«Коррекционная работа на уроках СБО»

Автор: Быкова Наталья Викторовна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Доклад для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения и социально-бытовой ориентировки: «Коррекционная работа на уроках СБО»

Учитель СБО Быкова Н.В.

     Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе-интернате и от применения специфических приемов обучения.

Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием основной общеобразовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.

Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшего их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе. Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии. Общая и индивидуальная коррекция осуществляются практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. Общая    коррекционная    работа    проводится    обычно    фронтально, индивидуальная коррекция — с отдельными учениками или с небольшой группой. Общая коррекционно-развивающая работа со всеми обучающимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков.

У   детей   с   отклонениями   в   развитии   наблюдаются   трудности   в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности. Память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Замедленность темпа зрительных восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. У них в большей степени страдает и произвольное внимание. Для них    невозможным   оказывается,    сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. Уровень развития познавательных процессов находится так же на низком уровне.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у обучающихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в труде, в отношениях со своими товарищами, учителями. Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения обучающегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.

 Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

—    развитие зрительного восприятия и узнавание;

—    развитие пространственных представлений и ориентировки;

—    развитие слухового внимания и памяти.

2.  Развитие основных мыслительных операций:

—    формирование навыков соотносительного анализа;

—    развитие навыков группировки и классификации;

—    формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)

4.  Развитие речи, владение техникой речи.

5.  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение активного словаря.

6. Совершенствование движений и сенсорного развития:

—    развитие мелкой моторики кисти

7.  Развитие различных видов мышления:

—    развитие наглядно-образного мышления;

—    развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа с обучающимися строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий. 

Коррекционная деятельность может осуществляться через:

—   дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока;  

— тренировочные упражнения по усвоению и отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов;

—  моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: «Культура поведения», «Транспорт», «Одежда и обувь», «Семья», «Питание» и т.д.

Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, каждый   раз, усложняя их, идет подготовка ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь — создание проблемных ситуаций. Решение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обществе, решать логические задачи. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, построение умозаключения ), что стимулирует развитие мышления, его гибкости. Логические задачи могут быть предоставлены в словесной или наглядной форме.

Проведение с детьми дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д.  

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий, а так же успешное прохождение промежуточного и итогового тестирования по окончании полугодия (учебного года). Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у обучающихся этих умений, т.е. самостоятельное ориентирование в требованиях к выполнению заданий, анализ условий и планирование своей деятельности, привлечение для этого имеющихся знаний и опыта, оценка качества выполненной работы.

Вся система коррекционно — педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

 

×
×