Развитие эмоционального интеллекта (EQ) младших школьников в процессе их литературно-творческой деятельности

Автор: Субботина Наталия Алексеевна

Субботина Наталия Алексеевна, учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 4» города Перми

Мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта (EQ)

младших школьников в процессе их литературно-творческой деятельности»

(на примере технологии «дизайна искусственных стихов»)

 

Интуитивный разум суть священный дар,

а рациональное мышление – преданный слуга.

Мы создали общество, чтящее

слуг, но забывшее о дарах.

Альберт Эйнштейн

         

Эмоциональный интеллект (EQ) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление своими эмоциями. Несмотря на то, что люди с высоким IQ и аналитическими способностями часто отрицают роль эмоций, эмоциональные реакции помогают человеку принимать рациональные решения. По некоторым данным исследований около 80 % успеха человека в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития EQ, и только 20 % — уровень IQ, измеряющий умственные способности личности. Таким образом, можно сказать, что эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своей сути.

Впервые мысли о важности эмоционального интеллекта высказали американские психологи Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году. В 1995 году вышла книга Дэниэла Гоулмана, в которой он изложил эту идею. Впоследствии Сэловей и Майер в соавторстве с Дэвидом Карузо выпустили новую книгу с практическими рекомендациями для людей, которых интересует развитие их EQ.

Некоторые ученые используют другие термины: «управление состоянием» («state management») у Тони Роббинса и «принятие» («acceptance») у Стива Павлина. Однако суть их та же – понимание своих эмоций и своих личных мотивов важна для эффективного взаимодействия с окружающим миром. В российской науке понятие EQ разработано психологом В.И. Шаховским.

Структура EQ, доработанная Д. Гоулманом и Д. Карузо, включает в себя 4 сферы:

1)       различение собственных эмоций и эмоций других людей, понимание значений эмоциональных реакций;

2)       оценка и выражение эмоций вербальными и невербальными способами;

3)       использование эмоций для повышения эффективности мыслительной деятельности;

4)       управление эмоциями, регуляция эмоционального состояния и поведения, использование эмоциональной сферы для развития общих и специальных способностей.

На основании изложенного можно сказать, что эмоциональный интеллект является совокупностью когнитивных, поведенческих, коммуникативных способностей, имеющих внутриличностную и межличностную направленность. Другими словами, индивиды с высоким уровнем развития EQ обладают выраженными умственными способностями, умением управлять эмоциональной сферой, высокой эффективностью в общении, а значит, имеют шанс быть высокоуспешными в выбранной области деятельности.

Высокий уровень эмоционального интеллекта необходим представителям многих профессий (и не только творческих, как считалось ранее). Педагогика – это одна из областей повышенного востребования EQ. Сегодня ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит на первое место личность ребенка. Обозначенные в Стандарте личностные результаты начального образования можно определить как новые качественные особенности психики, которые определяют эмоциональное сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. У выпускника эти особенности перерастают в личностное и профессиональное самоопределение, готовность и способность к  саморазвитию, обретение личностной идентичности и формирование собственного мировоззрения.

Суть дидактики ФГОС заключается во взаимосвязи всех групп планируемых результатов образования. Не могут быть достигнуты предметные и метапредметные результаты без их воздействия на личность учащихся. Предметные знания, умения и навыки являются «кирпичиками», из которых строится личность ребенка. Метапредметные результаты выступают как необходимые инструменты этого индивидуального процесса.

Таким образом, только деятельностная интеграция всех компонентов личностного развития способна привести к достижению планируемых результатов ФГОС. Урочная деятельность объединяется в единый процесс с внеурочной, формирование планируемых результатов продолжается в кружках, факультативах, в проектной и исследовательской деятельности. Именно проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся  является ключевым моментом в формировании их личностных результатов, в повышении их эмоционального интеллекта, в развитии творческих способностей и креативности.

Одним из средств развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста можно рассматривать литературно-творческую деятельность, которая подразумевает комплексное взаимодействие личности ребенка с миром литературы, искусства, всеми участниками творческого процесса, а также осмысление и оценивание данного вида деятельности с точки зрения интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной успешности.

Цель моего мастер-класса — презентация опыта по осуществлению внеурочной деятельности в области развития речи и литературного творчества, способствующей формированию потребности в творческом чтении и письме и развитию детского эмоционального интеллекта.

Гипотеза моей работы такова: литературно-творческая деятельность обеспечит развитие EQ у школьников, если создавать условия для их эмоционального самовыражения и включения в эмоциональные взаимоотношения с окружающим миром.

Широкие возможности для достижения этих задач открывает курс внеурочной деятельности «Развитие речи и литературное творчество». С 1995 года курс с одноименным названием разрабатывается и апробируется на практике. Результатом являются личные достижения выпускников курса, коллективные продукты, высокие оценки родителей и учащихся. В контексте понятия «эмоционального интеллекта» меня, как педагога, интересуют такие вопросы, касающиеся психологии детского творчества:

— соотношение неосознанной и сознательной природы художественного литературного образа;

— механизмы развития вдохновения, художественной выразительности, импровизации и креативности детей 6-10 лет;

— дидактический аспект формирования творческой личности с точки зрения эмоционального интеллекта.

Посвятив себя педагогической деятельности, я всегда воспринимала свою профессию как творчество. Слова Н.В. Гоголя «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить» стали моим девизом как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Есть у меня и собственное объяснение понятия «творчество»:

Привычный шаг, привычная работа.

В пещерах мыслей – лабиринт дорог.

С тропинки, что тебе оставил кто-то,

Сверни! Почувствуй, что ты тоже смог

Проникнуть через каменные стены

И угадать значенье древних книг.

Во все века природа неизменна

И вечна. А тебе даётся миг!

