Индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку с нарушениями слуха. Опыт наставничества.

Автор: Моисеева Раиса Ивановна

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕБЁНКУ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА. ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

Моисеева Раиса Ивановна, Белехова Анастасия Игоревна, Томская область, г. Томск, ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», учителя-дефектологи,  email: rimoiseeva@list.ru

 

Аннотация: представленная статья освещает индивидуально-дифференцированный подход к детям, имеющим аномалии в развитии слухового анализатора. Авторы рассматривают коррекционные приёмы и методы в образовательном процессе. Показывают необходимость, актуальность и важность индивидуально-дифференцированного подхода в педагогической деятельности, что непосредственно облегчает и улучшает качество образования детей с нарушениями слуха.

 

Ключевые понятия: глухой ребёнок, слабослышащий ребёнок, дети с нарушениями слуха, образовательная деятельность, коррекционная работа, развитие, нарушение речи, подход.

 

Согласно концепции Льва Семёновича Выготского, главная установка теории творческого развития растущего человека состоит в том, что обучение должно «забегать вперёд развития», вести за собой, ориентируясь не на вчерашний день в умственной деятельности учащихся, а на зону ближайшего развития [Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- С. 449].

Поэтому, одним из важных направлений в коррекционно-педагогической деятельности каждого педагога является индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку с нарушениями слуха, его ориентировка на зону ближайшего развития. У каждого ребёнка с нарушениями слуха вторично страдает речевое развитие, поэтому коррекционный подход к обучающимся с нарушениями слуха очень важен в практике любого сурдопедагога, так как создаёт предпосылки для речевого развития, открытого общения с окружающими. Индивидуально-дифференцированный подход способствует выработке самостоятельности, вербальной инициативы в процессе коммуникации

В настоящее время, в рамках современного образовательного процесса, в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» важной проблемой выступает создание наиболее эффективных, благоприятных образовательных условий для обучения глухих и слабослышащих детей. Чтобы заинтересовать речевым материалом, важно создать благоприятные условия. Прежде всего, педагоги разрабатывают адаптированные коррекционно-образовательные программы с обязательным включением такого направления как индивидуально-дифференцированное. Это помогает получать детям знания, приобретать необходимые вербальные и социально-коммуникативные навыки.

Индивидуально-дифференцированный подход базируется на таких образовательных областях как:

 — речевое (вербальное) развитие (игры, упражнения, составление словосочетаний, подбор коротких фраз, чтение художественной литературы, работа с речевыми карточками, выполнение поручений и т.д.);

 — социально-коммуникативное развитие (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, различные игровые ситуации, речевое стимулирование через объяснение, повторение, обсуждение, трудовые действия, самостоятельная трудовая деятельность, в том числе под наблюдением сурдопедагога и т.д.);

 — нравственно-эстетическое развитие (положительный пример товарища, педагога, родителей, понимание прекрасного, потребность в его познании и осознанном отношении, чтение художественной литературы, просмотр видео и т.д.);

 — творческо-трудовое развитие (наглядно-действенный приём, образец, показ, схема, объяснительно-демонстрационный приём, трудовая деятельность, самостоятельная деятельность, творческая деятельность, наглядный приём и т.д.);

 — психо-физическое развитие (словесный приём, игровой приём, наглядный приём, показ образца движений и т.д.).

Вышеозначенные области способствуют развитию благоприятной образовательной деятельности; созданию вербальной деятельности, когда у ребёнка появляется желание высказывать мысли вслух без страха попасть под критику; построению игровых упражнений, направленных и способствующих активности ребёнка.

В каждом классе обучается не более 7-ми, 8-ми детей. Все дети, помимо основного дефекта – нейросенсорной или сенсоневральной тугоухости (НСТ, СНТ), имеют легкие или тяжёлые речевые нарушения. Исходя из выше сказанного у обучающихся наблюдается неустойчивость внимания, пониженная работоспособность, слабая память. Также стоит отметить низкую мыслительную деятельность следующих операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков. Каждому ребёнку с нарушениями слуха весьма сложно контролировать личную эмоционально-волевую сферу, в связи с речевым недоразвитием трудно общаться с окружающими сверстниками и взрослыми.

Исходя из выше сказанного, в работе с глухими и слабослышащими детьми очень важно использовать индивидуально-дифференцированный подход с опорой на цитату Антона Макаренко, полностью характеризующую тот факт, что особенным детям необходимо особенное внимание и корректное отношение со стороны взрослых: «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».

Таким образом, вся педагогическая деятельность сурдопедагогов базируется на формировании и закреплении навыков продуктивного речевого общения у детей с нарушениями слуха посредством индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

Литература:

1.          Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

2.          Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

3.          Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. — №1. – с.77-83.

 

4.          ФЗ «Об образовании в Российской федерации. Ст. 3, п.8; п. 27) .» № 273-ФЗ от 29.12.2012 

×
×