Нравственное воспитание (обобщение опыта)

Автор: Светлана Борисовна Арсенич

Я работаю учителем начальных классов в  областном государственном автономном общеобразовательном учреждение «Центр образования «Ступени».  В нашей школе получают знания учащиеся, которым рекомендовано индивидуальное обучение, обучение на дому  по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано обучение в дистанционной форме. Вся учебная работа в Центре проводится в специальной учебной среде, где каждому учебному курсу выделен виртуальный учебный кабинет. В работе с детьми педагоги нашего Центра придерживаются золотого правила принятия ребенка –        признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других;

утверждение неповторимого существования конкретного человека со всеми свойственными ему качествами.

         Созданная школа предоставляет нашим детям реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, позволяет им приобрести бесценный личностный опыт познания окружающей действительности, общения, прожить полноценное эмоциональное детство, расширяет границы доступного им мира.

         В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся.

         В  рамках  ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где определены цели и задачи реализации этого направления:  воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»

         Духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых мы  опираемся, планируя воспитательную работу в классе.

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными результатами

         Личностные результаты

         Качества личности в портрете выпускника начальной школы

          В рамках Самоопределения — это

         (внутренняя позиция, «Я–концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка)

         Любящий свой край и свою страну

         Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

         В рамках смыслообразования — это

         (мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания»)

         Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

         Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

         В рамках Нравственно – этической  ориентации — это

         (ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)

         Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

         Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях,  мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.

         В школе приобщить младших школьников к духовно- нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России классному руководителю помогает процесс обучения и воспитания.

         Обучение и воспитание в соответствии с новыми стандартами носит деятельностный характер, то есть ребенок не должен быть пассивным слушателем, уметь выбирать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.

Нравственное воспитание красной нитью проходит через все учебные предметы начальной школы. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе.

         Литературное чтение — анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.

   На уроках русского языка мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Пословицы хвалят положительные качества человека и порицают его недостатки. С особой силой выражается в пословицах любовь к Родине, к матери. Раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.

         На уроках математики  — работа с текстами задач.

         Окружающий мир— «связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.

         Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход.

         Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

         В своей педагогической практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:

         – проблемная – поиск новых знаний для решения проблемы;

         – прогностическая – развитие умений предвидения последствий

поступка (своего или чужого);

         – конструктивная – проектирование поведения в заданных условиях;

         – оценочная – формирование и развитие навыков оценки;

         – аналитическая – анализ верных и ошибочных действий участников;

         – репродуктивная – возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

         Участвуем в Научном обществе любознательных (НОЛ), в течение года готовим с учащимся проект.

         Считаем, что проектные задания  обладают ярко выраженным общественным характером духовно-нравственного воспитания. Применяются с целью реализации различных социальных проектов, в результате чего        осуществляется на практике связь с жизнью;

         развитие социальной активности детей в воспитательном процессе; развитие умения адаптироваться к действительности;  

         умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

         Проектная деятельность младших школьников обеспечивает: целостность педагогического процесса, осуществляет разностороннее развитие и воспитание учащихся; развивает творческие способности и активность учащихся; формирует познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности.

         Решение проектных задач, выполнение проектов способствует развитию таких качеств личности: самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость ,толерантность.

         Выше было сказано, что в нашей школе индивидуальное обучение и общение на уроке состоится  между  учителем и учащимся.

         Поэтому накопление опыта нравственных взаимоотношений происходит в основном через внеурочную деятельность школьников.

         Одной из эффективных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело,  мы используем эту технологию в нашем центре.

         Через КТД происходит адаптация ребенка к коллективу начальной школы. Учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.

         Примеры коллективных дел: к Дню  учителя мы с первоклассниками создали  «Классную газету поздравлений» Процесс создания классной газеты оказался весьма увлекательным. Каждый вложил толику своего труда, газета стала просто бесценной. Нашими редакторами были родители первоклассников, которые работали над оформлением и заготовили шаблоны.

         А дальше все очень быстро и просто: детям раздаются заготовленные шаблоны, которые каждый из них заполняет в соответствии с тематикой газеты.

         Газета готова! Попробуйте! Уверена, вашим детям очень понравится!

         Каждый год осенью проходит общешкольное мероприятие «День здоровья». Мы с детьми являемся участниками его. Детям  нравиться чувствовать себя нужными и полезными, им хочется проявить себя в любом, даже пусть и незначительном деле.

