8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Развитие новых компетенций в урочной и внеурочной деятельности учащихся

Автор: Галина Ивановна Ковалёва

  Ковалёва Галина Ивановна, учитель математики  высшей

квалификационной категории муниципальное  бюджетное

                                                                                                                                                                        общеобразовательное  учреждение Куйбышевского района

                                                                                                                                               «Гимназия №1 имени А.Л. Кузнецовой»

Развитие  новых компетенций в урочной и внеурочной  деятельности учащихся

 

Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку личности школьника  его ключевых компетенций.  Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса обучающегося к творчеству, где важная роль отводится урокам математикиРазвитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни..       «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,  которые  бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.» Л.Н.Толстой

      Эти слова Льва Николаевича Толстого актуальны  и сегодня. «Креативность», «творческий подход», «креативная  личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» — эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.  Ведь именно креативность,  способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

 Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это, то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе.

      Учителей, отдавших работе в школе не один год, волнуют вопросы: как  же добиться того, чтобы учиться детям было радостно, интересно и в тоже время,  чтобы научить их  использовать математику в повседневной жизни?

        Конечно, нужно обучать школьников решению задач прикладного характера, развивая математическую грамотность как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику в повседневной жизни и как составляющую функциональной грамотности. Такие задачи содержат исторический экскурс и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать на протяжении всего процесса обучения, проводя соответствующую работу.

        Сегодня  математическом образовании внедряется большое количество учебных технологий. Среди них личностно- ориентированные,  информационные, интерактивные, технологии критического мышления, модульно-рейтинговая система, технологии развития творчества, дистанционное обучение и др.  В большинстве технологий достаточное внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, их познавательной активности. И в меньшей мере или вообще отсутствует внимание к формированию потребности  саморазвития и самообучения,   умений  деловой активности, необходимых в выборе будущих профессий. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого обучающегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.                               Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Разрабатывая систему работы с одарёнными детьми по математике,  мною были поставлены задачи:

·        создать благоприятные условия для достижения максимальной самореализации способностей обучающихся;

·        расширять возможности для участия способных  обучающихся в школьных, районных, областных, всероссийских, международных  олимпиадах, конференциях, турнирах, различных конкурсах;

·        осуществлять выбор рациональных форм работы;

·        выбирать среди различных систем обучения те методы и приёмы, которые способствуют развитию самостоятельности и творчеству.

Решение этих задач осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Систему работы по развитию творческих способностей обучающихся можно разделить на этапы  по классам:

 

этапы

в  учебной деятельности

во внеурочной деятельности

5-6 классы 

Выполнение творческих заданий, составление кроссвордов и их решение, математические головоломки, ребусы, дидактические   игры «Я знаю, а ты?». Использование тренажеров, умение

самостоятельно работать с текстом, составлять план по решению задачи, задавать вопросы, составлять схемы. Опережающее обучение  по ряду тем. Проектная деятельность.

Участие в школьных олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, выступления перед родителями на родительских собраниях,  общешкольных и муниципальных НПК. Защита проектов в рамках интеллектуального праздника «Весна, гимназия,нтеллект»

7-9 классы

Выполнение заданий повышенного уровня сложности. Решение задач методом  проб и ошибок. Заполнение сравнительных  таблиц, анализировать и делать выводы, самостоятельная работа по составлению и решению текстовых задач с практико-ориентированной направленностью,  деловыми играми, тренингами, аналитическими обсуждениями.

Умение  самостоятельно работать с текстом, составление краткого конспекта. Мультимедийное сопровождение к объяснению решения задач. Умение  извлечь необходимую информацию из различных источников: справочной литературы, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

составлять устные или письменные выступления.

 Электронное творческое задание (создание презентации, веб — страницы)

Подготовка доклада, сообщения, реферата. Проектная деятельность. Исследовательский проект.

Участие в муниципальных, региональных  олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах. Выполнение учебных исследований или их элементов в рамках внеклассных мероприятий. Выполнение творческих исследовательских работ.

 

10-11 классы

Умение самостоятельно использовать различные источники информации, в том числе интернет для самообразования.  Выполнение творческих заданий  и  решение проблемных ситуаций. Умение подбирать учебные задания для практических и лабораторных работ, умение их оценивать по критериям Осмысленная работа с учебно-научными текстами. Подготовка доклада, сообщения, реферата, защита их. Организация дебатов Участие в выступлениях в роли докладчика, оппонента, Проектная деятельность. Исследовательский проект.

Участие в олимпиадах, конкурсах, проектах, НПК. Организация круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с одарёнными детьми других школ.

Создание памяток, брошюр, программ для различных творческих конкурсов. Демонстрация созданного  видеоматериала, презентации

Как видим, что особое место в развитии творческих способностей принадлежит научно-исследовательской работе в урочной и внеурочной деятельности.  Участие обучающихся в школьных и районных конкурсах творческих исследовательских работ является полезным и продуктивным. Также исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе. Навыки, полученные в работе над проектами, помогают   уверенно чувствовать себя  на  научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.   Показателем эффективности  системы работы являются увеличение участников  во внеклассных мероприятиях по предмету, а также призовые места на муниципальных,  региональных олимпиадах, конкурсах, турнирах НПК  разного уровня.

×
×