Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 6-7 лет

Автор: Аверина Елена Римовна

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 6-7 лет

Учитель-логопед Аверина Е.Р.

 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

   

Обследование речи детей

Обследование речи детей

Октябрь

Признаки осени. Осенние месяцы Осенняя ярмарка. Сад-огород

Осенняя одежда, обувь, головные уборы

Откуда хлеб пришёл?

Дом. Мебель

Ноябрь

Перелётные и водоплавающие птицы

Домашние животные и их детёныши

Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме

Осень (обобщение)

Декабрь

Зима. Зимние месяцы. Зимние забавы

Зимующие птицы

Наш город

Новый год. Хвойные деревья

Январь

Каникулы

Транспорт. Профессии на транспорте

Профессии. Трудовые действия

Инструменты. Электроприборы

Февраль

Посуда. Продукты питания

Вода в природе

День защитников Отечества. Военные профессии

Зима (обобщение)

Март

Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые цветы

8 марта. Женские профессии

Зоопарк

На птичьем дворе

Апрель

Лекарственные растения

День космонавтики

Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы

Школа. Школьные принадлежности

Май

Моё Отечество. Россия

Луг, поле, лес

Насекомые

Лето. Летние месяцы

Неделя

Лексическая тема

Развитие словаря

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Октябрь

 

 

 

 

 

1

Осенняя ярмарка. Сад-огород(фрукты, овощи, ягоды

Слова-предметы: урожай, редька, баклажан, хрен,

патиссон, чеснок, пастернак, тмин, салат, ботва, стручок, айва, авокадо, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло, морошка, рябина, голубика, костяника, сироп, маринад, желе.

Слова-признаки предметов: овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, наливное, румяное (яблоко), лимонный, вишнёвый, малиновый (сок), абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье), солёный, квашеный, маринованный, мочёный, варёный, сушёный.

Слова-действия предметов: окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть, варить, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать.

Наречия: вкусно, сладко, кисло.

1. Продолжать работу по обучению согласованию

прилагательных с существительными (сочный

помидор, наливное яблоко, душистая малина);

2. Уточнить понимание простых предлогов, их значений. Начать формировать умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за;

3. Уточнить понимание значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать);

4. Упражнять в образовании существительных с различными суффиксами (луковка, помидорище, перчик, яблочко);

5. Продолжать работу по практическому употреблению относительных прилагательных (клубничное варенье, клюквенный сок, яблочное повидло, огуречный салат).

1. Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение;

2.Закреплять умение составлять рассказы – описания овощей, фруктов, ягод с помощью алгоритма, схемы;

3. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (помидор и яблоко, банан и огурец);

4. Упражнять в составлении предложений со словом много (В огороде выросло много огурцов, лука,… В магазине продаётся много персиков, груш, яблок,..);

 

2

Признаки осени.

Осенние месяцы

Слова-предметы: осень, туман, листопад, туча, дождь, грязь,

земля, сырость, заморозок, изморозь, листья, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Слова-признаки предметов: золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий, ранний, поздний, прекрасный, грустный, богатый.

Слова-действия предметов: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, накрапывать, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, холодно, пасмурно, ветрено.

1.Совершенствовать умение образовывать формы ед. и мн.

числа существительных (зонт – зонты, дождь – дожди);

2. Упражнять в подборе действий к словам-предметам (листья – краснеют, желтеют, опадают; дождь – льёт, моросит, крапает);

3. Продолжать упражнять в

подборе синонимов и антонимов;

4. Объяснять значение словосочетаний с переносным значением (моросит дождь, гуляют серые тучи, исчезают цветы);

5. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги.

1. Учить составлять предложения, используя

слова-признаки;

2. Учить отвечать на вопросы полным ответом, употребляя союз потому что (Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.);

3. Учить преобразовывать деформированную фразу (Когда идёт дождь, на улице сухо.);

4. Учить дифференцировать понятия слово и предложение.

3

Осенняя одежда,

обувь, головные уборы

Слова-предметы: ботинки,

полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги, плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок, фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, резина, рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник.

Слова-признаки предметов:

фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный.

Слова-действия предметов: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстёгивать, застёгивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить.

Наречия: тепло, удобно, уютно.

