Автор: Никитина Татьяна Валерьевна
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ
Семейный клуб «Родничок»
Актуальность. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к ее условиям.
Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен как для ребенка, так и для его родителей. Ранее сформированные динамические стереотипы ребенка подвергаются некоторым изменениям, возникает необходимость преодоления психологических преград.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Зачастую малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным и мягким.
Одной из эффективных и перспективных форм взаимодействия ДОО с детьми в адаптационный период и родителями является организация семейного клуба. Данная форма интересна тем, что тематика встреч может быть самой разнообразной в зависимости от социального запроса родителей, от особенностей детей, а также дает возможность развивать творческие способности у членов клуба.
В работе клуба могут принимать участие различные специалисты ДОО. Такое взаимодействие обогащает всех участников образовательного процесса, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста мы в нашей группе организовали семейный клуб «Родничок». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.
Цель работы клуба — создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленных на поддержку и развитие физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.
Задачи семейного клуба:
— Укреплять детско-родительские отношения;
— Создавать положительную эмоциональную среду общения между родителями и детьми, родителями и педагогами;
— Адаптировать детей раннего возраста к условиям ДОО;
— Создать эмоционально-психологический комфорт для пребывания воспитанников в детском саду.
— Способствовать развитию творческого потенциала родителей и детей.
— Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
— Приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
— Установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.
Формы работы клуба:
— анкетирование,
— круглый стол,
— семинар – практикум,
— мастер – классы,
— театрализованная деятельность,
— презентация по организации жизни детей в ДОО,
— досуги,
— наглядно-информационный материал, библиотека для родителей.
— педагогические беседы и тематические консультации,
— педагогические дискуссии,
— выставки-конкурсы.
А сейчас я хотела бы остановиться подробнее на содержании работы нашего семейного клуба.
I. Одна из форм работы с родителями — анкетирование. Это активная форма получения и обмена информацией по разным вопросам детского сада.
В этом году мы провели анкетирование родителей 2 раза. Первое — в начале года (анкета — знакомство), чтобы лучше узнать детей, особенности их развития. Оно позволило выявить родительские запросы, с учётом которых мы разрабатывали дальнейший план проведения различных мероприятий с родителями и детьми.
И второе анкетирование — в конце года, чтобы узнать мнения родителей о работе нашего семейного адаптационного клуба «Родничок»: какие по их мнению темы были особенно интересны, что дало ребёнку посещение занятий и какие темы стоило бы затронуть в дальнейшей работе.
II. Круглый стол по теме «Позаботимся о здоровье наших детей» с участием детского врача-педиатра — был проведён с целью сплочения коллектива родителей и повышения информационной компетентности родителей по выбранной теме.
Во время дискуссии в нетрадиционной обстановке с участием специалиста родители обсудили актуальные вопросы, касающиеся укрепления здоровья детей. Все участники «круглого стола» проявляли активность, эмоциональность. Мнение каждого было выслушано и принято во внимание. Больше всего родителей волновали вопросы профилактики заболеваний, повышения иммунитета и закаливания детского организма. Активно обсуждали вопрос – стоит ли везти маленьких детей на море. Врач-педиатр разъяснил родителям, на что особенно следует обратить внимание при поездке к морю. Затронутая тема для обсуждения не оставила равнодушным ни одного участника. В конце встречи родители получили от врача памятку об организации закаливающих процедур с детьми (в том числе и в летний период).
В преддверии тёплой поры мы провели круглый стол по теме «Коллекционирование летом». Организовали для родителей встречу с психологом, который познакомил наших родителей с важностью в развитии детей такого простого на первый взгляд занятия, как коллекционирование. Ведь для того, чтобы найти что-нибудь интересное, надо быть наблюдательным, внимательно изучать окружающий мир, уметь сравнивать найденные предметы, отбирая их по определённому признаку. Нужно увидеть необычное в обычном. И задача взрослого — поддерживать это замечательное детское качество! А самый прекрасный объект для коллекционирования — природный материал: шишки, камни, ракушки, семена растений, листья. Желая пополнить свою коллекцию, дети будут стремиться на прогулку. Формирование коллекции и рассматривание её объектов — это и прекрасный повод для общения и разговоров, а значит, и развития речи. Мы думаем, что родители в самое ближайшее время найдут способы для реализации полученной от нас информации.
