8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Методическая разработка «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники».

Автор: Елена Валерьевна Паневина

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Новоникольский детский сад

 

 

                                

                                                                     

 

 

 

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами   мнемотехники».

 

                                (методическая разработка)

 

 

                

 

                      

                  

                    Составитель:

                                               Паневина Елена Валерьевна,

                                  воспитатель МБДОУ

Новоникольского детского сада

 

 

 

 

2022 г.

 

Актуальность  данной темы, заключается в том, что развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники  облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала на ООД, а также  формирует навык практического использования приемов работы с памятью.               

Цель данной работы повышение качества овладения детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) связной монологической речью средствами мнемотехники.

 

Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..4с.

Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного

возраста…………………………………………………………..…….. 5с.

Понятие «Мнемотехника»…………………………………………….6с.

Использование мнемотехники как средства развития речи …….…..7с.

Использование мнемотаблиц- схем в работе с детьми………..……….7с.

Результаты обучения детей среднего дошкольного возраста с

использованием мнемотехники……………………………………… …………….9 с.

Заключение……………………………………………………………..10 с.

Литература…………………………………………………………….….11с.

 

 

Введение

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие  по-прежнему признают наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Кроме того, в последние годы количество детей,  имеющих нарушение речи, не уменьшается, а увеличивается. Проблемы в речи детей:

— высказывания короткие;

— состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

— отличаются непоследовательностью;

— содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

 Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.         

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольникасредством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Обучение связной речи – трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речиЭта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. Работая с детьми  и сталкиваясь с проблемами в обучении, можно сделать  вывод,  что нужно искать вспомогательные средства, облегчающие,  систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала и способствующими развитию речи дошкольников. Одним из таких средств, отвечающим всем требованиям современности,  является мнемотехника.

 

Особенности развития связной речи детей

среднего дошкольного возраста

       Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

          Речь считается связной, если для нее характерны:

 содержательность (хорошее знание предмета, о котором говориться);

 точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

— логичность (последовательное изложение мыслей);

 ясность (понятность для окружающих);

 правильность, чистота, богатство (разнообразие).

        Связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного развития. Именно с этих позиций интересны вопросы порождения речи, фазовая структура речевого акта, этапы развития речевого действия как процесса, формирование механизмов речи, роль мотивации в самостоятельном построении высказывания

       По мнению многих исследователей (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина, А.С Соколова и др.) существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог. Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

       В среднем дошкольном возрасте основными видами монологической речи являются пересказ и самостоятельный рассказ. Всеми рассмотренными видами связной речи ребенок овладевает постепенно, начиная с самых простых ее форм, то есть с диалогической речи.

       Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.

      В речи детей существуют множество проблем:  односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать  громкость голоса и темп речи и т. д.

       Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

     Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей среднего дошкольного возраста — это период наиболее благоприятен для развития диалогического общения со взрослыми и сверстниками.

Мнемотехника

    Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, организация учебного процесса в виде игры. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

   Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.   Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
  Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей, особенно, в первый год обучения целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.

Работа с мнемотаблицей делится на нескольких этапов:

1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы.

3 этап –Осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

     В результате использования  мнемотаблиц:

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

-Развивается мелкая моторика рук.

 

Использования мнемотехники  в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста

    Использования мнемотехники  в работе по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Идея мнемотехники: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

     Мнемотехнику можно использовать при пересказе рассказов и сказок, при составление рассказов, при заучивание стихотворений, в играх. Дети сами с удовольствием придумывают свои собственные модели-схемы и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления  информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.

    Как и вся работа начинается от простого к сложному, с простейших мнемоквадратов. Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, необходимо использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно — образное мышление детей.

Использование мнемотаблиц- схем в работе с детьми

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц — схем, в которые заложена определённая информация. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то, что они считают нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».

1.Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2.Осуществляем так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочка, лес; прямоугольник, кузовок и т. д.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке». Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке».

При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной помощи педагога (на более поздних этапах), или пересказывают вместе с педагогом (на более ранних этапах).

4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Детям задаем вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?» Что можно изображать в таблице? Схематически изображаем всё то, что считаю нужным отразить в данной таблице. Например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», можно изобразить курицу, стрелками показать действие «бил, бил — не разбил», слёзы показать маленькими точками.

  Заучивание стихотворения по мнемотаблице, помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.

Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы. Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

 Где можно использовать мнемотаблицы ?

При организации ООД, в совместной деятельности взрослых и детей, в организации условий для самостоятельной речевой, художественной, театрализованной деятельности детей, в режимных моментах, в опытно – экспериментальной деятельности, в экологическом воспитании, в социально – нравственном воспитании, в работе с родителями Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет быстрее запомнить текст.

Результаты обучения детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

— у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

— появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

— словарный запас выходит на более высокий уровень;

— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 Таким образом, использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

 

 

 

 

Заключение

    Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

  Данная работа оказывает эффективность речевого развития у дошкольников средствами мнемотехники. Использование мнемотехники  положительно влияет на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

        Таким образом, мы видим, что мнемотехника позволяет  эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но может быть, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи, детей дошкольного  возраста.

Параллельно с этой работой необходимо использовать речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Вахрушев А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва ―Баласс‖, 2000.

3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

 4. 7. Малетина Н.С., Пономарѐва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

 5. Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. 9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

6. Широких Т.Д. Учим стихи — развиваем память / Ребѐнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

 

 

 

×
×