8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми с ТНР среднего дошкольного возраста

Автор: Шагиахметова Марина Владимировна

«Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего

дошкольного возраста с ТНР»

 

Поисково-исследовательская деятельность формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности, стимулирует познавательную активность дошкольника с ТНР, развивает воображение, творчество, систематизирует представления об объектах окружающего мира, побуждает к его познанию.  Использование в работе  таких форм, как опыты  и эксперименты, помогает активизировать ребенка, дает возможность поиска самостоятельного решения, не давая подсказок и готовых ответов. При помощи визуального, акустического, сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают и систематизируют знания.

В процессе поисково-исследовательской деятельности ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается сам спрогнозировать результат, имеет возможность опираться на ранее полученные знания и опыт.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, номинативную и регулятивную.

В процессе эксперимента развивается связная речь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи). Коммуникативная функция речи обогащается в непринужденной обстановке, где дети учатся взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности и развивать диалог, умение высказываться в форме небольшого рассказа. Воспитанники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и регулировать свою деятельность совместно с другими детьми и взрослыми (регулятивная функция речи).

    Ребенку, у которого нарушена речь, очень трудно самостоятельно организовать свою поисково-исследовательскую деятельность, так, как у детей с ТНР отмечается низкий уровень сформированности памяти, внимания, мышления, нет умения и навыков связно излагать свои мысли и высказывания носят односложный характер.

Недостаточность целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития дошкольника свидетельствует об ее актуальности. В связи с этим, я попробовала разработать в помощь коллегам методическое пособие: «Поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста», которое может изменяться и дополняться, исходя из интересов коллектива воспитанников и педагогов.

 

           Цель методического пособия — создать условия для развития познавательной активности и любознательности ребенка через деятельностное познание окружающего мира путем экспериментирования.

Создание условий для развития речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности является основной целью моей работы, в ходе которой решаются задачи:

1.    Создавать развивающую предметно-пространственную среду в группе и условия для развития активной самостоятельной детской деятельности.

2.    Развивать речь дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

3.    Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4.    Воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, прививать навыки самоконтроля и анализа своих действий.

5.    Привлекать родителей к совместной проектно-исследовательской деятельности.

Данное пособие обеспечивает комплексное развитие ребенка в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Физическое развитие:

Задачи:

1.    Формировать первичные представления о здоровом образе жизни, о правилах безопасной жизнедеятельности через знакомство детей с функцией носа, его строением, строением тела человека, знакомство с органами чувств и их назначением, с возникновением звуков речи и охраны органов речи.

2.    Развивать мелкую моторику путем ощупывания объектов обследования, применением приема обрывания, работы с ножницами, лупами, пипетками и с мелкими предметами.

Социально-коммуникативное развитие:

Задачи:

1.    Предоставлять возможность проявлять самостоятельность в процессе индивидуальных действий.

2.    Поддерживать детскую инициативу, создавая условия для проверки личных предположений и предположений сверстников.

3.    Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через построение деятельности на основе такого взаимодействия, создание ситуаций взаимопомощи.

4.    Формировать позитивное отношение к окружающим природным и рукотворным объектам через знакомство детей с объектами природы и продуктами деятельности человека.

Познавательное развитие:

Задачи:

1.    Развивать у детей воображение, познавательную активность и любознательность путем создания условий для выражения своих чувств, мыслей и ощущений; придумывания названия для прошедшей исследовательской деятельности.

2.    Формировать познавательные действия через установление правил взаимодействия и алгоритма исследования объектов и не директивную помощь детям.

3.    Дать первичные представления о себе и других людях через знакомство со строением и функциями некоторых органов человеческого организма.

4.    Дать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира через исследования объектов живой и неживой природы.

Речевое развитие:

Задачи:

1.    Развивать словесно-логическое мышление через оречевление действий и формулирование выводов.

2.    Развивать связную речь путем составления рассказов о проведенных опытах.

Художественно-эстетическое развитие:

Задачи:

1.    Формировать созидательное отношение к миру природы через его восприятие и понимание хрупкости и красоты, знакомство с некоторыми явлениями природы.

2.    Помочь в восприятии и понимании мира рукотворных объектов через знакомство с объектами деятельности человека.

 В течение трех лет одним из направлений образовательной работы в группе была организация поисково-исследовательской деятельности, которая проводилась по разработанному мною методическому пособию: «Организация поисково-исследовательской деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста».

 Для создания условий для личностного развития ребенка через деятельностное познание окружающего мира в средней группе организуется уголок «Опыты. Эксперименты», а в старшей и подготовительной группе – «Лаборатория».

