять упражнения:
б) получать хорошие отметки:
в) участвовать в конкурсах.
5. Хотел(а) бы ты играть на уроках русского языка? (да, нет, иногда).
Уровень мотивации на начало эксперимента составил 40%, на конец эксперимента – 70%.
Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации на уроках русского языка у учащихся 6 «б» класса низкий.
В течение III четверти на уроках русского языка использовались игровые технологии. По завершению эксперимента вновь была проведена анкета.
Второй этап анкеты дал следующие результаты: уровень мотивации повысился до 70%. Таким образом, анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что проведение игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась. Следовательно, использование игровых технологий положительно влияет на обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.
Метод наблюдения.
Цель: выявление уровня интереса учащихся к урокам русскому языка.
Наблюдение происходило за деятельностью учащихся на уроках русского языка. В ходе наблюдения выяснилось, что данный урок у школьников не является любимым предметом. Также можно было заметить, что к концу урока активность учащихся заметно снижается, снижается и уровень внимания, школьники начинают заниматься посторонними делами, и как следствие идет понижение интереса к уроку.
При использовании различных дидактических игр учащиеся работали с повышенным интересом, от своей деятельности они получали удовольствие, старались выполнить задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входило такое средство обучения, как игра, повышалась активность учащихся, возрастал их интерес к уроку.
Таким образом, из наблюдения видно, что проблема повышения интереса к русскому языку в школе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит игра. И использовать игровые технологии надо систематически и на разных этапах урока.
Заключение
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются.
В ходе проведенной работы мною выявлено, что использование игры помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного процесса к русскому языку, как к учебному предмету.
Проведение игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась. Следовательно, использование игровых технологий положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов повышения мотивации к обучению русскому языку.
Список литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. — М., 1999 г.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды М., Педагогика, 1989 г.
3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. — М., 1984г.
4. Маркова А.К. Мотивация учения в школьном возрасте. — М.,1983г.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения.- М.,1990г.
6. 11.Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под редакцией Б.П.Пузанова, Москва, 1999 г.
7. 12.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К.Аксенова, Гуманитарный издательский центр, Москва, 2002 г.