III. Семинар — практикум по теме «Путешествие в страну «Сенсорика» — был проведён с целью обогащения родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста , развития мелкой моторики и координации движений рук у детей через различные виды деятельности.
Родители получили практические советы (а в конце семинара и памятку) о том, как развивать тактильную чувствительность рук детей. Все участники выполняли задания с использованием счётных палочек и фасоли. Родители остались удовлетворены содержанием нашей встречи и благодарили за столь интересные и познавательные занятия.
Продолжая тему развития мелкой моторики и чувствительности детских ладошек, мы спланировали для родителей проведение семинара по теме «Игры с природными материалами». В процессе общения мы старались донести до родителей, что никакие пластмассовые игрушки не дадут такого разнообразия тактильных ощущений, как природа. Можно посчитать шишки, составить узоры из камешков или картины из листьев, создать человечка из желудей. Можно играть, мысленно превращая камни и шишки в сказочных героев и животных и сочиняя сказки, строить из природного материала дома и города, экспериментировать с песком и глиной. Ведь развивать ребёнка можно не только проводя занятия дома, но и гуляя в парке, сквере, во время отдыха в лесу и на даче, особенно летом…
IV. Стараясь разнообразить работу нашего клуба, мы проводили мастер-классы:
— по пальчиковой гимнастике по теме «Играем пальчиками — развиваем речь», на котором познакомили родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка, показали различные упражнения и действия с предметами для укрепления и развития детской руки.
— по использованию нетрадиционных техник рисования «Порисуем вместе с мамой», где познакомили родителей с приёмами рисования ватными палочками и сжатым листом бумаги.
V. Занимались с детьми и родителями театрализованной деятельностью. Ведь дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте дети проявляют сильную тягу ко всему необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, выразительно показана и рассказана, то она найдёт в детях внимательных слушателей и будет способствовать их развитию.
Малыши смотрели драматизацию сказки «Репка» в постановке воспитателей и родителей. Затем с ребятами мы показали сказку «Курочка Ряба», в которой дети дополняли отдельные фразы в диалогах героев. Это создало радостную атмосферу. А после представлений все участники вспоминали, какие ещё, кроме репки, есть овощи и в чём их польза для здоровья. И завершился вечер посадкой на нашем огороде зелёного лука и рассады белокочанной капусты. Теперь наши дети наблюдают за её ростом.
VI. Для родителей наших воспитанников мы организовали показ презентации «Интересно мы живём» по организации жизни детей в ДОО, рассказывая об особенностях организации воспитательного и образовательного процессов в группе, о работе, направленной на укрепление здоровья малышей.
Также для родителей был организован просмотр презентации «Весёлые игры летом». Видно, что дети получают удовольствие от совместных игр, от активного отдыха на свежем воздухе.
VII. Замечательное направление деятельности для работы с родителями — это организация досуговых мероприятий и праздников, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей.
В этом году мы провели физкультурно-развлекательный досуг с участием родителей «В гости к колобку», где знакомили детей с русским народным фольклором через физическую культуру, совершенствуя навыки двигательной активности детей.
В конце года мы организовали познавательно-развлекательный досуг «Берегите природу», в ходе которого показали родителям чему их дети научились за этот год, а детям напомнили о правилах поведения в лесу, воспитывая отзывчивость и бережное отношение к природе.
А начало лета отметили проведением развлекательного досуга «Праздник мыльных пузырей» с целью формирования дружеских взаимоотношений между ребятами. Познакомили детей с технологией надувания и вариантами пускания мыльных пузырей. На празднике была создана волшебная атмосфера, которая доставила радость и хорошее настроение всем присутствующим.
VIII. В работе с родителями мы конечно использовали и наглядно-информационные формы взаимодействия, которые позволяют ознакомить родителей с методами и приёмами воспитания, особенностями развития детей дошкольного возраста, помогают оказывать им помощь в решении возникающих проблем. Тематика наших информационных стендов часто обновляется. Родители всегда имеют возможность познакомиться с ярко оформленной полезной информацией, которая всегда соответствует возрастной тематике и текущему времени года.