1. Упражнять в употреблении форм родительного падежа имени существительного (пальто без рукава, шапка из меха, сапоги из резины);

2. Закреплять употребление форм винительного падежа (Осенью люди одевают куртки, шапки, сапоги.);

3. Учить образовывать и использовать приставочные глаголы (надевать, одевать, застёгивать, расстегивать, завязывать, развязывать);

4. Продолжать работу по практическому употреблению относительных прилагательных (резиновые сапоги, кожаные ботинки, шерстяной свитер, меховая шапка);

5.Учить образовывать притяжательные прилагательные (папин шарф, дедушкино пальто, мамина шуба);

6. Учить употреблять притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои);

7. Формировать умение

правильно употреблять несклоняемые существительные (пальто).

1. Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение;

2. Учить отвечать на вопросы полным ответом, употребляя союз потому что (Дети надели тёплую одежду, потому что стало

холодно.);

3. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (перчатка и варежка);

4. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов

4

Откуда хлеб пришёл?

Слова-предметы: хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба.

Слова-признаки предметов: золотой, усатый, тяжёлый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный.

Слова-действия предметов:

растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь.

1. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (ржаной хлеб, сдобная булочка);

2. Продолжать работу по практическому употреблению относительных прилагательных (ржаной, пшеничный, отрубной

хлеб; кукурузная, гречишная, ячменная мука);

3. Учить образованию и практическому употреблению глаголов в ед. и мн. числе (пашет – пашут, сеет – сеют, печёт – пекут, мелит – мелят).

1. Учить преобразовывать деформированную фразу (Сначала поле засеяли, а потом его вспахали);

2. Заучивание поговорок и пословиц о хлебе. Учить объяснять их смысл (Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска).

3. Учить дифференцировать понятия слово и предложение.

Ноябрь

 

     

I

Перелётные и водоплавающие птицы

Слова-предметы: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, пух, перья, крыло, клюв, стая, косяк, клин.

Слова-признаки предметов: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый, лебединая (верность, песня).

Слова-действия предметов: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

обучению согласованию прилагательных с существительными (быстрая ласточка, серый журавль, белые лебеди);

3. Продолжать работу по практическому употреблению притяжательных прилагательных (журавлиные крылья, утиные лапки, лебединая шея);

4. Учить образовывать и использовать сложные слова (длинноногий, красноклювый);

1. Ввести понятие многозначности слов (дверной косяк – косяк журавлей, клин на юбке – журавлиный клин);

2. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (ласточка и курица);

4. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов;

5. Учить понимать и объяснять смысл пословиц (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.).

II

Домашние животные и их детёныши

Слова-предметы: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, лошадь, конь, жеребёнок, коза, козёл, козлёнок, свинья, кабан, поросёнок, овца, баран, ягнёнок, стадо, отара, свора.

Слова-признаки предметов: домашние, копытные, молочные, мясные, бодливые, пушистые, рогатые, полезные.

Слова-действия предметов: лает, охраняет, кусает, лакает, мычит, мяукает, мурлычет, жуёт, ржёт, блеет, хрюкает, доить, пасти, ухаживать, кормить.

1. Закреплять практическое овладение форм родительного и творительного падежей в ед. и мн. числе (нет (кого?) собак, щенят; любуюсь (кем?) лошадью, жеребёнком);

2. Учить использовать уменьшительно-ласкательные

суффиксы (баран — барашек, котёнок – котёночек);

3. Продолжать работу по практическому употреблению притяжательных прилагательных

(собачий хвост, лошадиная грива, свиной пятачок);

4.Продолжать работу по практическому употреблению относительных прилагательных (мясная колбаса, молочный суп).

1. Продолжать обучать составлению рассказов-описаний, рассказов по сюжетной картинке;

2. Упражнять в

составлении предложений из 4-х данных слов (диван, котёнок, сидеть, под);

3. Упражнять в описании животных по их кличкам (Пушок, Снежок, Черныш, Рыжик, Бурёнка, Ночка, Пеструшка);

4. Учить составлять сравнительные рассказы по плану, образцу, схеме, с опорой на коллаж.

III

Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме

Слова-предметы: рысь, енот, белка, бобр, олень, куница, ондатра, выдра, барсук, клыки, увалень, плутовка, сохатый, шатун, логово, шерсть.

Слова-признаки предметов: хитрая, бурый, трусливый,

полосатый, косолапый, длинноухий, пушистый, неповоротливый.

