Автор: Колодина Наталия Анатольевна
Статья
«Как использовать гаджеты с пользой для ребенка»
Автор: Колодина Наталия Анатольевна
Больше всего самостоятельности не хватает детям в вопросах пользования гаджетами. Все самое привлекательное словно спрятано в экране смартфона. Родители не доверяют гаджетам, пытаются контролировать время пользования, наказывают лишением гаджетов, тем самым лишая детей возможности пройти этот путь самостоятельно
«Ребёнок в телефоне» — одна из самых печальных картин современного детства. Реакцию родителей хорошо иллюстрирует картина «Крик» Эдварда Мунка. То, что можно найти сегодня в телефоне, уже давно доказывает тот фант, что родители некомпетентны с гаджетами. На нас наши дети смотрят так, как мы смотрим на своих родителей, которые едва умеют пользоваться Интернетом. Конечно, мы не динозавры, но пыль с нас можно стирать.
Исследование британских учёных показало, что 60% родителей обеспокоены залипанием детей в гаджетах, тогда как 70% детей считают, что родители сами сидят в телефонах слишком много. Получается, родители — пример. Сегодня телефон для многих родителей — основной источник заработка. Иначе говоря, для родителей очень важно быть на связи.
Для детей гаджеты, социальные сети тоже очень важны, это их современный стиль и манера общения. Мы больше не можем представить подростка без телефона. Представьте ситуацию, в которой вы разговариваете по работе, пользуясь телефоном, ребёнок подходит к вам и заставляет срочно прерваться и выключить телефон. Что вы чувствуете сейчас? Злость и грубое нарушение границ? Примерно так же чувствуют себя дети, когда родители заставляют их прерваться. Для них их общение не менее значимо.
Звучит всё хорошо и вроде бы правильно, но чаще родителей пугает отсутствие дозированного использования гаджетов. И тогда родитель становится внешним источником контроля. Ребёнок так хорошо учится слышать ваши шаги к его спальне, что спрятать телефон не составит труда. И родители идут дальше — начинают прятать телефоны, прятать телевизоры. А дети протестуют. Пытаются восстановить справедливость. На их языке мы их не слышим.
Нам кажется, что мы обязаны ограничивать их время, проведённое за компьютером, но как только они вырастут и станут самостоятельными, мы это делать перестанем. Остался вопрос: как они вырастут и станут самостоятельными?
Решать тебе!
Что означает эта фраза?
Она означает, что вы отошли в сторону от ребёнка и дали ему возможность самостоятельно принимать решения.
И как только вы прочитали эту фразу, возможно, сразу увидели неудачника, который так и не смог научиться контролировать себя. Умение контролировать себя с гаджетами даёт ребёнку неограниченный ресурс. Это означает, что он подходит к использованию телефона осознанно. Использует телефон по необходимости. Дети, которые не смогли научиться контролировать себя, будут чаще залипать в одни и те же игрушки, которых их так пытались лишить, но безуспешно. Для них они ценны! Ценность формируется всегда там, где есть чувство дефицита. Они боролись за них! Уверена, что многие родители стремились к o6pатному эффекту!
Доверяя ребёнку гаджет, мы показываем, что верим в его самостоятельность и ответственность, но всегда готовы прийти на помощь, если ему не удаётся контроль. Находясь рядом с родителями, дети уже формируют свой жизненный сценарий на будущее. Если сейчас ребёнок не умеет контролировать себя с гаджетами, в будущем ему будет сложнее отвлекаться от телефона для более важных дел. Эмоциональная устойчивость или выдержка отсутствует.
Дети всегда готовы к сотрудничеству с родителями, не к противостоянию. Boпpoс с гаджетами может помочь наладить диалог и взаимодействие с ребёнком. Попробуйте обсудить всей семьёй лимит времени, которое ребёнок может проводить с телефоном. Когда ребёнок понимает, что у него есть рамки, он чувствует себя в безопасности и может действовать более свободно в заданных рамках. Возможно, ребёнок сам попросит помочь ему контролировать себя некоторое время. И эта просьба — уже хороший знак, показывающий, что ребёнок сотрудничает и работает над привычкой контроля. В исследованиях, проведённых с детьми, рождёнными в 2000-e, обнаружили интересный факт: 80% детей заявили о том, что им хотелось бы больше отключаться и наслаждаться простыми вещами.
Когда стоит беспокоиться насчет телефона?
· Если ваш ребёнок проводит больше 3 часов подряд в телефоне независимо от возраста.
· Когда ребёнок часто раздражён и плохо засыпает.
· Если ребёнок не проявляет социальную активность где—либо, начиная с дома, уклоняется от простых обязанностей.
· Ребёнок стремится скрыть правду о том, сколько времени он провёл в телефоне.
· Когда ребёнок замыкается в себе и решает проблемы с помощью видеоигр.
