Автор: Ларионова Ирина Пантилеевна
Доводилось ли вам слышать такую забавную песенку?
В каждом маленьком ребенке –
И в мальчишке, и в девчонке –
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он скакать и прыгать,
Все хватать, руками дрыгать.
А иначе он взорвется,
Неизвестно от чего.
Несмотря на то что эта песенка шуточная, она довольно точно отражает одну важную психофизическую особенность детей 5-10 лет: их повышенную жизненную активность, стремление к постоянному пребыванию в движении. Вот откуда берут свое начало постоянные мамины одергивания: «Не вертись! Стой смирно! Что за ребенок?..» А он просто не может стоя смирно — в этом возрасте все ребятишки становятся удивительно похожими на маленьких обезьянок, потому что растущая мускулатура требует все больше и больше кислорода, который попадает в организм только благодаря активным физическим движениям.
Но вот проблема: двигательный опыт малышей невелик, поэтому их движения однообразны и требую помощи со стороны взрослых. Что же делать? А вот что: попробуйте –ка переключить потребность вашего малыша к простым подскокам на осмысленные движения, дав ему своеобразные подсказки. Пусть для начала малыш покажет, как летает бабочка, — руки в стороны и полетел. Устал? Теперь пусть покажет, как скачет козлик, летит самолёт, косолапит медвежонок . Словом, пусть ребёнок подключит к своим физическим действия еще и образное мышление. Увидите, скоро он сам поймёт, что такие игры ему под силу, и начнет скакать зайчиком, ползать черепахой, бегать оленем и т.д.
Так ребенок через игру придет к осмыслению пользы и удовольствия, которых можно достичь за счет разнообразных спортивных занятий.
В истории человечества есть немало примеров, подтверждающих неоценимое значение подобных игр в детском возрасте. Древние греки считали спортивные игры одним из самых главных факторов развития и совершенствования человека.
Регулярное проведение спортивных праздников и игр под руководством и с участием взрослых поможет выработать у детей потребность заниматься подвижными играми самостоятельно. Почти в каждой игре , входящей в состав того или иного праздника, присутствуют такие доступные всем действия, как бег, прыжки, метания, упражнение на равновесие и .т.д. В ходе мероприятия с увлекательной смысловой задачей и направленностью воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются его разнообразные двигательные навыки и умения. Обычно дозировка игр – возникающая во время их проведения нагрузка и продолжительность – корректируется воспитателями с учетом возраста участвующих в них детей.
Задания игры меняются в зависимости от возраста ее участников. Если младшим дошкольником интересно просто перекидывать мяч друг другу, сидя на ковре, то детям старших и подготовительных групп уже можно предложить поиграть в баскетбол с мобильными мишенями.
Разумеется , после окончания спортивного праздника или любой другой подвижной игры необходимо похвалить старания детей, отметив их ловкость, силу, догадливость.
Особую роль подвижные игры приобретают летом, когда дети проводят большую часть своего времени на свежем воздухе. Если привить интерес к подвижным играм в детстве, то в будущем это принесет немалую пользу.
Помимо сценариев спортивных праздников и занимательных эстафет в данном сборнике имеются описания игр, которые хорошо известны многим взрослым еще со времен их собственного детства. Игры народные и авторские игры, для занятия которыми требуются мяч или друг предмет; игры, развивающие координацию , подвижность т многие другие положительные качества.
Дети которые всем остальным занятиям предпочитают сидение перед телевизором и компьютером. Такое поведение они копируют с привычного семейного окружения малыша. Поэтому так важно привить детям стремление к простейшим подвижным играм.
Я вам приведу несколько примеров:
Подвижные игры . |
Правила игры . |
«Хвост дракона» |
Игроки выстраиваются в колонну, крепко держась за талию друг друга. Таким образом, получается фигура, условно напоминающая дракона – с головой и хвостом. Задача первого игрока (который символизирует голову дракона) – поймать последнего ( хвост дракона), а задача последнего игрока – увернуться и не дать себя поймать. |
«Корявые пеньки» |
Считалочкой группа детей разбивается на две команды. Одна рассаживается на корточки, разведя руки в стороны . Они будут изображать корявые пеньки. Задача второй группы – свободно бегать между «корявыми пеньками» и даже перескакивать через них, стараясь делать это так ловко, чтобы «пеньки» не захватили их своими «сучками». |
« Обгони» |
Выбирается водящий , все остальные играющие дети становятся в шеренгу. Водящий подходит к последнему игроку сзади и касается его плеча. После чего оба игрока бегут к началу шеренги. Тот, кто прибежит первым, занимает место в начале шеренги. Второй игрок становится водящим, и игра начинается сначала. |
«Передай мяч» |
Игроки стоят или сидят на стульях по кругу. Их задача – постараться как можно быстрее передать мяч, не уронив его, своему ближайшему соседу. Если игра проходит успешно, можно усложнить игру – передавать мяч, повернувшись спиной в круг. |
«Загоните шары в обруч» |
В этой игре участвуют четыре человека. В середине комнаты кладется обруч, в каждом углу комнаты располагаются четыре мяча, возле которых становятся игроки . По сигналу каждый игрок только ногами ведет мяч до середины комнаты, закатывая мяч в обруч. Кому это удается сделать быстрее , тот и победитель. |
Более подробно познакомится с данной темой и играми в методическом пособи