Автор: Субботина Наталия Алексеевна
Субботина Наталия Алексеевна, учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 4» города Перми
Мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта (EQ)
младших школьников в процессе их литературно-творческой деятельности»
(на примере технологии «дизайна искусственных стихов»)
Интуитивный разум суть священный дар,
а рациональное мышление – преданный слуга.
Мы создали общество, чтящее
слуг, но забывшее о дарах.
Альберт Эйнштейн
Эмоциональный интеллект (EQ) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление своими эмоциями. Несмотря на то, что люди с высоким IQ и аналитическими способностями часто отрицают роль эмоций, эмоциональные реакции помогают человеку принимать рациональные решения. По некоторым данным исследований около 80 % успеха человека в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития EQ, и только 20 % — уровень IQ, измеряющий умственные способности личности. Таким образом, можно сказать, что эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своей сути.
Впервые мысли о важности эмоционального интеллекта высказали американские психологи Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году. В 1995 году вышла книга Дэниэла Гоулмана, в которой он изложил эту идею. Впоследствии Сэловей и Майер в соавторстве с Дэвидом Карузо выпустили новую книгу с практическими рекомендациями для людей, которых интересует развитие их EQ.
Некоторые ученые используют другие термины: «управление состоянием» («state management») у Тони Роббинса и «принятие» («acceptance») у Стива Павлина. Однако суть их та же – понимание своих эмоций и своих личных мотивов важна для эффективного взаимодействия с окружающим миром. В российской науке понятие EQ разработано психологом В.И. Шаховским.
Структура EQ, доработанная Д. Гоулманом и Д. Карузо, включает в себя 4 сферы:
1) различение собственных эмоций и эмоций других людей, понимание значений эмоциональных реакций;
2) оценка и выражение эмоций вербальными и невербальными способами;
3) использование эмоций для повышения эффективности мыслительной деятельности;
4) управление эмоциями, регуляция эмоционального состояния и поведения, использование эмоциональной сферы для развития общих и специальных способностей.
На основании изложенного можно сказать, что эмоциональный интеллект является совокупностью когнитивных, поведенческих, коммуникативных способностей, имеющих внутриличностную и межличностную направленность. Другими словами, индивиды с высоким уровнем развития EQ обладают выраженными умственными способностями, умением управлять эмоциональной сферой, высокой эффективностью в общении, а значит, имеют шанс быть высокоуспешными в выбранной области деятельности.
Высокий уровень эмоционального интеллекта необходим представителям многих профессий (и не только творческих, как считалось ранее). Педагогика – это одна из областей повышенного востребования EQ. Сегодня ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит на первое место личность ребенка. Обозначенные в Стандарте личностные результаты начального образования можно определить как новые качественные особенности психики, которые определяют эмоциональное сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. У выпускника эти особенности перерастают в личностное и профессиональное самоопределение, готовность и способность к саморазвитию, обретение личностной идентичности и формирование собственного мировоззрения.
Суть дидактики ФГОС заключается во взаимосвязи всех групп планируемых результатов образования. Не могут быть достигнуты предметные и метапредметные результаты без их воздействия на личность учащихся. Предметные знания, умения и навыки являются «кирпичиками», из которых строится личность ребенка. Метапредметные результаты выступают как необходимые инструменты этого индивидуального процесса.
Таким образом, только деятельностная интеграция всех компонентов личностного развития способна привести к достижению планируемых результатов ФГОС. Урочная деятельность объединяется в единый процесс с внеурочной, формирование планируемых результатов продолжается в кружках, факультативах, в проектной и исследовательской деятельности. Именно проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является ключевым моментом в формировании их личностных результатов, в повышении их эмоционального интеллекта, в развитии творческих способностей и креативности.
Одним из средств развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста можно рассматривать литературно-творческую деятельность, которая подразумевает комплексное взаимодействие личности ребенка с миром литературы, искусства, всеми участниками творческого процесса, а также осмысление и оценивание данного вида деятельности с точки зрения интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной успешности.
Цель моего мастер-класса — презентация опыта по осуществлению внеурочной деятельности в области развития речи и литературного творчества, способствующей формированию потребности в творческом чтении и письме и развитию детского эмоционального интеллекта.
Гипотеза моей работы такова: литературно-творческая деятельность обеспечит развитие EQ у школьников, если создавать условия для их эмоционального самовыражения и включения в эмоциональные взаимоотношения с окружающим миром.
Широкие возможности для достижения этих задач открывает курс внеурочной деятельности «Развитие речи и литературное творчество». С 1995 года курс с одноименным названием разрабатывается и апробируется на практике. Результатом являются личные достижения выпускников курса, коллективные продукты, высокие оценки родителей и учащихся. В контексте понятия «эмоционального интеллекта» меня, как педагога, интересуют такие вопросы, касающиеся психологии детского творчества:
— соотношение неосознанной и сознательной природы художественного литературного образа;
— механизмы развития вдохновения, художественной выразительности, импровизации и креативности детей 6-10 лет;
— дидактический аспект формирования творческой личности с точки зрения эмоционального интеллекта.
Посвятив себя педагогической деятельности, я всегда воспринимала свою профессию как творчество. Слова Н.В. Гоголя «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить» стали моим девизом как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Есть у меня и собственное объяснение понятия «творчество»:
Привычный шаг, привычная работа.
В пещерах мыслей – лабиринт дорог.
С тропинки, что тебе оставил кто-то,
Сверни! Почувствуй, что ты тоже смог
Проникнуть через каменные стены
И угадать значенье древних книг.
