Автор: Тинякова Анна Александровна
Воспоминания британского журналиста о жизни С.Я. Маршака в Екатеринодаре
Об одном их эпизодов биографии Самуила Маршака в его бытность в Екатеринодаре стало известно, благодаря опубликованным воспоминаниям британского журналиста Карла Эрика Бекхофера. Книга британца «В деникинской России и на Кавказе, 1919-1929» была издана в Лондоне в 1921 году. Издание представляло собой сборник его репортажей для британских газет, которые он отправлял из Тифлиса, Ростова-на-Дону, Екатеринодара, Новороссийска, Таганрога.
Бекхофер неплохо знал русский язык, занимался переводами русских писателей и поэтов для британских издательств, лично знал и близко общался со многими представителями российской богемы.
Екатеринодару в книге отведена целая глава. Речь в ней идет об отступлении Добровольческой армии в 1920 году. Екатеринодар автор описывает как маленький провинциальный городок, который на время стал исполнять роль российской столицы. По словам автора, все улицы «столицы» были покрыты непролазной грязью, а все свободные дома и комнаты были заняты солдатами, офицерами и беженцами со всей страны. В переполненном городе царила паника и неразбериха из-за того, что ситуация на фронте с «красными» менялась чуть ли не ежечасно.
Маршака британский журналист в своей книге называет другом и отмечает, что его мужество и стойкость в этот период вызвало его уважение. Самуил Маршак собирался выпускать газету «Утро Юг». С журналистом из Лондона тогда екатеринодарский журналист сдружился, потому что ранее работал в столице Британии и отлично говорил на английском языке.
В местной газете Маршак публиковал свои фельетоны и сатирические стихи на большевистскую власть под псевдонимом Доктор Фрикен. Сатира поэта была так остра, что он умудрился нажить среди «красных» горожан немало врагов.
Бекхофер в своей книге рассказывает, что за несколько дней до его приезда в Екатеринодар, Маршак только чудом не стал жертвой мести со стороны местного большевика. Сторонник Советов пришел в редакцию с револьвером и начал стрелять в поэта. Маршак смог увернуться от пули, ранение получил другой сотрудник издания. Стрелявшего отправили за решетку, но он объявил, что как только город займут «красные», он выйдет из тюрьмы и расстреляет автора. Об угрозах стало известно супруге Самуила Яковлевича, она умоляла его бежать из города, но это был невозможно — выбраться из города и не попасться в руки Красной Армии было практически нереально.
По данным британца, за несколько дней до взятия Екатеринодара Красной Армией в августе 1920 года, недруг Маршака скончался в застенках от болезни.
Спасение от Маркса
Овладев Екатеринодаром, советская власть начала наводить там свои порядки. Маршак мог не пережить «чистку». Спас его ученый-палеограф Никандр Александрович Маркс, которого новые власти назначили ректором нового Кубанского университета. Маркс был другом поэта Волошина, с которым в свою очередь был дружен Маршак.
По протекции Маркса поэта и журналиста назначили преподавателем факультета общественных наук Кубанского университета, о его сотрудничестве с деникинскими властями «забыли».
Кроме преподавательской деятельности Маршак активно занимался общественной. В городе после победы Советов появилось много беспризорных детей, многие семьи оказались на грани выживания. Маршак организовал помощь нуждающимся и создал детский городок.
Для детей большевики отдали роскошное здание Кубанской рады, в котором в настоящее время располагается городская филармония. Маршак и его товарищи во дворце организовали читальню, библиотеку и детский сад. Еще одним проектом детского поэта стал детский театр.
Детский театр в Краснодаре и пьесы Маршака получили такую популярность, что опыт автора и других создателей уникального учреждения решили перенести на всю страну. Поэта вместе с семьей пригласили переехать в Петроград. Дальше его карьера литератора развивалась по восходящей. Как автора «правильных» советских стихов и любимчика Сталина Самуила Маршака не трогали, а о его прошлом старались не вспоминать.
Подробнее: https://krasnodarmedia.su/news/1200908/