Автор: Дмитриева Наталья Владимировна
Речевые проблемы учащихся начальной школы
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке»
В.И.Чернышёв
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Проблема развития речи у младших школьников весьма актуальная. К моменту поступления в школу ребенок уже владеет устной речью. К устной речи относятся два вида речевой деятельности — говорение и слушанье. И тот и другой вид устной речи должен быть достаточно развит, что бы школьник мог успешно обучаться.
При логопедическом обследовании у большинства первоклассников выявляется
1. Нарушение звукопроизношения.
2. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неточность, недостаточный объем речевых движений, вялость мышечного тонуса, укороченная подъязычная уздечка, повышенная истощаемость).
3. Нарушения слуховой дифференциации фонем и фонематического анализа.
4. Недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза.
5. Задержки в развитии лексико-грамматической стороны речи (ограниченность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы).
6. Недостаточная сформированность связной речи:
• — в самостоятельных высказываниях проявляется неумение
оформлять с помощью языковых средств смысловые
(временные, причинно-следственные) отношения;
• — отмечается непоследовательность в изложении,
пропуск частей текста без искажения смысла,
сокращения текста, повторы и.т.д.
• — при пересказе основная сюжетная
линия не всегда сохраняется, происходит
соскальзывание на второстепенные детали.
7. Возрастная недостаточность развития различных видов движений и моторики:
— тонкая моторика характеризуется неточностью и неполным объемом, трудностями переключения с одного движения на другое;
— нарушения двигательной сферы (недостаточная ориентировка в пространстве, движения не координированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижена скорость, отсутствует ритмика и плавность);
8. Нарушенное восприятие схемы тела, зеркальное конструирование, недифференцированное восприятие сходных изображений.
9. На письме и при чтении наблюдаются специфические ошибки.
При чтении:
- пропускает отдельные слова, предложения, абзацы
- заменяет звуки
- читает по буквам
- искажает склады в слове
· не понимает прочитанный текст
Дислексия (трудности овладения навыками чтения)
· При письме:
- не может определить последовательность звуков
- не может соотнести звук с буквой
- пропускает или заменяет буквы, слоги
- не учитывает пунктуацию
- путает буквы, сходные по написанию
- не дописывает буквы, слоги
- вставляет лишние буквы
- пишет слова вместе или наоборот делит слово наугад
· пишет зеркально
Дисграфия (трудности овладения навыками письма)
В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочётов , неправильностей . Неудачно подобранное слово , неверно построенное предложение , искажённая морфологическая форма — все эти ошибки называются речевыми .
Лингвистической и психологической основой такой системы являются исследования ошибок и их причин — ошибок , которые в школьной практике получили название стилистических .
Речевые ошибки
Лексико- стилистические Синтаксико- стилистические
Морфолого – стилистические
На первом месте по частоте стоят словарные , или лексико –
стилистические ошибки .
1) Повторение одних и тех же слов , например :
У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается .
Причинами повторов могут быть малый объём внимания пишущего ,
бедность словаря . Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы , если они , получив соответствующее указание учителя , внимательно перечитывают свой
текст ( лучше вслух ).
2) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему
значении в результате непонимания его .
Примеры из речи учащихся :
Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп .
Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел .
Ошибки такого типа — следствие низкого общего речевого развития , недостаточной начитанности , бедности словаря . Но , кроме этой общей , у каждой ошибки есть собственная причина , которую часто удаётся
выяснить .
К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим
неправильное образование слов и особенно форм слов .
1) В начальных классах ещё встречается детское словотворчество . Как правило , дети создают собственные слова в соответствии со
словообразовательной системой русского языка:
На стройке работают бетонщики , « штукатурщики» ( нужно :
штукатуры ), монтажники .
Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения .
2) Образование просторечных форм слов общелитературного языка :
« они хочут» , «ихняя мама» , « стрельнул» и пр.
Искореняются эти ошибки медленно , в результате многократных исправлений , разъяснений , под влиянием общеязыкового развития ,
благодаря созданию хорошей речевой среды .
Синтаксико- стилистические ошибки весьма многообразны .
1) Нарушение управления :
Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ? ) красоте ).
Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .
Глагольное управление не регулируется правилами . Дети усваивают его по образцам , в живой речи , в читаемых текстах . Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний .
2 ) Нарушения согласования , чаще всего сказуемого с подлежащим , нередко определения с определяемым словом , например :
Вся семья радостно встретили Новый год ( нужно : семья …
встретила ) .
Причины таких ошибок — логический , смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения .
Как «смягчить», как предупредить речевые ошибки…
Демонстрация игр и упражнений (см. слайды)
Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе изучения грамматических тем.
Работа по развитию устной речи продолжается в первом классе. Обучающиеся постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляет учитель к их речи. В процессе выполнения различных упражнений дети учатся раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.
Таким образом, правильное развитие речи
является весьма важным фактором
гармоничного формирования ребёнка и должно находиться под контролем специалистов.