Психолого-педагогическая работа с агрессивными детьми в условиях ДОУ

Автор: Макарова Анна Юрьевна

Психолого-педагогическая работа с агрессивными детьми в условиях ДОУ. 

Организуя жизнь детей в группе детского сада, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разными эмоциональными проявлениями в поведении детей. Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей шумных, крикливых, склонных к ссорам, с рассеянным вниманием, пассивных, избегающих своих сверстников и дел с ними.

В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы педагогов и родителей: что делать, если

— ребенок дерется;

— боится отвечать на занятиях;

— не может усидеть на месте и 10 минут.

При внимательном отношении к детям с подобными отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей эмоционального неблагополучия. Что же это такое?

Эмоциональное благополучие/неблагополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются: нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Эмоциональное неблагополучие – это  такое проявление эмоций, которое мешает человеку в его повседневной жизни.

Главной причиной эмоционального неблагополучия у ребенка выступает неудовлетворенность общением со взрослыми, прежде с родителями, и со сверстниками. Другими существенными причинами могут быть индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость) и проблемы, связанные с состоянием здоровья. В любом случае эмоциональное неблагополучие характеризуется серьезными нарушениями в различных сферах психики ребенка, а потому требует особого внимания со стороны родителей и педагогов.

 

Анализ работы психологической службы в нашем ДОУ показал, что наиболее частым поводом обращения воспитателей и родителей за помощью к педагогу-психологу  являются вопросы по взаимодействию с агрессивными детьми, т.к. именно эта категория детей беспокоит родителей и педагогов больше всего. Проведенный нами комплекс диагностических процедур (наблюдение за детьми, беседы с родителями и воспитателями, диагностические методики) в группах старшего дошкольного возраста помог нам выявить детей, склонных к проявлению агрессии и спланировать коррекционно-развивающую работу.

Взаимодействие с агрессивными детьми. 

Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба объектам воздействия (одушевленным и неодушевленным)

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

В литературе выделяют следующие виды агрессии:

— прямая агрессия (непосредственно направленная против раздражителя);

— косвенная агрессия (действия, направленные окольным путем на другое лицо – сплетни, злобные шутки; или ненаправленные, неупорядоченные действия – крики в толпе, топанье ногами и т.п.);

— физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

— вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань);

— раздражение (вспыльчивость, грубость);

— аутоагрессия (причинение вреда себе, самообвинение, самоуничтожение).

В качестве основных причин возникновения агрессивного поведения ребенка выделяют:

— недостаток двигательной активности;

— дефицит родительского внимания;

— стиль семейного воспитания;

— СМИ, игрушки;

— низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков;

— некоторые соматические заболевания и заболевания ЦНС.

Коррекционно-развивающую работу с агрессивными детьми мы вели по направлениям, предложенным Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной:

— обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

— обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой;

— отработка навыков общения;

— формирование позитивных качеств личности;

— работа с родителями и педагогами (информирование, обучение эффективным способам взаимодействия с детьми).

 

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми с эмоциональным неблагополучием (в частности, с агрессивными детьми), позволяющей реализовать выделенные направления, на наш взгляд  является тренинговая работа.

В данном случае тренинг включает в себя комплекс специально организованных занятий, направленных на раскрепощение детей, развитие чувства доверия, снятие мышечного и эмоционального напряжения, обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой, отработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развитие психических познавательных процессов. В тренинговую группу желательно включать детей старшего дошкольного возраста с разными эмоциональными и поведенческими особенностями. 

Каждое тренинговое занятие направлено на решение своего комплекса задач, но все занятия подчиняются определенной структуре:

1.Все занятия начинаются с приветствия, которое остается неизменным на протяжении всего тренинга.

2.Далее целесообразно проводить игры, направленные на устранения беспокойства, возбуждения, способствующие сплочению группы, снятию напряжения, концентрации внимания. Здесь можно использовать психогимнастику, мышечную и дыхательную гимнастики, игру с правилами для активизации внимания детей.

3.Затем предлагаются игры и упражнения, направленные на реализацию основных задач занятия. Ими могут быть игры, направленные на выброс отрицательной энергии, обучение приемам саморегуляции, формирование позитивных качеств личности, отработка навыков общения, развитие психических познавательных процессов.

4.В конце занятия подводится итог и проводится прощание, которое также остается неизменным на протяжении всего тренинга.    

Параллельно проводится работа с педагогами и родителями.

Ниже мы приведем пример одного тренингового занятия и обозначим выделенные структурные компоненты.

Кроме этого особое внимание уделяется работе по профилактике эмоционального неблагополучия у детей. Основная задача взрослых на данном этапе – вовремя разглядеть признаки эмоционального неблагополучия, а лучше не допустить их появления. При этом важно помнить о необходимости комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда все – родители, педагоги, медики, специалисты – совместными усилиями помогают ребенку, помощь будет по-настоящему эффективной.

