Роль учителя истории в воспитании толерантности

Автор: Сукачева Людмила Викторовна

Сукачева Людмила Викторовна

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Волочаевский лицей» г.Хабаровска

 

Роль учителя истории в воспитании толерантности.

Жить в современном обществе, не научившись толерантности-невозможно. Я думаю, с этим мало кто может поспорить. Основные тенденции современности — либерализация, демократизация, глобализация — привели к усложнению общественных отношений, размыванию ранее существовавших в обществе формальных и неформальных границ. Всё это, наряду с положительными последствиями, вызвало рост социальной напряжённости, увеличение числа конфликтов и кризисов. В силу этого внедрение в общественное сознание и практику общественных отношений культуры толерантности имеет, по — моему мнению, приоритетное значение. По своей природе толерантность — духовное явление, по сути близкое к понятиям доброты, порядочности, интеллигентности. Согласно Декларации принципов  толерантности, утверждённой ЮНЕСКО, толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур, форм самовыражения и способ проявления человеческой индивидуальности. Именно поэтому формирование толерантности представляет собой процесс, одной из главных составляющих которого является обучением. В связи с этим роль учителя истории приобретает поистине неоценимое значение. Ведь именно он через систему урочной и внеурочной деятельности участвует в формировании убеждений, которые закладывают основы поведения в поликультурном обществе.

Таким образом, воспитание толерантности, то есть искреннего уважения и признания другой личности, её духовных ценностей является одной из целей обучения и воспитания подростков в современной школе.

Каковы же основные задачи деятельности педагога? Первая заключается в выявлении уровня толерантного мышления (наличие или отсутствие его). Для этого надо знать характерные черты нетолерантной личности:

·      « не любит» и «не принимает» себя (только личность, умеющая любить себя — может любить и уважать других).

·      при неуважении к себе у человека развивается неспособность отстаивать собственное мнение, легко попадает под негативное влияние и т.д.

Напротив, толерантная личность обладает способностью принимать себя, других — такими, какие они есть на самом деле; независимостью и оригинальностью в восприятии мира; богатством эмоциональных реакций.

           Вторая задача заключается в просвещении школьников. Прежде всего необходимо обращать их внимание на то, что признание  «другого» (человека, мнения, идеи) состоит в осознании права быть другим, отличным, особым. Умение видеть и понимать «другого» очень ценно, так как развивает способность смотреть на мир одновременно с двух точек зрения: «другой» и собственной.

Чтобы эффективно справиться с выполнением этих задач, учитель сам, в первую очередь, должен обладать толерантным сознанием и поведением, практически владеть технологиями толерантного воспитания, уметь творчески применять их в конкретных условиях. При подготовке к урокам по обществознанию, истории или классному часу учителю могут оказать помощь  следующие материалы.

Правила развития толерантности

(по материалам ЮНЕСКО)

1.    Безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны. Отношение окружающих зависит только от нас самих.

2.    Не буду искать  «соринку в чужом глазу».

3.    Права свои  лучше отстаивать тогда, когда помнишь свои обязанности.

4.    Насилием и силой можно подчинить себе другого, но это лишь иллюзия успеха.

5.    Люди судят о нас не по нашим словам или намерениям, а по реальным делам.

6.    Постоянно бояться ошибок, думать об ошибках (своих или чужих) вредно. Ошибку надо найти и исправить, думая больше о будущем, чем о прошлом.

7.    Общаясь, вместо повелительного наклонения полезнее чаще употреблять сослагательное («Было бы хорошо сделать ещё то-то», «Я был бы рад, если бы ты…»).

8.    Полезно не допускать перерастания критики в элементарную ссору и не преследовать за критику-это избавит от ошибок и только укрепит авторитет.

9.    Здоровый юмор скрашивает тёмные стороны нашей жизни и подбадривает других, вселяет в них веру.

10. Уважайте людей не унижайте их достоинство.

Правила педагогической толерантности

(по материалам ЮНЕСКО)

Эффективно работающий для развития толерантности учитель должен:   

1.    Воспитывать с любовью и во имя любви.

2.    Воспитывать в духе мира.

3.    Вовлекать в процесс воспитания родителей и общественность.

4.    Поощрять совместную деятельность.

5.    Признавать значимость и способности каждого.

6.    Формировать чувство справедливости.

7.    Избегать жестких иерархических решений.

8.    Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе.

9.    Быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.

10. Не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования.

11. Воспитывать сопричастность.

12. Быть примером для детей и сообщества.

13. Уметь слушать.

14. Выражать одобрение относительно того, что сделано.

15. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения.

16. Давать ученикам возможность самостоятельно решать свои проблемы.             Список литературы

1.  Асмолов А. Г. Толерантность в общественном сознании России. М.: 1998

     2. Баныкина С.В. Егоров В.К. Учимся толерантности.М.: Аркти, 2007. 49 с.

×
×