· Может начать обманывать и воровать деньги для покупки новых игр.
Важно помнить, что дети уходят в виртуальное общение, подменяя эмоции, которые они не получают в семье. То, что ребёнок проводит за компьютером времени больше, чем с семьей, сигналит о том, что пopa менять традиции в семье. Возможно, с ребёнком что—то происходит, и ваша активная материнская позиция может растопить лёд.
Иногда поведение детей выглядит так, будто они не нуждаются в нашей близости. Такие взрослые, такие самостоятельные, даже не верится, что в таком взрослом теле осталось место для маминых поцелуев. У родителей не всегда загорается желание целовать, когда они видят ребёнка за компьютерной игрой. Скорее, наоборот. Но пара спасительных поцелуев вырывает ребёнка из лап виртуального мира. Если говорить на геймерском языке детей, то близость и поцелуи добавляют «жизни» или «аптечки», делая детей неуязвимыми. Виртуальный мир привлекателен тем, что в нём можно обновляться и побеждать. Что бы ты ни сделал, ты всегда можешь начать сначала. Сколько бы ты ранений ни получил, можешь победить.
Именно видеоигры сейчас являются для детей гаванью, которой могут быть родители. Да, детям действительно нравится играть и выигрывать, мозг в прямом смысле награждает детей регулярной порцией счастливых гормонов. Но быть зависимыми или нет от этих гормонов — это уже выбор ребёнка. Часто бывает так, что в играх дети скрываются от проблем, которые есть у них вследствие взаимодействия всей семейной системы. В видеоиграх дети проигрывают, но встают и идут дальше.
Если дома ребёнок проиграет, как думаете, сможет ля он безопасно перевести дух и попробовать ещё раз? Исследователи провели опрос среди детей-спортсменов, и выяснилось, что один из самых неприятных моментов для ребёнка-спортсмена — это разговоры с родителями после проигрыша по дороге домой. С трибун родителям было всё так очевидно, как так получилось, что нужно было сделать иначе, что не поделиться этой правдой просто нельзя.
В видеоиграх нет опции «слушай внимательно, что ты сделал не так», как ни странно, дети достигают невероятных масштабов, проходят всевозможные уровни, и всё это только благодаря собственным усилиям и опыту собственных ошибок. Здесь он главный, сам решает. Строит тактику, выбирает оружие, находит возможность там, где ее нет.
Многие игры сегодня стали платными, и дети готовы платить, чтобы двигаться на следующий уровень. Можно себе представить, насколько важно для них ощущать себя победителем, если они готовы за это платить. Родители принимают эти правила игры и расстаются с деньгами взамен на тишину и спокойствие:
«Увлечения детей нужно поощрять». Да, но виртуальная трава и с солнце никогда не заменяю запах свежей травы и общение с настоящими людьми. Один эксперимент наглядно показывает, насколько важно людям иметь настоящие близкие отношения.
Исследователи просили испытуемых совершить маршрут вокруг небольшой горы, в конце эксперимента испытуемые поворачивались и могли посмотреть на гору, оценить ее масштаб и уровень сложности пройденного маршрута.
Вторую группу испытуемых просили совершить тот же маршрут вокруг тои же горы, но не в одиночку, с партнером. В конце эксперимента им также было предложено обернуться и оценить масштаб и сложность горы.
Те испытуемые, которые совершали маршрут не в одиночку, описывали маршрут как менее сложным, и сама гора им казалось гораздо меньше, чем тем испытуемым, кто проходил весь маршрут в одиночку.
Видеоигры в малых дозах полезны и учат детей самостоятельно принимать решения, выбирать тактику, стратегию, ставить цели и достигать их. Игры неспособны заменить живого общения с живыми людьми, которое в дальнейшем поможет ребёнку строить гармоничные отношения в своей семье и с окружающими людьми.
Как помочь ребёнку контролировать себя?
Родителям может казаться, что швабра дома не сделает ребёнка успешным так, как это может сделать автомат из видеоигры.
Если швабра дома не выглядит как ярлык и мытьё полов — это не что-то унизительное, а возможность помочь родителям, ребёнок имеет возможность оказать влияние в семье и само-утвердиться таким образом реально, не виртуально.
Меняем тактику:
· Пересмотрите своё взаимодействие с ребёнком, есть .ли там личное время на ребёнка.
· Обратите внимание, получает ли удовольствие ребёнок от вашего личного общения.
· Попробуйте поинтересоваться у ребёнка, как бы ему хотелось провести свободное от гаджетов время с вами, и попробуйте найти компромисс.
· Не наказывайте детей лишением гаджетов, со временем ребёнок станет мечтать только о гаджетах.
· Задайте рамки, в которых ребёнок может сам контролировать себя и распоряжаться своим временем.
· Обратите внимание, сколько времени вы проводите в гаджетах, для детей важен вопрос справедливости, независимо от того, работа это или нет.