Слова-действия предметов: прыгает, бродит, воет, линяет, рыскает, петляет, заметает (следы), рыщет.

1. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными («Чья еда?» мёд – медвежья, орехи – беличья, морковь – заячья, трава – оленья, курица – лисья);

2. Закреплять употребление предлогов между, на, с, под, за, из-за, из-под (из-под пня, из-за куста, под землёй);

3. Учить образовывать и использовать сложные слова (косолапый, косоглазый, длинноухий, большерогий)

4. Учить образовывать родственные слова (медведь, медвежий, медвежонок, медведушка).

1. Упражнять в составлении загадок-описаний по схеме;

2. Учить употреблять простые и сложные предложения с союзами а, но (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные);

3. Учить понимать и объяснять смысл пословиц (Держать в ежовых рукавицах. Оказать медвежью услугу).

4. Учить дифференцировать понятия слово и предложение.

4

Посуда. Продукты питания

Слова-предметы: кофейник, маслёнка, сковорода, дуршлаг, завтрак, обед, полдник, ужин, молоко, кефир, творог, простокваша, йогурт, рис, масло, сыр, хлеб, рыба, мясо, яблоки, макароны, яйца, сосиски, горох, сахар, колбаса, конфеты.

Слова-признаки предметов:

растительное, молочные, сливочное, копчёная, вкусный, полезный.

Слова-действия предметов: готовить, варить, жарить, резать.

1. Упражнять в использовании относительных прилагательных ( томатный сок, кофейный напиток, творожная запеканка);

2. Закреплять умение образовывать родственные слова (хлеб, хлебушко, хлебный,…);

3. Учить использовать в речи синонимы (полезное, вкусное, аппетитное,…);

4. Формировать умение правильно употреблять несклоняемые существительные (кофе, какао)

1. Учить строить развёрнутые предложения (Чтобы приготовить омлет, нужны молоко, яйца, масло, соль.);

2. Продолжать учить составлять короткие рассказы с помощью опорных картинок;

3. Обучать детей связно рассказывать о приготовлении какого-либо блюда.

Декабрь

 

 

 

 

I

Зима. Зимние месяцы. Зимние забавы

Слова-предметы: зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель, позёмка, сугробы, узоры, хлопья, стужа, иней, гололедица, конькобежец, лыжник, хоккеист, фигурист, саночник.

Слова-признаки предметов: холодный, морозный, сильный, снежный, лёгкий, зимний, студёная, вьюжная, фигурное.

Слова-действия предметов:

падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, замерзать, слепили, прилепили, хохотали, визжали.

1. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (зимний день, зимняя одежда, зимнее пальто, зимние забавы);

2. Упражнять в образовании сложных слов (снегопад, гололёд, снегоход, снегоуборочная (машина), конькобежец);

3. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными (1 фигурист, 2-4 фигуриста, 5 фигуристов).

4. Упражнять в образовании однокоренных слов (снег, снеговик, снегирь, снежный, подснежник);

1. Совершенствовать навык пересказа небольшого текста;

2. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения;

3. Учить работать с деформированным предложением (Позёмка, улица, метёт, по. Окно, мороз, узор, нарисовал на.);

4. Учить понимать и объяснять смысл пословиц (Декабрь год кончает, зиму начинает);

5. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта («Как я лепил снежную бабу»).

II

Зимующие птицы

Слова-предметы: ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь, кормушка, корм.

Слова-признаки предметов: красногрудые, сиротливые, резвый, шумные, голосистые.

Слова-действия предметов: клевать, ворковать, щебетать, зимовать, подкармливать.

1.Совершенствовать умение образовывать формы ед. и мн. числа существительных (голубь – голуби, снегирь – снегири);

2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (чёрная ворона, красногрудый снегирь, полная кормушка);

3. Упражнять в образовании приставочных глаголов от глагола «летать» (у-, за-, под-,от-, пере-, по-, об-, вы-, на-);

4. Упражнять в образовании сложных слов (красногрудый, чёрнокрылый, желтоклювый).

1. Учить составлять предложения путём

договаривания слов в предложении (Нужно помочь перезимовать воробьям,… Кошки охотятся за голубями,…);

2. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта («Как помочь птицам зимой?»);

3. Совершенствовать навык пересказа небольшого текста;

4. Учить составлять предложения с союзом а, используя приём сравнения (У человека – дети, а у птицы – птенцы. У человека – нос, а у птицы – клюв. У человека– кожа, а у птиц – перья.).