 

  В течение года через практическую деятельность дети знакомятся с качествами и свойствами различных материалов: бумага, древесина, ткань, стекло, металл, резина, пластмасса; уточняют свойства воды. Так же через поисково-исследовательскую деятельность дети уточняют функции и строение тела человека: нос, лицо, туловище; знакомятся с органами чувств и их значением: осязание, обоняние, слух.                         

      Каждая деятельность включает в себя: цель, мотивацию (в средней группе только игровая). В пособии прописана предварительная работа (которая предполагает включение родителей на подготовительном этапе к деятельности), содержание самой непосредственной деятельности. Учитываются речевые особенности  воспитанников с ТНР — планируется словарная работа, прогнозируются предполагаемые трудности.

Исследовательская деятельность «Ткань». Осуществляется с целью – научить узнавать вещи из ткани, определять ее свойства и качества.

Мотивация: при игре с куклами педагог спрашивает, из чего сшита одежда у кукол? Выслушивает их ответы. Затем предлагает каждому взять кусочек ткани, принесенный из дома.

Подготовка к деятельности

Содержание деятельности                                                                                                                                

  Выкладываем на столы ножницы, емкости с водой, кусочки ткани, принесенные из дома.

Ощупываем свой кусочек ткани, мнем, тянем за два противоположных края, разрезаем на две части ножницами, опускаем в воду (вспоминаем, что было с бумагой в воде), оставляем на батарее – проверить, что случится. Взрослый демонстрирует, что при сильном натяжении ткань рвется, поджигает ткань. Проводим игру «Назови, что вокруг из ткани». Показать, какие куклы делали раньше, давным – давно.

Словарная работа: мну, тяну, режу, мочу. Ткань, тряпичная кукла.

Результат: ткань мнется, тянется, режется, намокает, горит, рвется. Составляем алгоритм описания «свойства ткани».                                      

Выводы: из ткани шьют одежду, ее можно стирать.

Затруднения: введение в речь существительного «ткань».

Познавательная информация: давным – давным — давно, когда бабушки ваших мам и пап были маленькими куклы не продавались в магазинах. Кукол делали сами из кусочков ткани, они были тряпичными (взрослый при детях изготавливает куколку, предлагает детям нарисовать лицо).

 

 

Включение методического пособия «Поисково-исследовательская деятельность для детей        среднего дошкольного возраста» в  образовательную деятельность способствовало:

     содействию и сотрудничеству детей и взрослых, признанию ребенка полноценным участником образовательных отношений;

     поддержке инициативы детей в различных видах деятельности;

     формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

     развитию любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности;

     формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании), об особенностях природы;

     способствовало созданию условий для развития всех компонентов речевого развития: звукопроизношение, граммстрой, словарь, связная речь, интонация, а так же развитие мелкой моторики;

     включению родителей в образовательный процесс при подготовке к исследовательской деятельности, повторению опытов в семье, проведению других опытов и трансляции в группе.

    Запланированная поисково-исследовательская деятельность для воспитанников среднего дошкольного возраста на период с сентября 2020 года по август 2021 года содержит:

 

Знакомство со свойствами и качеством различных материалов через темы:

«Бумага», «Древесина», «Ткань», «Стекло», «Металл», «Резина», «Пластмасса».

 

Знакомство  с правилами безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни через  темы:

«Нос», «Веселые человечки», «Наши помощники», «Откуда берется голос», «Что звучит»

 

Знакомство с окружающими природными и рукотворными объектами через темы:

«Окрашивание воды», «Цветные льдинки», «Когда это бывает», «Почему тает снег», «Где снег не тает», «Где будут первые проталинки», «Как спрятаться бабочкам», «Вертушка», «Песок. Глина», «Место для воздуха», «Какие бывают камешки», «Откуда берутся камни», «Мыльные пузыри»

 

 

 

 Список используемых источников

 

— О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина « Неизведанное рядом» : Занимат. опыты и эксперименты для дошкольников — М. : Твор. центр, 2001. — 188 с. : ил.; 20 см. — (Серия «Вместе с детьми»).; ISBN 5-89144-169-1                                                                                         

— Дженис Ван Клив . 200 экспериментов. Пер. с англ. М. Издательство Уайли. Год издания 1995 г. Страниц: 256. Переплет: мягкий. Формат: уменьшен.

— Н. А. Рыжова, «Что у нас под ногами»: блок занятий «Песок. Глина. Камни» / Н. А. Рыжова. — М. : Карапуз-Дидактика, 2005 (АООТ Твер. полигр. комб.). — 221 с. : ил.; 22 см. — (Программа «Наш дом — природа»).; ISBN 5-9715-0006-6 (в пер.)

 

×
×