8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Беспалова Маргарита Алексеевна

Теоретическое обоснование

Развитие способности школьника к общению на иностранном языке связано с формированием у учащихся некоторых коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением, осуществлять коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка. На первой ступени обучения необходимо способствовать приобщению младших школьников к новому языковому миру, формировать положительный настрой к дальнейшему изучению через приобретение элементарных коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности. Причем говорение – один из самых важных навыков и одно их самых сложных умений, развитие которого требует огромных усилий и от преподавателя, и от ученика.

Говорение существует в форме диалога и монолога. Навыки и умения неподготовленной речи вырабатываются в диалоге, навыки и умения подготовленной речи с ее логичностью и последовательностью – в монологе. При обучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения. В процессе их выполнения формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога и так далее. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений, таких как пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ, логически последовательно раскрыть заданную тему, обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

При формировании навыка говорения учителем может быть выбран игровой метод. Об обучающих возможностях игрового метода известно давно. Эффективность использования игрового метода была отмечена многими учеными, занимающимися методикой обучения иностранным языкам. Это объясняется тем, что в ходе игры особенно полно, а иногда и неожиданно проявляются способности любого человека, в особенности ребёнка. Основными целями применения игры на уроке иностранного языка являются развитие определенных речевых умений, формирование определенных навыков, непроизвольное запоминание речевого материала и др. В процессе игры учебные задачи маскируются, игра делает процесс обучения интереснее. На уроке иностранного языка игра может использоваться как средство повышения эффективности урока и позволяет решать важные методические задачи, такие как обеспечение многократного повторения учащимися языкового материала, тренировка в выборе необходимого речевого образца, а также создание благоприятного психологического климата в классе.

Также учителем может быть выбран метод проектов, при котором происходит самостоятельная деятельность обучающихся в группах, использование ими исследовательских, проблемных, поисковых методов совместной творческой деятельности. Использование проектного метода открывает большие возможности для расширения образовательных рамок и несет в себе большой мотивационный потенциал.

Инновационная квест-технология

Технология веб-квеста представляет из себя один из вариантов применения проектного метода. Под веб-квестом подразумевается сценарий проектной деятельности учеников по изучаемой теме с использованием ресурсов интернета, что предполагает групповую работу. Веб-квест можно использовать для систематизации усвоенных знаний, при формировании навыков самоконтроля, для оказания помощи при самостоятельной работе и для мотивации к учению в целом. Интерес к выполнению веб-квеста является важным условием его реализации и обучающего эффекта. Нацеленность на создание конечного проектного продукта, отличающегося от традиционного результата обучения связью с реальной деятельностью, является основным, на наш взгляд, преимуществом этой технологии. Но следует отметить и некоторые недостатки технологии веб-квеста, которые, в основном, связаны с ИКТ-компетенцией как самого учителя, как и обучающихся. Несмотря на это, данная технология остается эффективной, хотя и трудоемкой.

Тематика веб-квестов разнообразна, начиная от путешествий и заканчивая обычными викторинами. Проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Поэтому квесты классифицируются по разным принципам: по длительности выполнения (краткосрочные и долгосрочные), по предметному содержанию (монопроекты и межпредметные веб-квесты), по типу заданий. По структуре веб-квест состоит из введения (т.е создания необходимой атмосферы и мотивация обучающихся), задания (описания проблемы и формы представления конечного результата), непосредственно выполнения квеста и его оценивания. Технология веб-квеста универсальна, она может быть применена к любому УМК на различных этапах обучения иностранному языку, она способствует формированию языковых и информационных компетенций, стимулирует познавательную активность обучающихся.

Веб-квест «Путешествие по России»

Поскольку веб-квест – это один из примеров организации интерактивной образовательной среды, то для ее создания необходимо выбрать эффективную платформу, которая позволит воплотить все идеи. Одной из таких платформ может стать конструктор сайтов Wix. Данная платформа имеет широкий спектр возможностей и функций, с помощью которых учитель может создать свой уникальный веб-квест. Это создание и редактирование страниц сайта в контекстном меню, что позволяет создавать отдельные страницы для распределения ролей пользователей, либо для размещения заданий разного уровня сложности; добавление формы обратной связи, которая позволит участнику оставить отзыв о веб-квесте, выслать какие-либо файлы, либо даст участнику возможность общаться с другими игроками квеста; также наличие функции «интерактив», которая позволяет разместить на сайте бокс с динамическим сообщением. Эти и множество других функций способствуют созданию полноценного веб-квеста. Платформа Wix была выбрана нами для создания образовательного веб-квеста «Studying while travelling» (ссылка на веб-квест — https://sayanam55555.wixsite.com/my-site-2). В нем соблюдены все требования к структуре: есть ясное вступление, где четко прописаны роли участников и сценарий, есть центральное задание, где определен итоговый результат самостоятельной работы, описаны критерии и параметры оценки веб-квеста, дано руководство к действиям и заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы.

Начать создание квеста следует с выбора шаблона: нами был выбран пустой шаблон. Данный шаблон позволяет создать квест из макета. Его можно редактировать, добавляя или удаляя некоторые элементы. После выбора шаблона мы создали вступительную страницу. На ней описан квест, говорится о главных героях и о роли ученика. Суть веб-квеста и его главная задача заключается в путешествии по крупным городам России. Путешествие организовано с целью проведения интервью, которое впоследствии будет использовано для статьи главных героев. Главными героями веб-квеста являются прибывшие иностранные журналисты: Милана и Тим. Ученик, проходящий веб-квест, играет роль гида для журналистов.