III

Наш город

Слова-предметы: Россия, область, город, посёлок, деревня, улица, переулок, проспект, шоссе, шахта, шахтёр, памятник, площадь, кинотеатр, микрорайон.

Слова-признаки предметов: пятиэтажный, панельный, каменный, кирпичный, прекрасный, чистый.

Слова-действия предметов: любить, беречь, охранять.

1. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (чистые улицы, панельный дом, центральная площадь);

2. Упражнять в образовании сложных слов (многоэтажный, микрорайоны);

3. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги.

1. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта («Мой город»);

2. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения ( Я люблю свой город, потому что …).

IV

Новый год. Хвойные деревья

Слова-предметы: ёлка, хвоя, год, праздник, хоровод, сюрприз, гирлянда, украшения, смех, веселье, радость, ожидание, чудо, иней, огоньки, карнавал, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость.

Слова-признаки предметов: стройная, пахучая, душистая, долгожданный, серебристый (иней), новогодний, нарядный.

Слова-действия предметов: наряжать, украшать, встречать, пахнет, расправляет (ветки), веселиться, радоваться, шутить, зажигать, укреплять, смеяться.

1. Упражнять в образовании относительных прилагательных (лес (какой?) еловый, сосновый, кедровый);

2. Упражнять в подборе родственных слов (ель, ёлка, ёлочка, еловый, ельник);

3. Упражнять в подборе слов – признаков к существительным (ёлка – пушистая, густая, душистая, нарядная, высокая, стройная, пахучая, зелёная, колючая);

4. Упражнять в подборе слов-действий к существительным (Дед Мороз пришёл, принёс (подарки), раздал, веселил, играл, поздравлял, слушал, пел);

5. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги.

1. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (ель и сосна);

2. Учить работать с деформированным предложением (Заяц, ёлка, сидеть, под.);

3. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта («Как я украшал новогоднюю ёлку»).

Январь

  I Каникулы

     

II

Транспорт. Профессии на транспорте

Слова-предметы: шофёр, водитель, капитан, лётчик, пилот, самосвал, платформа, тепловоз, электровоз, автобус, троллейбус, пассажир, трамвай, метро, груз, поезд, поездка.

Слова-признаки предметов: легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, железнодорожный.

Слова-действия предметов: ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять, везти.

1. Упражнять в образовании сложных слов (самолёт, самосвал, тепловоз, электровоз);

2. Упражнять в подборе существительных к словам-признакам ( мощный …, быстроходный …, трёхколёсный …);

3. Учить подбирать антонимы (взлёт – посадка, приезжать — …, приплыть — …);

4. Продолжать работу по образованию и употреблению глаголов с различными приставками.

1. Учить работать с деформированным предложением (Машина, мост, ехать, под.);

2. Совершенствовать умение детей составлять рассказы о профессиях на транспорте с помощью коллажа;

3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

III

Профессии. Трудовые действия

Слова-предметы: работа, труд, профессия, воспитатель, учитель, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер.

Слова-признаки предметов: нужный, полезный, интересный, трудный.

Слова-действия предметов:  работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, читать, чинить, стричь

1. Упражнять в словообразовании (переносит вещи – носильщик, вставляет стекло – стекольщик);

2. Употребление глаголов буд. времени (Я буду строителем, построю дома.);

3. Упражнять в употреблении падежных форм имён существительных.

1. Учить составлять предложения по опорным словам;

2. Совершенствовать навык пересказа небольшого текста;

3. Составление рассказов о профессиях своих родителей.

IV

Инструменты. Электроприборы

Слова-предметы: молоток, топор, пила, клещи, гвозди, тиски, ключ, гайка, болт, мастерок, ножницы,

Слова-признаки предметов: металлические, деревянные, удобные, необходимые.

Слова-действия предметов: строгать, пилить, рубить., вбивать, точить, закручивать, отвинчивать.

1.Совершенствовать умение образовывать формы ед. и мн. числа существительных (топор – топоры, молоток – молотки,…);

2. Упражнять в употреблении падежных форм имён существительных (Табурет без ножек. Топор нужен столяру. Столяр работает рубанком, молотком.);

3. Упражнять в согласовании слов в роде, числе, падеже.

1. Учить составлять предложения со словами, обозначающими названия электроприборов;

2. Упражнять в составлении коротких описательных рассказов по индивидуальным карточкам;

3. Учить использовать предложения различной структуры.

Февраль

 

     

 

Дом. Мебель

 

Слова-предметы: подъезд, этаж, квартира, лифт, мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стулья, тумба, ножка, дверца, полка, спинка,

сиденье, подлокотник.

Слова-признаки предметов: дубовый, берёзовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный, стеклянный.

Слова-действия предметов: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать.

Наречия: удобно, уютно.

1. Упражнять в образовании однокоренных слов (стол, столовый, столешница, настольная (лампа));

2. Продолжать работу по практическому употреблению

относительных (кожаное кресло, зеркальный столик, дубовый комод) и притяжательных прилагательных (дедушкино кресло, бабушкин комод);

3. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками (вытирать, переставлять, подметать).

1. Учить составлять творческие рассказы из личного опыта («Моя квартира»);

2. Учить составлять рассказ-описание о

предметах мебели с опорой на схему;

3. Совершенствовать умение составлять рассказ по серии картин, по картине.

II

Вода в природе

Слова-предметы: глобус, моря, реки, озёра, океан, туман, снег, лёд, фильтр, фитобар, бармен, напитки.

Слова-признаки предметов: пресная, солёная, водопроводная, питьевая, минеральная, прозрачная, вкусная, бесцветная, ключевая, колодезная, газированная.

Слова-действия предметов: охлаждает, согревает, профильтровать, очистить, рекламирует.

1. Учить подбирать имена прилагательные и согласовывать их с существительными (Если вода без цвета, какая она? – бесцветная,…);

2. Учить образовывать качественные прилагательные ( холодная, минеральная,…);

3. Упражнять в подборе слов – антонимов (тёплая – холодная, чистая – грязная, прозрачная – мутная,…);

4. Упражнять в употреблении падежных форм имён существительных.

1. Учить составлять сложноподчинённые предложения с союзом чтобы (Для чего нужна вода? Вода нужна, чтобы готовить пищу.);

2. Формировать умение составлять рассказ из личного опыта.

III

День защитников Отечества. Военные профессии

Слова-предметы: патриот, танкист, лётчик, моряк, ракета, вертолётчик, десантник, пограничник, пехотинец, артиллерист, пулемётчик, кавалерист.

Слова-признаки предметов: сильный, храбрый, отважный, решительный, несокрушимый.

Слова-действия предметов: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться

1. Учить согласованию местоимений наш, наша, наши с существительными;

2. Обогащать речь словами – синонимами (Защитник Отечества – боец, воин,

солдат);

3. Упражнять в словообразовании существительных, обозначающих воинов-защитников различных военных профессий ( парашют – парашютист, танк – танкист,…);

4. Закреплять использование в речи глаголов с различными приставками.

1. Упражнять в пересказе текста с опорой на картину;

2. Выразительно отчитывать стихотворения; 3. Формировать умение составлять рассказ из

личного опыта.

IV

Зима (обобщение)

Слова-предметы: время года, месяц, зима, снег, мороз, небо, звёзды, луна, день, ночь, изморозь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, снегопад, заносы, хлопья.

Слова-признаки предметов: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, лёгкий, пушистый, сверкающий, чистый, рыхлый, серебристый, зимний.

Слова-действия предметов: метёт, дует, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, лепят,

катаются, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, трещит.

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе;

2. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

3. Учить образовывать по

образцу однокоренные слова (зима, зимушка, зимовать, зимний);

4.Учить использовать уменьшительно-ласкательные

суффиксы (снег – снежок, шапка – шапочка, шуба – шубка,…);

5. Учить образовывать и использовать приставочные глаголы (заметает, припорошил, задувает, застегнуть, расстегнуть,…).

1. Упражнять в составлении рассказов о зиме с опорой на схему;

2. Формировать умение составлять рассказ из личного опыта;

3. Учить понимать и объяснять смысл пословиц (Зимой снега не выпросишь. Мороз не велик, да стоять не велит.).

Март

 

     

I

Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые цветы.

Слова-предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, проталины, льдины, ледоход, сосульки, погода, птицы (перелётные), скворечник, гнёзда, подснежник.