Во все века природа неизменна
И вечна. А тебе даётся миг!
Основные методы, используемые на занятиях:
1.Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации;
2.Различные виды дискуссий, игр, театрализации;
3.Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;
4.Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучение приемам саморегуляции.
В своей работе я использую два основных подхода к развитию эмоционального интеллекта младших школьников:
1. Анализ и интерпретация эмоционального содержания литературных текстов (прозаических, поэтических, текстов лингво-краеведческого содержания, авторских текстов самих детей, их родителей и педагогов)
2. Собственно литературное творчество детей в различных его видах.
Коротко этапы анализа литературных произведений можно обозначить так:
1) Подготовка детей к восприятию произведения. Весь внеурочный курс построен на использовании так называемого «эффекта Медичи» — использовании разных видов искусства, достижений разных научных областей знания, включения всех видов рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных) и моделировании всех видов деятельности ребенка на занятии.
2) Восприятие особого «образа-переживания», который является центром эмоциональности многих произведений, например, лирических стихов. В.И. Тимофеев об этом говорит так: «В лирике мысли соединяются таким образом, чтобы произвести наибольшее художественное впечатление. Вместо логики разума в восприятии лирического сочетания мыслей больше участвует чувство».
3) Анализ коммуникативной ситуации (литературный субъект – литературный адресат – литературный объект).
4) Работа над эмоционально-оценочными отношениями в литературных текстах.
5) Знакомство с автобиографическим и историческим эмоциональным фоном создания определенных литературных произведений.
6) Выразительное, эмоционально-образное чтение литературных текстов различных видов и жанров.
Итак, подведем итоги. Человек, обладающий высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, отличается
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Технологическая карта мастер-класса Субботиной Н.А.
|
Деятельность ведущего |
Слайды
|
Деятельность участников |
1
2
3
4
5
|
— Сегодня я представлю некоторые возможности использования ассоциативно-синектической технологии развития детского творчества.
— И для начала я прошу Вас ответить на 3 вопроса: … что по окончании мастер-класса Вы сможете обогатить свою педагогическую копилку? … что Вам будет интересно? … что Вы устанете работать?
— Инновационным моментом моей работы является соединение известной технологии РКМЧП с элементами ассоциативно-синектической технологии Сергея Аркадьевича Новоселова, директора Института открытого образования в структуре РГППУ г. Екатеринбурга. Каждый участник выбирает для себя определенное количество строк какого-либо автора и комбинирует их по указанным правилам. Затем обрабатывает свою конструкцию, подчиняя ее ритму и рифме. Промежуточным этапом при работе с младшими школьниками является использование изобразительных, музыкальных, пластических средств для визуализации выбранного художественного образа. Отсюда и название «дизайн искусственных стихов».
— Весь внеурочный курс построен на использовании так называемого «эффекта Медичи» — использовании разных видов искусства, достижений разных научных областей знания, включения всех видов рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных) и моделировании всех видов деятельности ребенка на занятии. — В перспективе мне бы хотелось описать данный опыт в виде практических рекомендаций для учителя. — Например, для объявления темы сегодняшнего занятия я продемонстрировала детям 2 этих предмета в сопровождении японской народной музыки (бюст Пушкина и ваза с японскими иероглифами) — Ваши догадки, что же сегодня будет элементами нашего «поэтического конструктора»?
— Тему для Ваших «искусственных стихов» я предлагаю такую – «Для счастья надо мне немного. — Первым этапом занятий является так называемое «свободное сфокусированное письмо». Напишите в рамочке все, что значит для Вас слово «счастье», с чем ассоциируется, какое содержание Вы вкладываете в это слово. — Обязательно прочтение вслух. И выслушивание друг друга. — Во втором столбике представлены некоторые приемы по работе с трехстишиями. Смысл их, думаю, понятен. — Один вопрос к Вам по хокку № 8. В чем видите его скрытый смысл?
— Составьте свой вариант искусственного стиха на заданную тему.
— Переходим к педагогической деятельности. В буклетах есть вкладыши, которые предлагают Вам работу по присвоению элементов представленных технологий. У Вас есть возможность сконструировать свои приемы для работы с данным художественным текстом (Басё, «Мотылёк»)
Проверка. Оценки созданной педагогической копилки
— Вернитесь к Вашим ответам на вопросы приема «Верите ли Вы…» — Совпали ли Ваши ожидания с действительностью? — Что-то изменилось в понимании и ощущениях? — Какие вопросы готовы задать? — Какие критические замечания можете дать?
— Продемонстрируйте самооценку своего труда поднятием вверх Ваших продуктов для педагогической копилки.
— А теперь прошу дать оценку моей сегодняшней работы с помощью аплодисментов или их отсутствия.
|
Прогнозируемый результат
«Верите ли Вы…»
АС-технология
Хокку
«Для счастья…» Свободное письмо
|
Японская поэзия
Письмо
Чтение
Смысл – аналогия с профессией педагога
Сочинение-трансформация
Творческая работа
Озвучивание сконструированных приемов
Рефлексия
Обмен мнениями
|
Список источников информации:
• Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова. Екатеринбург, 2003
• Одинокий сверчок. Классические японские трехстишия./ Перевод с японского. – М.: Детская литература, 1987
• В.А. Левин. Таинственный сундук. Литература. Проект «Шаг за шагом».- М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995
• А.И. Княжицкий, А.В. Лейбова, С.Ю. Хурумов. Опыты стихосложения. Проект «Шаг за шагом».- М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995