         На день знаний в игровой форме «Давайте знакомиться» первыми были учителя,  рассказывая кратко о себе, продолжали учащиеся, а потом отправились в путешествие  на школьном корабле,   взяв с собой золотые слова общения  (Это: старание, уважение, терпение, усидчивость, доброта, взаимопомощь, внимание и другие)

         Творческие конкурсы.

         На одном из кураторских часов методом импровизации в конкурсе «Театральный» распределили роли, сыграли небольшой спектакль (учащиеся 2-4 классов) Ведущий читал стихотворение, а дети показывали, что происходит. Задание  способствовало развитию фантазии и творчества и самореализации ребенка.

 Влияние КТД на всех участников воспитательного процесса:

 

Тематика кураторских часов различна: «Вежливость и невежество», «Мир общения» «Дружба», «Азбука поведения», «Зависть» (выдержки из работ детей – «Солнышко сияет, а гроза завидует солнцу»). «Мне необходимо для жизни» (высказывание ребят – «Чистый воздух, друзья, общение, одежда, ласка»)

         На таких часах дети переживают  вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Учатся слушать и понимать своих  сверстников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

В рамках общешкольного проекта «Учусь быть гражданином» в школе проходит добрая акция «Посылка солдату». Учащиеся и учителя собирают посылки для солдат.  Это способствует формированию у детей нравственных начал (доброта, сопереживание, взаимовыручка, забота о ближних). Позволит воспитать у ребенка чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.

         В своей работе мы  используем разные виды экскурсий. Экскурсии — важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, умения работать вместе, проявляя, подлинную заботу друг о друге  и оказывая, взаимопомощь).

         Экскурсии в природу.  Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости.

         В 2017 году мы с детьми участвовали во Всероссийской просветительной акции «Покормите птиц зимой». Совместно с родителями, дети изготовили кормушки для птиц. Дальше организовали птичью столовую на территории «Центра образования «Ступени». В течение года приносили корм для пернатых, наблюдали за птицами. Посетили познавательную экскурсию в ФГБУ «Государственный природный заповедник «Бастак» И стали победителем областного конкурса « Птичья столовая»

         Очень познавательные экскурсии, знакомящие с трудом людей,  воспитывают у детей  уважительного отношения  к людям туда.

         Экскурсия на колбасный завод  Бридер,  на обувную фабрику «Росток», во время которых  ребята посетили рабочие цеха, посмотрели оборудование. Ребята получили массу положительных эмоций и впечатлений.

         Экскурсии в музей ПГУ имени Шолом Алейхема.

         Экскурсии в городскую детскую библиотеку.

         Экскурсия в профессиональное училище № 1 на мастер-класс по изготовлению пирожных — капкейки.  Дети, учителя,  родители, маленькие сестренки, братишки  были участниками этого процесса. Все такие разные. Повара помогли создать очень теплую и дружескую атмосферу. Рассказывали, показывали, готовили, пробовали, улыбались  и радовались результату и получили огромное удовольствие. Украшать капкейки и, правда, оказалось увлекательным делом. Забавно, что практически с первых пироженок у каждого из участников был заметен собственный стиль и почерк. А самое интересное мы свои произведения забрали домой.

   Перед экскурсиями провожу инструктажи. Рассказываю своим ученикам об элементарных правилах культурного поведения: как надо обращаться к взрослым, как здороваться при встрече, как прощаться с ними и т.д.

         Результатом работы классного руководителя по воспитанию нравственных качеств должен стать портрет   выпускника   начальной  школы  по           ФГОС

         любящий свой народ, свой край и свою Родину;

         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

         любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

         владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

         доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

         выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

         В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

         Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,

         Учатся осуждать.

         Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,

         Знают, как нападать.

         Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,

         Впитывают робость.

         Много и часто СТЫДИМЫЕ –

         С виною своей неразлучны.

         Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,

         Постигают науку терпения.

         Воспитанные ободряющим словом

         Умеют верить в себя.

         Дети, взращенные похвалою,

         Умеют видеть хорошее.

         А воспитанные справедливостью

         Учат детей доверию.

         Дети, воспитанные одобрением,

         Живут с собою в ладу.

         Одаренные дружбой, душевным теплом –

         Находят в мире любовь.

 

 

 

×
×