Слова-признаки предметов: ранняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, голосистые, перелётные.

Слова-действия предметов: наступила, пришла, трещит, ломается, просыпаются, прилетают, щебечут, пригревает, темнеет, проясняется.

1. Упражнять в словообразовании (ледоход, ледокол, ледорез, подснежник);

2. Учить использовать уменьшительно-ласкательные

суффиксы (небо – небушко, дерево – деревце,…);

3. Упражнять в образовании прилагательных (Снег белый, а снежок беленький);

4. Учить образовывать наречия (куст высокий, а трава ещё выше);

5. Продолжать работу по подбору антонимов (холодно – тепло, осень – весна,…);

6. Упражнять в подборе слов-признаков к существительным (чистый, быстрый, проворный ручеёк).

1. Закреплять усвоение сложноподчинённых предложений (Солнце пригревает, потому что…Снег тает, потому что …);

2. Составлять рассказ-описание, используя приём сравнения (зима и ранняя весна);

3. Совершенствовать навык пересказа.

II

8 марта. Женские профессии

Слова-предметы: подарок, цветы, мама, бабушка, повар,

продавец, учитель, воспитатель.

Слова-признаки предметов: родная, любимая, заботливая, нежная, весенняя, душистая, цветущие.

Слова-действия предметов: любить, помогать, варит, учит, вышивает, вяжет, лечит, шьёт.

1. Закреплять употребление винительного падежа имени

существительного (повар варит (что?) …, швея шьёт (что?) …, учителю нужны (что?) …);

2. Упражнять в подборе слов-родственников (мама, мамуля, мамочка, матушка);

3. Упражнять в подборе слов-признаков к существительным (мама (какая?) добрая, нежная, ласковая, заботливая, красивая,…);

4. Продолжать работу по образованию сложных слов (чернобровая, голубоглазая, длинноволосая,…).

1. Формировать умение составлять рассказ изличного опыта («Как я помогаю своей маме»);

2. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по плану;

3. Учить понимать и объяснять смысл пословиц (Нету лучшего дружка, чем родная матушка. При солнышке — тепло, а при матери – добро.).

III

Зоопарк

Слова-предметы: север, тюлень, морж, котик, олень, нерпа, песец, белый медведь, рога, копыта, клыки, мех, шкура, юг, пустыня, лев, тигр, антилопа, жираф, шакал, леопард, гепард, кенгуру, слон, пантера, обезьяна, зебра, буйвол, носорог.

Слова-признаки предметов: пушистый, сильный, хитрый, быстрый, ловкий, неуклюжий, неповоротливый, красивый,

осторожный, гладкий, острые, полосатый, огромный, свирепый, травоядный.

Слова-действия предметов: добывать, прыгать, прятаться, нырять, охотиться, рычит, нападает, бегает, грызёт, ползёт, бодается, купается, угрожает.

1. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными (косматая шерсть, полосатый тигр, сумчатое кенгуру);
2. Активизировать использование антонимов (большой – маленький, сильный – слабый,…);

3. Упражнять в подборе синонимов (слон (какой?) большой, огромный, громадный, могучий);

4. Продолжать работу по образованию сложных слов (длинношеий, большерогий, длиннохвостый, толстокожий

1. Учить описывать животных Севера и жарких стран по схеме;

2. Составлять рассказ-описание, используя приём сравнения (белый и бурый медведь);

3. Составлять рассказ по картине «Зоопарк»;

4. Совершенствовать навык пересказа.

IV

На птичьем дворе

Слова-предметы: курица, петух, индюк, гусь, утка, индюшата, грудка, хвост, хохолок, перья, пух, клюв, шпоры, перепонки, птичница.

Слова-признаки предметов: шумные, заботливые, драчливые, задорные, пушистые.

Слова-действия предметов: плавать, отплывать, нырять, летать, бегать, клевать, искать, разгребать, кудахтать, гоготать, крякать, болбочет.

1. Продолжать работу по согласованию числительных с существительными (1 петух, 2-4 петуха, 5 петухов);

2. Упражнять в образовании и употреблении притяжательных прилагательных (гусиные лапки, петушиный гребешок);

3. Закреплять употребление формы предложного падежа имени существительного (Где спят куры? (на насесте). Где живут домашние птицы? (в курятнике, на птицеферме).);

4. Учить образовывать притяжательные прилагательные сравнительной степени (короче, длиннее);

5. Упражнять в образовании

родственных слов ( птица, птичий, птичница).

