Автор: Светлана Борисовна Арсенич
Я работаю учителем начальных классов в областном государственном автономном общеобразовательном учреждение «Центр образования «Ступени». В нашей школе получают знания учащиеся, которым рекомендовано индивидуальное обучение, обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано обучение в дистанционной форме. Вся учебная работа в Центре проводится в специальной учебной среде, где каждому учебному курсу выделен виртуальный учебный кабинет. В работе с детьми педагоги нашего Центра придерживаются золотого правила принятия ребенка – признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других;
утверждение неповторимого существования конкретного человека со всеми свойственными ему качествами.
Созданная школа предоставляет нашим детям реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, позволяет им приобрести бесценный личностный опыт познания окружающей действительности, общения, прожить полноценное эмоциональное детство, расширяет границы доступного им мира.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся.
В рамках ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где определены цели и задачи реализации этого направления: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»
Духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых мы опираемся, планируя воспитательную работу в классе.
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными результатами
Личностные результаты
Качества личности в портрете выпускника начальной школы
В рамках Самоопределения — это
(внутренняя позиция, «Я–концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка)
Любящий свой край и свою страну
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
В рамках смыслообразования — это
(мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания»)
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
В рамках Нравственно – этической ориентации — это
(ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях, мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.
В школе приобщить младших школьников к духовно- нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России классному руководителю помогает процесс обучения и воспитания.
Обучение и воспитание в соответствии с новыми стандартами носит деятельностный характер, то есть ребенок не должен быть пассивным слушателем, уметь выбирать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.
Нравственное воспитание красной нитью проходит через все учебные предметы начальной школы. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе.
Литературное чтение — анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.
На уроках русского языка мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Пословицы хвалят положительные качества человека и порицают его недостатки. С особой силой выражается в пословицах любовь к Родине, к матери. Раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
На уроках математики — работа с текстами задач.
Окружающий мир— «связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход.
Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.
В своей педагогической практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – развитие умений предвидения последствий
поступка (своего или чужого);
– конструктивная – проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – анализ верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Участвуем в Научном обществе любознательных (НОЛ), в течение года готовим с учащимся проект.
Считаем, что проектные задания обладают ярко выраженным общественным характером духовно-нравственного воспитания. Применяются с целью реализации различных социальных проектов, в результате чего осуществляется на практике связь с жизнью;
развитие социальной активности детей в воспитательном процессе; развитие умения адаптироваться к действительности;
умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Проектная деятельность младших школьников обеспечивает: целостность педагогического процесса, осуществляет разностороннее развитие и воспитание учащихся; развивает творческие способности и активность учащихся; формирует познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности.
Решение проектных задач, выполнение проектов способствует развитию таких качеств личности: самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость ,толерантность.
Выше было сказано, что в нашей школе индивидуальное обучение и общение на уроке состоится между учителем и учащимся.
Поэтому накопление опыта нравственных взаимоотношений происходит в основном через внеурочную деятельность школьников.
Одной из эффективных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело, мы используем эту технологию в нашем центре.
Через КТД происходит адаптация ребенка к коллективу начальной школы. Учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
Примеры коллективных дел: к Дню учителя мы с первоклассниками создали «Классную газету поздравлений» Процесс создания классной газеты оказался весьма увлекательным. Каждый вложил толику своего труда, газета стала просто бесценной. Нашими редакторами были родители первоклассников, которые работали над оформлением и заготовили шаблоны.
А дальше все очень быстро и просто: детям раздаются заготовленные шаблоны, которые каждый из них заполняет в соответствии с тематикой газеты.
Газета готова! Попробуйте! Уверена, вашим детям очень понравится!
Каждый год осенью проходит общешкольное мероприятие «День здоровья». Мы с детьми являемся участниками его. Детям нравиться чувствовать себя нужными и полезными, им хочется проявить себя в любом, даже пусть и незначительном деле.
На день знаний в игровой форме «Давайте знакомиться» первыми были учителя, рассказывая кратко о себе, продолжали учащиеся, а потом отправились в путешествие на школьном корабле, взяв с собой золотые слова общения (Это: старание, уважение, терпение, усидчивость, доброта, взаимопомощь, внимание и другие)
Творческие конкурсы.
На одном из кураторских часов методом импровизации в конкурсе «Театральный» распределили роли, сыграли небольшой спектакль (учащиеся 2-4 классов) Ведущий читал стихотворение, а дети показывали, что происходит. Задание способствовало развитию фантазии и творчества и самореализации ребенка.
Влияние КТД на всех участников воспитательного процесса:
Тематика кураторских часов различна: «Вежливость и невежество», «Мир общения» «Дружба», «Азбука поведения», «Зависть» (выдержки из работ детей – «Солнышко сияет, а гроза завидует солнцу»). «Мне необходимо для жизни» (высказывание ребят – «Чистый воздух, друзья, общение, одежда, ласка»)
На таких часах дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Учатся слушать и понимать своих сверстников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.
В рамках общешкольного проекта «Учусь быть гражданином» в школе проходит добрая акция «Посылка солдату». Учащиеся и учителя собирают посылки для солдат. Это способствует формированию у детей нравственных начал (доброта, сопереживание, взаимовыручка, забота о ближних). Позволит воспитать у ребенка чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.
В своей работе мы используем разные виды экскурсий. Экскурсии — важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, умения работать вместе, проявляя, подлинную заботу друг о друге и оказывая, взаимопомощь).
Экскурсии в природу. Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости.
В 2017 году мы с детьми участвовали во Всероссийской просветительной акции «Покормите птиц зимой». Совместно с родителями, дети изготовили кормушки для птиц. Дальше организовали птичью столовую на территории «Центра образования «Ступени». В течение года приносили корм для пернатых, наблюдали за птицами. Посетили познавательную экскурсию в ФГБУ «Государственный природный заповедник «Бастак» И стали победителем областного конкурса « Птичья столовая»
Очень познавательные экскурсии, знакомящие с трудом людей, воспитывают у детей уважительного отношения к людям туда.
Экскурсия на колбасный завод Бридер, на обувную фабрику «Росток», во время которых ребята посетили рабочие цеха, посмотрели оборудование. Ребята получили массу положительных эмоций и впечатлений.
Экскурсии в музей ПГУ имени Шолом Алейхема.
Экскурсии в городскую детскую библиотеку.
Экскурсия в профессиональное училище № 1 на мастер-класс по изготовлению пирожных — капкейки. Дети, учителя, родители, маленькие сестренки, братишки были участниками этого процесса. Все такие разные. Повара помогли создать очень теплую и дружескую атмосферу. Рассказывали, показывали, готовили, пробовали, улыбались и радовались результату и получили огромное удовольствие. Украшать капкейки и, правда, оказалось увлекательным делом. Забавно, что практически с первых пироженок у каждого из участников был заметен собственный стиль и почерк. А самое интересное мы свои произведения забрали домой.
Перед экскурсиями провожу инструктажи. Рассказываю своим ученикам об элементарных правилах культурного поведения: как надо обращаться к взрослым, как здороваться при встрече, как прощаться с ними и т.д.
Результатом работы классного руководителя по воспитанию нравственных качеств должен стать портрет выпускника начальной школы по ФГОС
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.
Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ –
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом –
Находят в мире любовь.