Автор: Данилюк Наталья Владимировна
У педагога есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие — наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе — это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя — создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок — росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности — утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в то, что нравственные нормы надо обязательно соблюдать. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему. Всё это и служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.
Система работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включает в себя три основных компонента: урочную деятельность, внеурочную деятельность и работу с родителями.
1. Патриотическое воспитание в урочной деятельности.
Патриотическое воспитание в урочной деятельности не прекращается в течение всего учебного года. На самом первом уроке первоклассники знакомятся с государственными символами России, а затем расширяют и закрепляют свои познания в этой области в течение всех четырёх лет учёбы в начальных классах. Кроме государственной символики, они знакомятся и с символикой своего родного края.Так 1 сентября в каждом классе начальной школы первым уроком проводится урок, посвященный какому-либо из направлений патриотического воспитания. Любовь к большой и малой родине, любовь к людям, привитие бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание осознания долга перед Родиной, готовности к её защите – вот те потоки, их которых образуется могучая река под названием «патриотизм».Конечно,в урочной деятельности больше всего помогают патриотическому воспитанию младших школьников уроки литературного чтения и окружающего мира.Тексты учебников и литературных произведений направлены на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому и настоящему Родины, своего народа, чувства гордости за своё Отечество, за свой народ; чувства долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее.Норабота по воспитанию патриотизма не прекращается и на уроках русского языка и математики. В учебникахрусского языка для начальной школы есть упражнения, в которых описываются события Великой Отечественной войны. Это особенно четко прослеживается ближе к 9 мая.Все тексты написаны доступным языком, понятным для детей. Материалы учебника, предлагаемые учащимся, преподносятся с акцентами доброты, заботы о ближнем, внимании, сострадании, великодушии. Наши учебники незаметно для ребенка раскрывают в нем те качества, которые, может быть, до этого дремали. В учебниках математики встречаются задания патриотического характера, но в меньшей степени, чем в остальных. Поэтому в преддверии 23 февраля, 9 мая педагоги используют дополнительный дидактический материал направленный на воспитание патриотических чувств.
При написании изложений и сочинений по русскому языку стараемся подбирать такие тексты, которые не только развивают речь учащихся, но и воспитывают любовь к культуре своего народа, к своей семье, прошлому и настоящему Родины.
2.Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников.
В качестве форм патриотического воспитания используются:
-внеурочная проектная деятельность тесно связана с урочной деятельностью. К 23 февраля все учащиеся начальной школы могут принять участие в мини-проекте «Военная техника времен Великой Отечественной войны». У каждого класса свой вид техники, о котором они собирают информацию и готовят практический материал.
— специально к празднику Победы проходит акция «Георгиевская ленточка», и надо видеть, как горят глаза детей, когда на свою школьную форму они прикрепляют георгиевскую ленточку; также проходят акции «Бессмертный полк», «Поздравим ветеранов», «Крымска лаванда».
— возложение цветов к Вечному огню. Возлагаем цветы не только 9 мая, но и, в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков;
— встречи с ветеранами и участниками военных действий;
— конкурсы чтецов и патриотической песни;
— оформление стендов к знаменательным датам, рисунки и поделки ребята готовят с удовольствием; сменных уголков в классе к различным знаменательным датам.
— классные часы на различные темы «С чего начинается Родина», «Земля — наш общий дом», «Я – гражданин России», «Крым и Россия вместе», а также в конце января проводился классный час на тему «Блокада Ленинграда» или «Дети блокадного Ленинграда»;
— чтение рассказов о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомим современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек;
— уроки мужества;
— беседы «Мы — патриоты», «Пока я помню — я живу» и т. д.;
— коллективные внеклассные мероприятия, праздники ко дню Матери, Дню Защитника Отечества;
— выставки рисунков на различные темы;
— экскурсии, как в школьный музей, и в районный Историко-краеведческий музей, а также в парк «Памяти и славы».
3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Конечно, большую помощь в организации патриотического воспитания оказывают и родители наших учащихся
— ни одно внеклассное мероприятие не обходится без них;
— оказывают помощь при изготовлении поделок и рисунков к разнообразным праздникам;
— они помогают в организации экскурсий, различных поездок.
Таким образом, воспитание патриотов– ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач школы. Планомерная, систематическая работа учителя, использование разнообразных средств воспитанияв конечном итоге дадут положительные результаты для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)