Автор: Галина Ивановна Ковалёва
Ковалёва Галина Ивановна, учитель математики высшей
квалификационной категории муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Куйбышевского района
«Гимназия №1 имени А.Л. Кузнецовой»
Развитие новых компетенций в урочной и внеурочной деятельности учащихся
Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку личности школьника его ключевых компетенций. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса обучающегося к творчеству, где важная роль отводится урокам математики. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни.. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.» Л.Н.Толстой
Эти слова Льва Николаевича Толстого актуальны и сегодня. «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» — эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.
Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это, то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе.
Учителей, отдавших работе в школе не один год, волнуют вопросы: как же добиться того, чтобы учиться детям было радостно, интересно и в тоже время, чтобы научить их использовать математику в повседневной жизни?
Конечно, нужно обучать школьников решению задач прикладного характера, развивая математическую грамотность как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику в повседневной жизни и как составляющую функциональной грамотности. Такие задачи содержат исторический экскурс и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать на протяжении всего процесса обучения, проводя соответствующую работу.
Сегодня математическом образовании внедряется большое количество учебных технологий. Среди них личностно- ориентированные, информационные, интерактивные, технологии критического мышления, модульно-рейтинговая система, технологии развития творчества, дистанционное обучение и др. В большинстве технологий достаточное внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, их познавательной активности. И в меньшей мере или вообще отсутствует внимание к формированию потребности саморазвития и самообучения, умений деловой активности, необходимых в выборе будущих профессий. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого обучающегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Разрабатывая систему работы с одарёнными детьми по математике, мною были поставлены задачи:
· создать благоприятные условия для достижения максимальной самореализации способностей обучающихся;
· расширять возможности для участия способных обучающихся в школьных, районных, областных, всероссийских, международных олимпиадах, конференциях, турнирах, различных конкурсах;
· осуществлять выбор рациональных форм работы;
· выбирать среди различных систем обучения те методы и приёмы, которые способствуют развитию самостоятельности и творчеству.
Решение этих задач осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Систему работы по развитию творческих способностей обучающихся можно разделить на этапы по классам:
этапы |
в учебной деятельности |
во внеурочной деятельности |
5-6 классы |
Выполнение творческих заданий, составление кроссвордов и их решение, математические головоломки, ребусы, дидактические игры «Я знаю, а ты?». Использование тренажеров, умение самостоятельно работать с текстом, составлять план по решению задачи, задавать вопросы, составлять схемы. Опережающее обучение по ряду тем. Проектная деятельность. |
Участие в школьных олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, выступления перед родителями на родительских собраниях, общешкольных и муниципальных НПК. Защита проектов в рамках интеллектуального праздника «Весна, гимназия,нтеллект» |
7-9 классы |
Выполнение заданий повышенного уровня сложности. Решение задач методом проб и ошибок. Заполнение сравнительных таблиц, анализировать и делать выводы, самостоятельная работа по составлению и решению текстовых задач с практико-ориентированной направленностью, деловыми играми, тренингами, аналитическими обсуждениями. Умение самостоятельно работать с текстом, составление краткого конспекта. Мультимедийное сопровождение к объяснению решения задач. Умение извлечь необходимую информацию из различных источников: справочной литературы, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; составлять устные или письменные выступления. Электронное творческое задание (создание презентации, веб — страницы) Подготовка доклада, сообщения, реферата. Проектная деятельность. Исследовательский проект. |
Участие в муниципальных, региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах. Выполнение учебных исследований или их элементов в рамках внеклассных мероприятий. Выполнение творческих исследовательских работ.
|
10-11 классы |
Умение самостоятельно использовать различные источники информации, в том числе интернет для самообразования. Выполнение творческих заданий и решение проблемных ситуаций. Умение подбирать учебные задания для практических и лабораторных работ, умение их оценивать по критериям Осмысленная работа с учебно-научными текстами. Подготовка доклада, сообщения, реферата, защита их. Организация дебатов Участие в выступлениях в роли докладчика, оппонента, Проектная деятельность. Исследовательский проект. |
Участие в олимпиадах, конкурсах, проектах, НПК. Организация круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с одарёнными детьми других школ. Создание памяток, брошюр, программ для различных творческих конкурсов. Демонстрация созданного видеоматериала, презентации |
Как видим, что особое место в развитии творческих способностей принадлежит научно-исследовательской работе в урочной и внеурочной деятельности. Участие обучающихся в школьных и районных конкурсах творческих исследовательских работ является полезным и продуктивным. Также исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе. Навыки, полученные в работе над проектами, помогают уверенно чувствовать себя на научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Показателем эффективности системы работы являются увеличение участников во внеклассных мероприятиях по предмету, а также призовые места на муниципальных, региональных олимпиадах, конкурсах, турнирах НПК разного уровня.