На главной странице нашего курса размещено приветственное слово, описание квеста и его цель. Также там размещены главные герои: Милана и Тим: они приветствуют ученика и будут сопровождать на протяжении всего квеста.  Далее на главной странице размещена кнопка «Instructions», нажимая на которую ученик попадает на страницу с инструкциями к квесту. Важно обозначить основные инструкции или правила прохождения квеста. Нами были обозначены следующие рекомендации: не переходить по незнакомым ссылкам, не вписывать личную информацию на сторонних сайтах, не переходить по рекламным ссылкам. Данная информация направлена на то, чтобы обезопасить учеников в интернете. Прочитав инструкции, ученик переходит на созданную нами карту квеста. На ней с помощью функции вставки иконок были добавлены геометки на карту. Геометками отмечен маршрут путешествия героев квеста: Москва – Санкт-Петербург – Ханты-Мансийск – Владивосток. Изучив карту, ученик может начинать квест. Нажимая на первую геометку ученик попадает в Москву. На странице размещена галерея с фотографиями московских достопримечательностей. Ниже находится информация о городе и мест, которые посетят главные герои: Третьяковская галерея, парк Горького, Кремль. Также на странице размещен Словарь гида (Guide’s handbook), в данном словаре собраны лексическим единицы, помогающие ученику формулировать предложения в речи. Словарь пополняется в течение всего прохождения курса. Нажимая на иконки, ученик получает возможность выполнить задания. Одно из заданий направлено на формирование навыка ведения диалога. Используя подсказки, ученик формулирует ответ на иностранном языке. Сайт Bookwidgets, который был выбран в качестве платформы для создания заданий, позволяет добавить функцию устного ответа: ученик нажимает на кнопку записи (rec) и записывает ответ, предварительно его обдумав. Далее нажимая на кнопку сохранить, ученик сохраняет запись. После выполнения заданий ученик отправляет ответы на почту учителя, заполнив небольшую форму. Затем ученик посещает виртуальную экскурсию в Третьяковской галерее. Виджет позволяет просматривать зал галереи в формате 360 градусов. Далее ученик посещает парк Горького, но перед посещением необходимо прослушать аудиозапись с описанием парка. Прослушав запись, необходимо выполнить задание. Данное задание формирует навык аудирования, послушав запись, ученик выбирает правильный ответ на вопрос. Задание создано в тренажёре Learning Apps. После завершения прохождения заданий в Москве, ученик отправляется в Санкт-Петербург. Здесь ему предлагается посетить такие достопримечательности как Петергоф, Эрмитаж и Дворцовый мост. Ученик выполняет такие задания как рассказ о животном заповедника, диалог с персонажем и задание «правда-неправда». В Ханты-Мансийске ученик посещает Музей Природы и Человека, войдя в который ему нужно рассказать о жизни народов ханты и манси, также Археопарк, в котором необходимо заполнить пропуски в тексте о скульптурах мамонтов, и викторина в Самаровском Чугасе, состоящая из 3 вопросов. Во Владивостоке ученик посещает Русский мост и бухту Золотой Рог, где ему необходимо написать небольшое эссе и выполнить задание с геометками, то есть необходимо правильно показать объекты на заданной фотографии. Таким образом ученик проходит все 4 города, формируя навык говорения за счет заданий: интервью, рассказ по картине, диалог с персонажем и другие. После путешествия, ученику предстоит дополнить написанную Миланой статью о крупных городах России. Дополнив статью, ученик завершает квест и прощается с героями Миланой и Тимом, которые благодарят его за путешествие и помощь при работе над статьей.

После прохождения веб-квеста учениками 3 класса мы провели диагностику, которая показала, что обучающиеся чаще использовали английские коммуникативные выражения, задавали целесообразные вопросы, грамотнее отвечали на вопросы учителя и уместно оперировали языковыми средствами английского языка. Разработанный нами веб-квест является, таким образом, эффективным инструментом формирования навыка не только говорения, но также чтения и аудирования за счет возможности использования различных видов и форматов заданий, удобства проверки и оценки выполнения заданий.

Выводы

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Применение технологии веб-квеста способствует формированию этого навыка. Каждый учитель может создать подобный веб-квест в сети Интернет и апробировать новые технологии, методы и формы обучения и воспитания. Целесообразное применение в учебном процессе начальной школы образовательной платформы Wix для создания образовательных продуктов, в том числе, веб-квестов предоставляет учителю большие педагогические возможности в оценке сформированности навыка говорения.

 

Список литературы:

1.      Барахова Т. С. Образовательный квест – современная интерактивная технология — URL: https://urok.1sept.ru/articles/685987/ (дата обращения: 01.02.2022)

2.      Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении: [электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.html (дата обращения: 01.02.2022)

3.      Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.

4.      Сатюкова А. А. Современная классификация игр (на основе теории М. Ф. Стронина) // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 71-71. — URL: https://moluch.ru/archive/111/26916/ (дата обращения: 01.02.2022).

5.      Хромцева, Н. П. Роль учебных игр в обучении говорению на уроках второго иностранного языка // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 658-662. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71157/ (дата обращения: 13.02.2022).

6.      Шульгина Е.М. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест (туристский профиль). – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. – 340 с.

7.      Dodge B. Webquests: A technique for Internet-based learning // Distance Educator 30. 1995. No 1(2). P. 10–13.

8.      https://konstruktorysajtov.com/wix (https://www.bookwidgets.com

9.      https://learningapps.org/

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница