Автор: Мухаметзянова Светлана Владимировна
«Интеллектуальное развитие дошкольников с ОВЗ»
МДОУ «Детский сад№32» Воспитатель высшей категории Мухаметзянова С.В.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна .Получение детьми с ОВЗ образования, является одним из основных и неотъемлимых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Особенно остро в интеллектуальном развитии нуждаются дети с ОВЗ. Задача педагога и родителей помочь детям с ОВЗ развиваться и добиваться новых достижений. Учить ребёнка думать, размышлять.
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал школьные занятия и успешно осваивал учебную программу. Да и общество предъявляет свои требования: сейчас больше востребованы люди умственного труда, нежели физического. Эта мечта родителей может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребенка ещё задолго до школы. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах её решения, приучить его к комбинированным поисковым действиям.
Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности. Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки .
Использование развивающих игр в игровой деятельности способствуют развитию интеллекта. Для этих целей отлично подойдут головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей; Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление.
Но в своей работе я использую ещё и кружковую работу (шашечный кружок) «Юные интеллектуалы». Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, Сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры. Владеть приёмами произвольного внимания, памяти. Уметь выделять учебную задачу и превратить её в самостоятельную деятельность. Необходимо развивать способность самому находить способы удовлетворения познавательных запросов. Посредством игры он проходит свой путь развития. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной для ребенка.
Занимательные вопросы, игры-шутки, разгадывание ребусов и загадок направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.
Используются логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей. «Чего не хватает?», «Найди ошибку» Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.
Использую игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений. К таким играм относятся «Колумбово яйцо», «Листик», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», кубики Никитина.
Игры-головоломки направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления. Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.
Игры на ориентировку на листе бумаги – это различные лабиринты. Ребёнок узнает что такое: «за», «в», «перед», «под», «над», «выше», «ниже» и т.д.
Таким образом, развивающие игры являются лучшим способом для формирования логического мышления, которое необходимо для игры в шашки.
Предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную психологическую атмосферу, способствуют развитию логического мышления.
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашек, в волшебные. А умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию.
Программа дополнительного образования «Юные интеллектуалы» является модифицированной программой, созданной на основе методических пособий А. Зак «Интеллектика для дошкольников», А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Все по полочкам», Б.П. Никитин «Развивающие игры», Т. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича», А.С. Гиляров «Стоклеточные шашки».
После первого года обучения в кружке у детей появилась целеустремленность, находчивость. Стали более внимательные, уверенные. Развито чувство коллективизма. Научились применять полученные знания на практике. Дети стали логически мыслить, производят расчеты на несколько ходов вперед, образно и аналитически мыслить.
Используемая литература:
Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 1990
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития», 1996
СтолярА.А . Давайте поиграем. М., 1991
Агофонова И.Н.. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993
Абаулин в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 72 с.
Герцензон на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
Василевский играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 2007 – 88 с.
Волчек практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 2005. – 250 с.
Городецкий о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 320 с.
Кулинчихин развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
Негра шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
Погрибной . Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
Рамм шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 2008 – 348 с.
Сидлин научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
Шашки для детей/, . Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.0