Автор: Виноградова Ольга Викторовна
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ждановская школа искусств
ДОКЛАД
На тему:
«Особенности организации дистанционного обучения
в детских школах искусств»
Преподаватель: Виноградова Ольга Викторовна
2022 2023 уч.г.
1 ВВЕДЕНИЕ
В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования. Конечно это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв.
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе используются и при организации учебного процесса в начальных классах. Но технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень.
Дистанционное обучение может стать приемлемой альтернативой очных занятий, но не может притеснить или тем более исключить традиционные очные формы обучения в детской школе искусств.
Основные положительные моменты дистанционного обучения:
— осуществление обучения в индивидуальном темпе;
— доступность и независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения;
-технологичность, комфортные условия, для творческого самовыражения обучаемого.
2. Нормативно-правовая база
Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.
Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». В соответствии со статьёй 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
При этом в образовательных учреждениях, реализующих дистанционное обучения должен быть определенный пакет документов, регламентирующих данную деятельность.
К ним относятся:
документы федерального, муниципального уровня по организации дистанционного образования;
приказ ОУ о назначении ответственного лица за организацию работы в проекте;
приказ ОУ о назначении преподавателей (педагогов-предметников), работающих в проекте «Дистанционное образование»;
приказ на детей, участвующих в проекте;
база данных на детей и педагогов, работающих с ними;
программно-методическое обеспечение;
календарно-тематическое планирование педагогов, работающих в проекте;
локальный акт ОУ по организации и осуществлению дистанционного образования в учреждении;
функциональные обязанности педагогов-кураторов;
должностная инструкция преподавателя;
договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи;
пакет документов на обучающегося (заявление родителей, учебный план, расписание занятий).
3. Материально-техническое обеспечение
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Таким образом, «в зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям».
— Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для обучающихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что обучающийся может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося.
— Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени. (см. приложение 3)
— Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель «видит», как обучающийся выполняет задание, может корректировать его работу. Недостаток данного ресурса в том, что есть ряд стран, которые ограничивают работу данного браузера и использование его ресурсов становиться невозможным. (см. приложение 4)
— Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. «Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у обучающегося. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке обучающийся, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д. В свою очередь, этот веб сайт размещается точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, преподаватель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с обучающимися. Может создавать и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д. Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал».
— Возможно также использование различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т.д.
При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.
4 Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.
«Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.» , что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.
Проведение обучения обучающихся, имеющие ограниченные возможности.
«Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме».
«Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением».
Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают обучающихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов обучающимся могут предлагаться:
компьютерные обучающие программы;
электронные учебные пособия;
компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
электронные справочники;
учебные аудио и видеоматериалы;
информационные материалы.
Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.
«Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними». [6]
«Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению» [6], снятию эмоционального напряжения.
Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.
«Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями».
«Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.»
«Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии».
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:
Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.
Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и ответственный обучающийся может
«Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.
Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.
«Первый учитель.ru»
http://nachalka.ucoz.ru/
«Перспектива»
Центр интеллектуального гуманитарного развития
http://wkonkurs.ru/
Портал Национальной образовательной программы
«Интеллектуально-творческий потенциал России»
http://future4you.ru/
Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»
http://mathkang.ru/
Центр дополнительного образования Снейл
http://nic-snail.ru/
Центр инновационных ресурсов
http://irc43.ru/zadaniya-olimpiady-muravejnik.html
Myshared.ru (сайт презентаций)
http://www.myshared.ru/
5.Организационная деятельность преподавателя детской школы искусств по проведению дистанционного обучения
Анализ возможностей обучения (технические ресурсы семьи, согласие родителей, согласование расписания занятий)
Установка программного обеспечения на компьютер ребенка и преподавателя (по необходимости).
Обучение родителей работе с программой (по необходимости).
Адаптирование образовательной общеразвивающей программы к форме дистанционного обучения (видеоуроки, чат, видеоконференции с другими детьми, формы фиксации образовательных результатов).
Проведение занятий по расписанию.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дистанционное обучение в условиях самоизоляции будет апробировано для образовательного процесса в детских школах искусств в условиях самоизоляции населения.
Правильный подход к организации, внедрению и распространению дистанционного обучения в детских школах искусств может открыть новые возможности привлечения большего числа одаренных учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития, сотрет временные и территориальные границы для желающих обучаться по программам детских школ искусств, позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность школ искусств.
7. Список литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных дополнительного образования детей».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Андреев А.А. Обучение в сети Интернет (как учатся и преподают в Интернете). – Saarbrücken, Germany: LAP Lambert Academic Pablishing, 2010. – 91 с.
Босова Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения // Школьные технологии. – 2007. – № 5. – С. 179–184.
Вахромов Е.Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализации // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 45.
Дьякова О.И., Никуличева Н.В. Внедрение инноваций: почему падает мотивация педагогических работников? // Народное образование. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2016. – № 6. – С. 60–65.
Заичкина О.И. Составляющие ИКТ компетентности педагога // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 10–15.
Заичкина О.И. Опыт и проблемы управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий // Сборник материалов международной научно- практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования» – М.: ИИО РАО, 2009. – С. 19–24.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
Хапаева С.С., Заичкина О.И. Индивидуализация образовательного процесса в условиях электронного обучения // Ученые записки ИСГЗ. – Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – № 2. – С. 99–104.
Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М., 2002. – 558 с.