Автор: Петрова Алина Андреевна
Равно, как птенец, совершающий свой первый полет – студент-хореограф выходит в мир, после обучения. Страшно? Ну, еще бы! Стоит успокоить себя тем, что через это испокон веков проходят все. Впереди непростая задача – найти подходящее место для продвижения своей творческой деятельности. Как бы много вакансий не пестрело на экране, в 70% начинающий трудоголик натыкается на одно короткое, но едкое, как химический раствор, слово «ОПЫТ»:
— Опыт от 1 года;
-Опыт от 3 лет.
Но, как говорится, идеальный работник должен быть студентом, готовым работать за копейки, иметь опыт работы от 10 лет, и если это девушка, то уже иметь троих детей. А раз идеальных людей в мире не существует, то немного погрустневший выпускник будет продолжать искать вакансию, где рады начинающему специалисту. И такие, несомненно, есть!
Первое собеседование проходит, за ним еще одно, и еще, и вот оно! Нашлось идеальное место!
Собраны группы, составлено расписание, подобрана музыка, и встает вопрос… а что делать с детьми? Как начать? Сразу сажать их в шпагат и учить делать колесо? Тут необходимо вспомнить основу основ. С чего начинается хореография? Откуда появляются такие талантливые танцоры как Мая Плисецкая, Сергей Полунин, Егор Дружинин и масса других не менее восхитительных людей? Все начинается с любопытства. Когда будучи несмышленым ребенком, маленький человек впервые заходит в танцевальный класс. Заворроженный взгляд скользит по многочисленным зеркалам и нескончаемому станку. А потом хореограф включает веселую музыку и в форме игры появляется танец. Это начало. Своего рода стартовая линия. Следующим шагом идет растяжка. То, из-за чего многие дети бросают хореографию – это ощущение «ноющих» мышц. Так начинаются испытания, как для детей, так и для их родителей. Неприятный, но необходимый пункт в развитии танцоров.
К сожалению, очень маленький процент людей рождаются с врожденной гибкостью. Так же как и с врожденным талантом к рисованию, математике и проч.
Задача хореографа – мотивировать детей к хореографии с помощью походов на открытые уроки, посещения концертов и спектаклей, после которых стоит отметить растяжку выступающих.
В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные — устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других
Принято считать :
от рождения до года — младенческий возраст,
от года до 3-х лет — преддошкольный возраст,
от 3-х до 6-ти лет — дошкольный возраст,
от 6-ти до 12-ти лет — младший школьный возраст,
от 12-ти до 15-ти лет — средний школьный возраст
(подростковый),
от 15-ти до 17-ти лет — старший школьный возраст
(юношеский).
К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма — опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.
К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.
7-11 лет (1-3 класс) — в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста — быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.
11-14 лет (4-8 класс) — в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.
Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности -оно исходит из желания быть и считаться взрослым.
Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность — родная сестра подлости» . Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.
Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.
15-17 лет (9-11 классы) — в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой.
Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.