1. Учить составлять предложения по опорным словам (курица – насест, гусёнок – яйцо);

2. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (цыплёнок и курица, курица и петух);

3. Совершенствовать умение составлять рассказ по серии картин, по картине;

4. Учить понимать и объяснять смысл пословиц (Цыплят по осени считают.).

Апрель

 

     

I

Лекарственные растения

Слова-предметы: подорожник, шиповник, укроп, ромашка, мать-и-мачеха, ушибы, нарывы, настой, плоды, витамины.

Слова-признаки предметов: обыкновенный (шиповник), колючий (кустарник), сушёные (ягоды), полезное, целебное.

Слова-действия предметов: распознавать, использовать, заваривать, настаивать, останавливать (кровь).

1. Упражнять в подборе слов-признаков к существительным (ромашка (какая?) красивая, луговая, целебная, полезная);

2. Закреплять употребление простых предлогов;

3. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными (колючий шиповник, целебная трава, лекарственное растение, сушёные ягоды).

1. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения;

2. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа;

3. Учить составлять предложения по опорным словам (ромашка – простуда, подорожник – рана).

II

 

День космонавтики

 

Слова-предметы: космос, космодром, ракета, планета, невесомость, космонавты, Юрий Гагарин, взлёт, посадка, старт, скафандр, Земля, Марс, Солнце, Луна, Венера, тренировка, инопланетянин.

Слова-признаки предметов: сильный, смелый, ловкий, космическое, земной, солнечный, звёздный,

лунный, межпланетный.

Слова-действия предметов: приземляться, отправляться, возвращаться, осваивать, запускать.

1. Упражнять в подборе родственных слов (космос, космонавт, космический);

2. Упражнять в подборе слов-признаков к существительным (космос (какой?) далёкий, неизведанный, таинственный);

3. Закреплять употребление простых и сложных предлогов;

4. Учить использовать в речи наречия (антонимы: высоко – низко, далеко – близко, сверху

– снизу, справа – слева, быстро – медленно).

1. Учить преобразовывать деформированную фразу (Ракета, космос, лететь, в.);

2. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (Солнце и лампа);

3. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа.

 

III

Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы

Слова-предметы: акула, дельфин, рыба-меч, рыба-пила, скумбрия, ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, карась, гуппи, меченосец, скалярия, гурами, барбус.

Слова-признаки предметов: подводный, глубоководный, хищный, разнообразный, опасный, изумительный.

Слова-действия предметов: спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, рыбачить, жарить, варить, солить, есть.

1. Учить правильному употреблению относительных (рыбий суп) и притяжательных (щучий хвост) прилагательных;

2. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги;

3. Продолжать работу над умением образовывать приставочные глаголы (уплывать, заплывать, подплывать, переплывать, отплывать).

1. Учить преобразовывать деформированную фразу (в, аквариум, плавать, рыбки.);
2. Учить составлять предложения с приставочными глаголами (по демонстрации действий);

3. Учить договаривать предложения приставочными глаголами (по сюжетным картинкам);

4. Учить понимать и объяснять смысл пословиц (Молчит как рыба.).

IV

 

Школа. Школьные принадлежности

 

Слова-предметы: школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ранец, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, краски, кисточка.

Слова-признаки предметов:

интересный, увлекательный, первый, умный, новый.

Слова-действия предметов: учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться.

1. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (мой ранец, моя тетрадь, моё настроение, мои друзья);

2. Упражнять в подборе родственных слов (школа,

школьник, школьный, школьница);

3. Продолжать работу по согласованию числительных с существительными (1 урок, 2-4 урока, 5 уроков).

1. Учить преобразовывать деформированное предложение (У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я рисую в альбом.);

2. Совершенствовать

умение составлять рассказ по серии картин, по картине;

3. Учить понимать и объяснять смысл пословиц (Ученье – путь к уменью. Ученье – свет, неученье – тьма.).

Май

 

     

I

Моё Отечество. Россия

Слова-предметы: Родина, Россия, Русь, Отечество, Отчизна.

Слова-признаки предметов: огромная, прекрасная, любимая, необъятная, могучая, непобедимая, бескрайняя.

