Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках изобразительного искусства.

Автор: Коренчук Ольга Владимировна

О.В. Коренчук,

учитель МОУ СОШ № 40 им. В. Токарева (Бийск)

                                     Формирование учебно-познавательной  компетенции учащихся на уроках изобразительного искусства.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, и в итоге отсутствует учебно-познавательная компетенция.

   Прежде, чем формировать у учащихся эти умения, надо разобраться, в чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как эта потребность развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Выбирая формы и методы обучения, я исхожу из того, что урок изобразительного искусства должен занимать не второстепенное, а свое, не менее почетное место в ряду других школьных предметов.

      Исходя из того, что у учащихся 5х классов особенно необходимо сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и творчеству, я разработала раздел программы под названием «Человек и мода».

    В состав методических рекомендаций входят подробнейшим образом разработанные и апробированные планы-конспекты уроков, комплекс наглядных пособий, компьютерные презентации.

   Основная образовательная цель данной работы – ознакомить учащихся с историей и композицией костюма, а также развивать творческий потенциал, создавать предпосылки для формирования познавательной компетенции, воспитывать в детях эстетическую потребность и чувство прекрасного, художественный вкус.

     Каждая тема программы предполагает поисковую практическую работу. Каждый учащийся имеет возможность выразить свой замысел, используя индивидуальную технику работы. Работа на уроке проводится в творческих микрогруппах. На завершающем этапе проводится обобщающий урок, который позволяет не только подвести итог теоретических знаний по истории костюма, но также осуществить контроль за тем, насколько учащиеся овладели приемами спецграфики.

   Опираясь на свой опыт работы, я могу с уверенностью сказать, что успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. В своей работе я систематически использую ряд методов, которые наиболее успешно позволяют формировать познавательную компетенцию у учащихся.

   — Метод стимулирования образного мышления. Заключается в том, что на занятиях рисованием по памяти и представлению я стараюсь раскрыть тему в неожиданных и интересных для ученика аспектах, чтобы разнообразить и обогатить его представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным. Например, изучая тему «Основы спецграфики. Коллаж », я предлагаю учащимся окунуться в атмосферу театра. Мы рассматриваем деятельность художника по костюмам. Знакомимся с понятием «фактура» и, используя тактильные ассоциации, создаем эскизы театральных костюмов из разных материалов (Карабас Барабас злой, материалы колючие, жесткие; Буратино — веселый, материалы яркие, приятные на ощупь..)

Метод развития художественного восприятия. Играет огромную роль в формировании личности, ее нравственных и духовных ориентиров. Заключается в знании ребятами лучших произведений профессионального искусства. Говоря о моде, мы с учащимися последовательно знакомимся с историческими стилями Древнего Египта, древней Греции, Средневековой Европы, Древнерусским стилем и стилем ампир, изучаем памятники искусства этих периодов. Эти пять стилей изучаются одновременно, в сравнении друг с другом. Например, изучая тему «Современная мода. Дополнения, украшения, аксессуары», мы сначала вспоминаем все исторические стили, именно в контексте аксессуаров, а затем учащимся предлагается придумать и изобразить современный аксессуар, основанный на каком-либо историческом стиле. Постоянное обращение к историческим стилям позволяет охватить сразу большой объем информации, кроме того, развивает у учащихся гибкость и избирательность мышления и, в итоге, их познавательная компетенция растет от урока к уроку.

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, то есть она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решают данную проблему самые способные учащиеся, а для остальных данный предложенный алгоритм решения будет являться образцом деятельности. Например, при изучении темы «Источники творчества для художника-модельера», я показываю учащимся изображение стрекозы и предлагаю создать эскиз молодежного костюма, основываясь на образе стрекозы. Наиболее способные быстро соображают, что изображение стрекозы надо трансформировать и взять за основу рисунок крыльев, стройный вытянутый силуэт и т.д. Остальные учащиеся берут за основу данный алгоритм решения проблемы и выполняют эскизы костюмов, основываясь на своих источниках творчества (цветы, животные, морские обитатели и т. д.).

   Кроме вышеперечисленных методов, существует ряд других методов, которые способствуют формированию и развитию познавательной компетенции. В настоящее время я широко использую методы проблемного обучения: исследовательский, эвристический и метод проблемного изложения. Их реализация в учебном процессе стимулирует школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.

 — Метод проблемного изложения. Основой данного метода  является создание ситуации, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалам, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Я предпочитаю использовать метод проблемного обучения на этапе введения новых знаний. Например, при изучении темы «Мода и ее особенности», я предлагаю учащимся рассмотреть процесс появления моды с помощью рассмотрения проблемных ситуаций. Например, «Можно ли говорить о появлении новой модной тенденции, если завтра вы на улице увидите человека в необычной одежде? А если через какое-то время количество людей в такой одежде увеличиться? А если в один прекрасный момент большинство людей будет так одеваться,- останется ли данная вещь модной?». Таким образом, постепенно с помощью проблемных вопросов я подвожу детей к тому, что они сами делают выводы о том, что мода недолговечна, одна и та же вещь не может быть модной в течение длительного периода времени. Если все одеты одинаково, то это не является признаком моды и т.д.

Метод эвристического обучения. Основной целью является поиск и сопровождение способ и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей. Дети решают проблемную задачу с помощью учителя, вопрос должен содержать частичное решение проблемы или его этапы. Учитель может подсказать, как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод — получение определенных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Данный метод направлен на самостоятельное решение школьниками творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика.

  Вывод: В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве. И выбирать их нужно, руководствуясь следующими критериями:

— соответствие методов принципам, целям и задачам обучения;

— соответствие содержанию данной темы;

— соответствие учебным возможностям школьников (возрастным, уровню подготовленности);

— соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

— соответствие возможностям самих учителей.

   Использование различных методов обучения позволяет мне на ранней стадии увидеть те моменты, которые позволяют говорить о начале формирования познавательной компетенции, а именно:

— положительные эмоции по отношению к изобразительной деятельности;

—   наличие познавательной стороны этих эмоций;

— наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

   При сформированности познавательной компетенции учение становиться близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой школьник кровно заинтересован.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы./ Ю.К.  Бабанский. – М.: Просвещение, 1982.

2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе./ Н.Н Ростовцев.  – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Агар, 1998

×
×