Речевые проблемы учащихся начальной школы

Автор: Дмитриева Наталья Владимировна

Речевые проблемы учащихся начальной школы

 

«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке»
                            В.И.Чернышёв

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Проблема развития речи у младших школьников весьма актуальная. К моменту поступления в школу ребенок уже владеет устной речью. К устной речи относятся два вида речевой деятельности — говорение и слушанье. И тот и другой вид устной речи должен быть достаточно развит, что бы школьник мог успешно обучаться.

При логопедическом обследовании у большинства первоклассников выявляется

1.    Нарушение звукопроизношения.

2.  Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неточность, недостаточный объем речевых движений, вялость мышечного тонуса, укороченная подъязычная уздечка, повышенная истощаемость).

3. Нарушения слуховой дифференциации фонем и фонематического анализа.

4. Недостаточная  сформированность языкового анализа и синтеза.

5. Задержки  в развитии лексико-грамматической стороны речи (ограниченность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы).

6. Недостаточная сформированность связной речи:

       — в  самостоятельных высказываниях проявляется неумение

 оформлять с помощью языковых средств смысловые

(временные, причинно-следственные) отношения;

      — отмечается непоследовательность в изложении,

пропуск частей текста без искажения смысла,

сокращения текста, повторы и.т.д.

      — при пересказе основная сюжетная

линия не всегда сохраняется, происходит

соскальзывание на второстепенные детали.

7. Возрастная недостаточность развития различных видов движений и моторики:

—   — тонкая моторика характеризуется неточностью и неполным объемом, трудностями переключения с одного движения на другое;

     — нарушения двигательной сферы (недостаточная ориентировка в пространстве, движения не координированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижена скорость, отсутствует ритмика и плавность);

8. Нарушенное восприятие схемы тела, зеркальное конструирование, недифференцированное восприятие сходных изображений.

9.  На письме и при чтении наблюдаются специфические ошибки.

При чтении:

  • пропускает отдельные слова, предложения, абзацы
  • заменяет звуки
  • читает по буквам
  • искажает склады в слове

·         не понимает прочитанный текст

Дислексия (трудности овладения навыками чтения)

·         При письме:

  • не может определить последовательность звуков
  • не может соотнести звук с буквой
  • пропускает или заменяет буквы, слоги
  • не учитывает пунктуацию
  • путает буквы, сходные по написанию
  • не дописывает буквы, слоги
  • вставляет лишние буквы
  • пишет слова вместе или наоборот делит слово наугад

·         пишет зеркально

Дисграфия (трудности овладения навыками письма)

В  устной  и  письменной  речи  младших  школьников  встречается  много  недочётов  ,  неправильностей .  Неудачно  подобранное  слово ,  неверно  построенное  предложение ,  искажённая   морфологическая  форма —  все  эти  ошибки  называются  речевыми . 

 

Лингвистической   и  психологической  основой  такой  системы  являются  исследования  ошибок  и их  причин  — ошибок  , которые  в  школьной  практике  получили  название  стилистических  . 

Речевые ошибки

 
 

 

 

 

Лексико- стилистические                                        Синтаксико- стилистические

 

Морфолого – стилистические

 

          На   первом  месте  по  частоте  стоят  словарные  ,  или  лексико –

стилистические   ошибки .

          1) Повторение  одних  и  тех  же  слов , например :

У  нас   есть  кошка . Кошку  зовут  Мурка . Мурка  не  ловит  мышей , мышей  у  нас  нет . Наша  Мурка  очень  ласковая , всё  время  ласкается .

      Причинами повторов  могут  быть  малый  объём   внимания  пишущего  ,

бедность  словаря  . Младшие  школьники   относительно  легко  обнаруживают  и  устраняют  повторы , если   они , получив  соответствующее  указание  учителя , внимательно  перечитывают  свой 

текст  ( лучше  вслух ).

           2)  Употребление   слова  в  неточном или  в  несвойственном  ему

 значении   в  результате  непонимания  его .

       Примеры  из    речи   учащихся :

 Надоел  « рыбий» ( надо : рыбный )   суп .

 Охотник  « одел» ( надо : надел )  шапку  и  вышел .

      Ошибки  такого   типа  —  следствие  низкого  общего  речевого    развития ,  недостаточной  начитанности ,  бедности  словаря  . Но , кроме  этой   общей  ,  у  каждой  ошибки   есть   собственная  причина  , которую  часто  удаётся

 выяснить .

       К  группе  морфолого – стилистических  ошибок  мы  относим

 неправильное  образование  слов  и  особенно  форм  слов .

        1)  В начальных  классах  ещё  встречается  детское  словотворчество . Как  правило ,  дети  создают  собственные  слова  в  соответствии   со

словообразовательной  системой  русского  языка:

На  стройке  работают  бетонщики , « штукатурщики» ( нужно :

 штукатуры ), монтажники .

       Ошибки  данного  типа  требуют  индивидуального  разъяснения  .

       2)  Образование  просторечных   форм  слов  общелитературного  языка  :

« они  хочут» , «ихняя  мама» , « стрельнул» и пр.

       Искореняются  эти  ошибки   медленно  ,  в  результате  многократных  исправлений  , разъяснений , под  влиянием  общеязыкового  развития ,

благодаря  созданию  хорошей  речевой  среды .

       Синтаксико- стилистические  ошибки   весьма  многообразны . 

1)     Нарушение  управления  :

Все  радовались  красотой  природы ( надо : радовались  ( чему ? ) красоте ).

Смеялись  с  него ( нужно : смеялись  над  ним ) .

       Глагольное  управление  не  регулируется  правилами . Дети  усваивают  его  по  образцам , в  живой  речи  , в читаемых  текстах . Поэтому  ошибки  в  употреблении  могут  быть  предупреждены  на  основе  анализа  образцов   и  путём  составления   словосочетаний .

2 )  Нарушения  согласования  , чаще  всего  сказуемого  с  подлежащим , нередко  определения  с  определяемым  словом , например :

Вся  семья  радостно встретили  Новый  год  (  нужно : семья

  встретила ) .

       Причины таких  ошибок — логический , смысловой ( а не грамматический ) подход  ученика  к   построению  предложения .

 

Как «смягчить», как предупредить речевые ошибки…

 

Демонстрация игр и упражнений (см. слайды)

 

Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе изучения грамматических тем.

 

Работа по развитию устной речи продолжается в первом классе. Обучающиеся постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляет учитель к их речи. В процессе выполнения различных упражнений дети учатся раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.

Таким образом, правильное развитие речи

     является весьма важным фактором

     гармоничного формирования   ребёнка и должно находиться     под контролем специалистов.

 

×
×