Педагогическая разработка «Детям о природе»

Автор: Байдикова Наталья Сергеевна

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я использую следующие формы работы:

В каждой группе нашего детского сада оборудован уголок природы, развивающая среда которого соответствует возрастным особенностям детей от младшей до подготовительной группы. Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться, сопереживать.

В этих уголках дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с их строением и условиями, необходимыми для их роста и развития. Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках, поливают цветы, протирают листья.

Так же трудом дети занимаются и на прогулке.

Для формирования экологической культуры у детей и родителей, создания условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности был разработан проект «Огород на окне».

Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп и воспитатели. В течение лета дети всех возрастных групп имеют возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений.

Большую роль в экологическом воспитании детей нашего дошкольного учреждения играют наблюдения за природой. Это сложная познавательная деятельность дошкольника, с помощью которой у ребенка развиваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание, умение видеть и понимать природные явления и связь между ними. А также вырабатываются навыки сравнения и сопоставления увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых у дошкольников формируются представления о сезонных изменениях в природе.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания – организованная образовательная деятельность. Об одном из проведенных занятий хочу рассказать сегодня.

Тема ООД «Хлорофитум – наш друг». Образовательная деятельность проведена с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: знакомство детей с комнатным растением – хлорофитум.

Образовательные задачи.

— дать представления об особенностях внешнего вида хлорофитума, способах ухода за ним, способах размножения;

— закреплять умения детей определять растения по особенностям внешнего вида;

— формировать умения и навыки посадки комнатного растения в землю;

Развивающие задачи.

— развивать психические процессы (мышление, внимание, речь, память);

— развивать коммуникативные умения и навыки;

Воспитательные:

— вызвать желание оказывать помощь, проявлять заботу.

Образовательная Деятельность проводилась в подготовительной группе и состояла из 3-х взаимосвязанных этапов, в ходе которых дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия. Данная структура ОД оправдана, т. к. каждый этап был направлен на решение определённых задач, с применением различных методов и приёмов.

Водная часть была нацелена на организацию детей:

— создание эмоционального настроя, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней.

Для этого я использовала фотографию погибшего растения, озвучивание проблемы. После озвучивания проблемы, дети сами определили способ ее решения, научить Карлсона ухаживать за хлорофитумом.

В ходе основной части, для решения проблемы дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия.

Для ознакомления с комнатным растением – хлорофитум, его внешним видом, родиной и способами размножения, была просмотрена презентация.

Для закрепления знаний детей об особенностях внешнего вида хлорофитума предложила ребятам найти это растение в комнате природы, рассмотреть, определить части и вид растения.

Для закрепления полученных знаний о размножении растений детям было предложено посадить отростки и забрать их в группу. Соблюдая все гигиенические нормы и правила, занимаясь трудом в комнате природы дети надели фартуки и перчатки.

Для того, чтобы научить детей одному из видов размножения растений – детками использовала следующие методы и приемы:

собственный пример

беседа о последовательности посадки растения

практические действия – посадка, полив, опрыскивание

уборка своего рабочего места

Для снятия общего переутомления была проведена физкультминутка «Цветы», соответствующая теме ООД.

Изготовление памяток – стало средством для решения поставленной проблемы, мы научили Карлсона ухаживать за хлорофитумом, и изготовили памятку, чтобы он всегда помнил, и мы не забыли, как за ним ухаживать.

Дети выполнили игровое упражнение «условия ухода за хлорофитумом» — были предложены различные картинки с обозначениями условий ухода за комнатными растениями, а нужно было выбрать именно для хлорофитума. Это не вызвало у детей никаких затруднений.

В заключительной части, я предложила детям помочь цветку Карлсона на фотографии, что помогло детям осознать свою деятельность на протяжении всего занятия.

В ходе ООД я старалась вызвать и сохранить интерес детей к выбранной деятельности, использовала доступный наглядный материал и различные задания. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны к друг другу. Я обращалась к опыту детей, старалась учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Следила за тем, чтобы мои вопросы и задания были чётко сформулированы, доступны для понимания детей, побуждала детей к проявлению самостоятельности и инициативы.

Я считаю, что поставленные задачи в ходе ОД были решены.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

 

×
×