Также мы создали в группе для родителей мини-библиотеку, где подобрали для них литературу по развитию, воспитанию, обучению наших воспитанников. Родители берут книги почитать, а возвращая их, делятся своими впечатлениями. Стараемся заинтересовать родителей и подбираем для них интересную литературу. Так, например, сейчас мы сделали акцент на книгах, которые помогут родителям разнообразить организацию досуговой деятельности с детьми.
IX. Мы пользовались также и наиболее распространёнными и доступными формами установления связи с семьёй. Речь идёт о педагогических беседах и тематических консультациях (в т. ч. индивидуальных). Они полезны и для родителей, и для воспитателей. Обменявшись информацией, мы приходили к взаимному согласию относительно конкретных вопросов.
Так, перед началом летних отпусков, мы провели для родителей ряд бесед и консультаций, которые, на наш взгляд, принесут немало пользы в вопросах развития их малышей. В педагогической беседе по теме «Развитие познавательных интересов у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой», а также «Летние эксперименты для детей» мы акцентировали внимание родителей на деятельности, которой дети всегда охотно занимаются и которая даёт очень многое для их развития. Речь в них шла о наблюдениях, экспериментах и опытах.
Также была проведена очень важная и полезная консультация по теме «Развивающие прогулки с детьми в парке или как научить ребёнка слушать, видеть, чувствовать». В процессе общения родители учились открывать для своих детей новый мир звуков — звуков природы. Ведь детей надо научить видеть, слышать красоту окружающего мира. Всё это крайне необходимо для развития всех органов чувств растущего человека, его эмоций.
В консультации «Чем занять ребёнка летом?» мы поделились с родителями советами о том, как организовать игры с водой и песком, с мыльными пузырями. И самый главный из них — помнить, что игра интересна ребёнку, если сам родитель будет принимать в ней активное участие.
X. В работе с родителями мы также использовали такую форму общения как педагогическая дискуссия, которая позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих. Дискуссия способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления. Главное — уважать мнение каждого участника.
Для обсуждения с родителями мы использовали такие темы как «Познаём окружающий мир вместе», «Любим вместе мы играть», стремясь повысить педагогическую грамотность родителей, помочь им в установлении эмоционального контакта со своими детьми. Одной из задач педагогической дискуссии является активизация межличностного взаимодействия участников. Данные темы нам показались наиболее актуальными для родителей наших воспитанников. Мы стремились донести до них важность и необходимость создания условий для познавательно-исследовательской деятельности, организации экспериментальной и игровой деятельности, которые создают позитивную атмосферу.
XI. Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников детского сада является организация выставок и конкурсов семейного творчества. Такая форма взаимодействия помогает каждому ребёнку почувствовать свою значимость, гордость за своих родителей, а папам и мамам — ответственность, т. к. не могут подвести своё чадо. А самое ценное — это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются одним общим делом. Для родителей это ещё один повод погрузиться в жизнь ребёнка, проникнуться его интересами.
В этом году мы провели выставку «Ёлочные игрушки своими руками», в котором приняли участие дети с родителями, изготовив много красивых поделок. Все готовые игрушки были вывешены в холле 1 этажа на ёлку.
А летом организовали конкурс поделок «Солнышко лучистое» (в рамках проводимого проекта «В гости к солнышку»). Дети приносили очень яркие и оригинальные работы. Все участники получили памятные призы, а родителям объявили письменную благодарность, разместив её на стенде для родителей в приёмной.
Результатом своей работы считаем сплочение большинства родителей в единый коллектив, участие родителей во всех делах и начинаниях детского сада. Родители стали с большим вниманием относится не только к своему ребёнку, но и к другим детям группы. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее.
Поэтому мы считаем, что семейный клуб – перспективная и эффективная форма взаимодействия с родителями, направленная на развитие личности детей с учетом потребностей семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в воспитании детей.
Закончить я хотела бы цитатой Маргарет Тэтчер, которая сказала: «Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъёма Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали».
Дошкольные учреждения являются первой ступенью познания и именно в наших силах сделать её прочной основой будущих достижений наших воспитанников.
Желаю вам успеха в воспитании детей!