Автор: Артамонова Екатерина Алекрандровна
Артамонова Екатерина Александровна
Фольклорные игры, как знакомство с национальными традициями
Творческая основа фольклорного искусства (синкретизм, импровизационность, вариативность) способствует формированию художественной индивидуальности ребенка, развитию его творческой активности. В фольклоре заложена игровая и театрализованная деятельность. Это обуславливает его привлекательность для формирования у детей сценического поведения, сценических способностей и для раскрытия их творческого потенциала.
В процессе игры ребенок получает представление о мире, расширяет свои познания и совершенствует умения в области музыки, движения, народной поэзии. Фольклорная игра подключает дошкольника к миру театра — процессу создания образов и сценария. Ребенок перевоплощается в героя игры, он переживает игровую ситуацию, учится двигаться по сцене, поет, танцует. Так фольклорная игра перерастает в музыкально — игровые и вокально — пластические композиции.
К.С. Станиславский утверждал, что фольклорные игры развивают воображение, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Режиссер призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.
Однако фольклорные игры нацелены не только на развитие музыкально — сценических способностей, но и на практическое освоение детьми национальных традиций. Знакомство с фольклорными играми — это знакомство с прошлым, это передача опыта поколений, это ощущение себя частью одной страны, как одной большой семьи.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.»
Г.С. Виноградов
Ценность фольклора состоит в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В.А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток ,потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Попевки, потешки, прибаутки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С помощью фольклора можно привить детям любовь к русскому языку.
У русского народа накоплен огромный опыт воспитания подрастающего поколения, который необходимо беречь и использовать для сохранения национальной самобытности. И именно эту задачу может решить широкое применение в работе с детьми детского фольклора – части русского народного творчества.
Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов folk – народ и lore – мудрость. И эта мудрость народа не должна исчезнуть, а должна быть сохранена, если мы не хотим потерять свою самобытность, и, может быть, даже самостоятельность.
Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.
Список литературы:
1. Мельников М.Н Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
2. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. – Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
3. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. Иркутск, 1930.
4. Василенко В.А. Детский фольклор. – В кн.:Русское народное поэтическое творчество. М., 1978.