Слова-действия предметов: любить, беречь, охранять, защищать, гордиться.

1. Продолжать работу по подбору слов-признаков к существительным (Родина (какая?) необъятная, бескрайняя, могучая,…);

2. Упражнять в подборе синонимов (прекрасная, милая, замечательная,…);

3. Закреплять умение подбирать родственные слова (отец, Отечество, Отчизна, отчий (дом); род, Родина, родители, родной);

4. Упражнять в подборе слов-действий к существительным (Что должен делать каждый гражданин по отношению к своей Родине? Любить, беречь, защищать, трудиться, гордиться,…).

1. Учить составлять рассказ по заданному началу;

2. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа;

3. Упражнять в составлении рассказов по серии из 2-3 картинок.

II

Луг, поле, лес

Слова-предметы: насекомые, цветы, перепела, трясогузка, коростель, скворец, жаворонок, гнёзда, тракторист, заповедник.

Слова-признаки предметов: удивительные, чудесные, нарядные, отважные, прошлогодняя, подросшие (птенцы), клейкие, молоденькие.

Слова-действия предметов: обитают, украшают, оберегают, охраняют.

1. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже (прошлогодняя трава, окрепшие птенцы, клейкий листик, свитое гнездо);

2. Активизировать употребление в речи глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени;

3. Упражнять в подборе существительных к словам-действиям (льётся, бежит, журчит ручей; пригревает, ослепляет, светит солнце).

1. Продолжать учить давать полные ответы на вопросы, а также самостоятельно их формулировать;

2. Упражнять в составлении описательных рассказов («Любимый цветок», «Любимое дерево»);

3. Учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок;

4. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа.

III

Насекомые

Слова-предметы: бабочка, пчела, божья коровка, жук, муравей, кузнечик, стрекоза, паук, тля, гусеница, муха, комар, клещ, крылышки, голова, туловище, лапки, брюшко, хоботок, спинка, личинка, яйцо, куколка, усы, улей, дупло, нора, рой, мёд, семья, пасека, матка, жужжание, семейство, молочко, муравейник.

Слова-признаки предметов: полезные, вредные, опасные,

1. Закреплять употребление всех форм косвенных падежей имён существительных в ед. числе (Муравей сидел около… Жук спрятался под … Гусеница сидела на … Божья коровка ползла по … Муха села на … Муха ползла по …);

2. Упражнять в подборе слов-признаков к существительным (бабочка (какая?) красивая, расписная, лёгкая,…);

3. Учить использовать уменьшительно-ласкательные

1. Совершенствовать навык пересказа.

2. Развивать умение составлять рассказы-описания и загадки-описания о насекомых;

3. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (ласточка и бабочка);

4. Учить преобразовывать деформированное предложение (Червяк склевал скворца. Бабочка

   

красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, трудолюбивые.

Слова-действия предметов: летать, порхать, жужжать, пищать, повреждать, собирать, вредить, ловить, откладывать, поедать, приносить, ползать.

суффиксы (жук – жучок, комар – комарик, пчела – пчёлка).

поймала девочку.).

IV

Лето. Летние месяцы

Слова-предметы: лето, июнь, июль, август, трава, цветы, птицы, насекомые, деревья, солнце, небо, жара, отдых, река, озеро, море.

Слова-признаки предметов: летний, жаркий, знойный, дождливое, солнечный, зелёный, жгучее (солнце), голубое (небо).

Слова-действия предметов: отдыхать, загорать, купаться, веселиться, радоваться, ездить.

1. Упражнять в подборе слов-признаков к существительным (река (какая?) широкая, глубокая, узкая, мелкая, извилистая, горная, быстрая);

2. Активизировать употребление в речи глаголов наст., прош., буд. времени;

3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги;

4. Упражнять в понимании логико-грамматических конструкций (Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.).

1. Составлять рассказ о приметах лета с опорой на схему;

2. Совершенствовать навык пересказа;

3. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения (Дети поехали в лагерь, потому что…).

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Агранович домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 20с.0

2. Козырева лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошкольных спец. (коррекц.) образовательных учреждений: пособие для логопеда / , . — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 20с.

3. Крупенчук меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 20с.

4. Нищева коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитие

5. Нищева коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20с.

6. Теремкова домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1,2,3,4 / . – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 32

 

×
×