В качестве профилактических мер нами постоянно проводятся мероприятия, способствующие раскрепощению детей, снижению ПЭН, налаживанию контактов между всеми участниками педагогического процесса и повышению их психологической компетентности.

Занятие в форме тренинга «Путешествие в зоопарк».

I часть.

1.Приветствие.

Дети, сидя в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Затем все хором говорят «Здравствуйте».

II часть.

1.Игра «Жизнь в лесу» (один из элементов игры).

Педагог объясняет, что сейчас мы поздоровались, как люди. Животные не умеют разговаривать и трутся друг о друга носами, если хотят поздороваться. Детям предлагается по кругу поздороваться друг с другом так, как это делают животные.  

После выполнения упражнения педагог предлагает детям вспомнить, где можно увидеть сразу много разных животных и отправиться в зоопарк. («Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. Кто из вас был в зоопарке? Давайте вспомним, каких животных можно увидеть в зоопарке.»)

2.Упражнение «Зайчик – цапля – мишка».

(«В зоопарке нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в лапы к дикому зверю или не навредить животным. Сейчас мы проверим,  какие вы внимательные. Для этого поиграем в игру.»)

В начале детям предлагается вспомнить и показать, как прыгает зайчик, как стоит цапля, как ходит медведь. Затем дети выполняют эти же действия, но в зависимости от количества хлопков педагога. Например, если педагог хлопает в ладоши один раз, то дети прыгают как зайчики, два раза – стоят как цапли, три – ходят как медведи.

3.Упражнение «Одно большое животное».

Дети стоят в кругу, держась за руки. Они – одно большое животное и дышать нужно всем вместе: на вдохе делаем шаг вперед, на выдохе – шаг назад.

4.Элементы психогимнастики.

 

Попугай

Вот и зоопарк. И первое, что мы увидели, — вольер с попугаями. Какие они яркие, красивые, большие!

Напряжение

Один попугай увидел нас и начал кивать головой: «Здравствуйте, здравствуйте!»

Покажите, как кивает попугай. Наклоняем голову вперед, шея напряжена, а теперь наклоняем вправо, влево. «Вот какой я красивый!»

Расслабленно

Попугай перестал кивать. «Я устал, устал!» — говорит он. Голову вперед свесил, шейка расслаблена, голова как на веревочке болтается.

Леопард

Резко

А вот клетка с леопардом. Он никого не подпускает, бросается на заграждения, рычит. Тело и лапы напряжены. Давайте покажем, как он машет лапой неожиданно, резко. Руки и пальцы напряжены. Сначала одной рукой, затем другой.

Лебеди

Плавно, медленно

А вот и озеро, в котором плавают прекрасные лебеди. Движения их плавные,  неторопливые, грациозные. Представьте, что наши руки — это крылья.  Взмахнули плавно правым крылом, левым, теперь двумя. Поднимаем, опускаем свои крылья неторопливо, плавно. Руки расслаблены.

 

III часть.

(«Для того чтобы узнать, кого еще мы увидели в зоопарке, нам нужно отгадать загадку». Загадывается загадка про медведя.).

1.Упражнение «Мишка сердится».

Педагог объясняет, что мишка громко рычит и сердится, когда мы подходим к его клетке. Если немного отойти, то медведь рычит тише, а если стоять далеко, то он совсем не рычит. Далее воспитатель предлагает детям рычать(«у-у-у») громко, если он быстро хлопает в ладоши, потише, если медленно и совсем не рычать, когда педагог не хлопает в ладоши.

2.Упражнение «Брыкание».

Педагог объясняет, что мишка захотел побаловаться. Он лег на спину и стал брыкаться ногами. Детям предлагается  сделать тоже самое.

3.Упражнение «Ласковый мишка».

Педагог объясняет, что мишка устал и решил отдохнуть, а мама медведица пришла его погладить. Дети встают в круг друг за другом и гладят ласково и аккуратно впереди стоящего по голове, плечам, рукам, спине.

4.Пальчиковое рисование.

Педагог предлагает детям нарисовать мишку руками. Отпечаток ладошки – тело медведя, кулачков – лапы, пальчиков – уши, глаза, нос.

IV часть.

1.Прощание.

Сидя в кругу, детям предлагается рассказать, что на занятии понравилось больше всего. Затем педагог хвалит и благодарит детей за занятие, все берутся за руки и хором говорят «До свидания».

 

Литература:

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 88с.

2.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 160с.

3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 190с.

4.Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет. – М.: Книголюб, 2006. – 64с.

5.Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» / Виктория Холмогорова. – М.: «Чистые пруды», 2007. – 32с.

 

×
×