 

          Основные методы, используемые на занятиях:

1.Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации;

2.Различные виды дискуссий, игр, театрализации;

3.Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;

4.Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучение приемам саморегуляции.

В своей работе я использую два основных подхода к развитию эмоционального интеллекта младших школьников:

1. Анализ и интерпретация эмоционального содержания литературных текстов (прозаических, поэтических, текстов лингво-краеведческого содержания, авторских текстов самих детей, их родителей и педагогов)

2. Собственно литературное творчество детей в различных его видах.

Коротко этапы анализа литературных произведений можно обозначить так:

1)       Подготовка детей к восприятию произведения. Весь внеурочный курс построен на использовании так называемого «эффекта Медичи» — использовании разных видов искусства, достижений разных научных областей знания, включения всех видов рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных) и моделировании всех видов деятельности ребенка на занятии.

2)       Восприятие особого «образа-переживания», который является центром эмоциональности многих произведений, например, лирических стихов. В.И. Тимофеев об этом говорит так: «В лирике мысли соединяются таким образом, чтобы произвести наибольшее художественное впечатление. Вместо логики разума в восприятии лирического сочетания мыслей больше участвует чувство».

3)       Анализ коммуникативной ситуации (литературный субъект – литературный адресат – литературный объект).

4)       Работа над эмоционально-оценочными отношениями в литературных текстах.

5)       Знакомство с автобиографическим и историческим эмоциональным фоном создания определенных литературных произведений.

6)       Выразительное, эмоционально-образное чтение литературных текстов различных видов и жанров.

Итак, подведем итоги. Человек, обладающий высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, отличается

•         умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

•         способностью сознательно влиять на свои эмоции;

•         умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

•         способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

•         умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

•         способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта  мастер-класса Субботиной Н.А.

 

Деятельность ведущего

Слайды

 

Деятельность участников

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Сегодня я представлю некоторые возможности использования ассоциативно-синектической технологии развития детского творчества.

 

— И для начала я прошу Вас ответить на 3 вопроса:

… что по окончании мастер-класса Вы сможете обогатить свою педагогическую копилку?

… что Вам будет интересно?

… что Вы устанете работать?

 

 

Инновационным моментом моей работы является соединение известной технологии РКМЧП с элементами ассоциативно-синектической технологии Сергея Аркадьевича Новоселова, директора Института открытого образования в структуре РГППУ г. Екатеринбурга.

Каждый участник выбирает для себя определенное количество строк какого-либо автора и комбинирует их по указанным правилам. Затем обрабатывает свою конструкцию, подчиняя ее ритму и рифме. Промежуточным этапом при работе с младшими школьниками является использование изобразительных, музыкальных, пластических средств для визуализации выбранного художественного образа. Отсюда и название «дизайн искусственных стихов».

 

— Весь внеурочный курс построен на использовании так называемого «эффекта Медичи»использовании разных видов искусства, достижений разных научных областей знания, включения всех видов рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных) и моделировании всех видов деятельности ребенка на занятии.

— В перспективе мне бы хотелось описать данный опыт в виде практических рекомендаций для учителя.

— Например, для объявления темы сегодняшнего занятия я продемонстрировала детям 2 этих предмета в сопровождении японской народной музыки (бюст Пушкина и ваза с японскими иероглифами)

Ваши догадки, что же сегодня будет элементами нашего  «поэтического конструктора»?

 

— Тему для Ваших «искусственных стихов» я предлагаю такую – «Для счастья надо мне немного.

Первым этапом занятий является так называемое «свободное сфокусированное письмо». Напишите в рамочке все, что значит для Вас слово «счастье», с чем ассоциируется, какое содержание Вы вкладываете в это слово.

Обязательно прочтение вслух. И выслушивание друг друга.

— Во втором столбике представлены некоторые приемы по работе с трехстишиями. Смысл их, думаю, понятен.

— Один вопрос к Вам по хокку № 8. В чем видите его скрытый смысл?

 

Составьте свой вариант искусственного стиха на заданную тему.

 

Переходим к  педагогической деятельности. В буклетах есть вкладыши, которые предлагают Вам работу по присвоению элементов представленных технологий. У Вас есть возможность сконструировать свои приемы для работы с данным художественным текстом (Басё, «Мотылёк»)

 

 

Проверка. Оценки созданной педагогической копилки

 

 

— Вернитесь к Вашим ответам на вопросы приема «Верите ли Вы…»

Совпали ли Ваши ожидания с действительностью?

— Что-то изменилось в понимании и ощущениях?

— Какие вопросы готовы задать?

— Какие критические замечания можете дать?

 

— Продемонстрируйте самооценку своего труда поднятием вверх Ваших продуктов для педагогической копилки.

 

— А теперь прошу дать оценку моей сегодняшней работы с помощью аплодисментов или их отсутствия.

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемый результат

 

 

«Верите ли Вы…»

 

 

АС-технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хокку

 

 

 

«Для счастья…»

Свободное письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Японская поэзия

 

 

Письмо

 

Чтение

 

 

 

Смысл – аналогия с профессией педагога

 

Сочинение-трансформация

 

 

Творческая работа

 

 

 

 

 

Озвучивание сконструированных приемов

 

 

Рефлексия

 

Обмен мнениями

 

 

Список источников информации:

•         Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова. Екатеринбург, 2003

•         Одинокий сверчок. Классические японские трехстишия./ Перевод с  японского. – М.: Детская литература, 1987

•         В.А. Левин. Таинственный сундук. Литература. Проект «Шаг за шагом».- М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995

•         А.И. Княжицкий, А.В. Лейбова, С.Ю. Хурумов. Опыты стихосложения. Проект «Шаг за шагом».- М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995

 

              

×
×