Автор: Петрова Елена Викторовна
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА.
Автор статьи: Петрова Елена Викторовна
Воспитатель 1 категории, МОУ «Детский сад №261 Дзержинского района Волгограда»
Ни для кого не секрет, что современные дети очень отличаются от взрослых (родителей, бабушек, дедушек и т.д.), что порой ставит в некий ступор, непонимание, огорчение. А никто из нас не задумывался: « Почему развитие наших детей немного запаздывает, в чём проблема?»
Современные дети стали поздно овладевать теми или иными навыками, чем их родители – дети позже начинают ходить, говорить, пользоваться горшком, ложкой и даже жевать твёрдую пищу. Многим детям тяжело даётся письмо, чтение, запоминание.
Так в чём же проблема и где её начало? Конечно развитие младенца во многом зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который он получает от родителей. Ведь сам малыш не может и не способен самостоятельно на это повлиять. Так что же необходимо для нормального развития ребёнка.
Ребёнок должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:
· прислушиваться к человеческой речи: слышать голос матери, а это, как известно важнейший элемент для развития ребенка еще за 3 месяца до рождения, а затем с первых минут жизни;
· рассматривать лица и различные объекты;
· манипулировать с различными предметами
· взаимодействовать вербально и невербально (с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи);
· взаимодействовать тактильно(ощущать ласковые прикосновения, поглаживания);
· Много и активно двигаться.
Это список не ограничен представленными, а охватывает все навыки которыми овладевает ребёнок в первые годы своей жизни и они становятся основой, своего рода фундаментом для более сложных навыков, которыми ребёнок овладеет в процессе обучения организованного взрослыми.
Человек отличается от животных тем, что наш мозг способен изменяться в зависимости от тех задач, которые приходится решать. То есть то, каким будет наш мозг, зависит от адаптации к условиям окружающей жизни. Некоторые животные, например, имеют только те возможности, которыми их наделила природа при рождении. Мозг человека устроен иначе, он постоянно меняется, развивается, создавая и разрушая внутренние связи. Это работает по принципу: пользуйся или потеряешь. Так как мозг — это орган, который потребляет очень много энергии и остаются активными только те внутренние связи, которые действительно используются для адаптации.
Как только появляются новые возможности, ими тоже нужно пользоваться. Иначе внутренние связи в мозге вовремя не сформируются. Поэтому если малыш начал ползать, то ему нужно и надо много ползать, научился открывать рот при виде ложки, значит, ему нужно учиться есть с ложки, научился ходить, значит нужно много ходить и падать, а падать является очень важным в процессе обучения.
Современные родители, у которых более или менее стабильное материальное положение, имеют достаточно широкие возможности использования различных современных приспособлений для облегчения жизни не только своего ребёнка, но и прежде всего для себя. А это и подгузники, питание из баночек, прыгунки, ходунки, манежи и т.д. Да, это очень удобно, особенно в наше время, но зачастую такой прогресс, не способствует развитию ребёнка, а притормаживает. Так как мы помним, что детский мозг очень эффективный орган и работает он по принципу: не надо адаптироваться – значит, притормозим процесс создания внутренних связей и развития их. Чем же это грозит? Например, подгузники — ребёнок значительно позже начинает контролировать работу своего организма, прислушиваться к своим потребностям. А еда из баночек или из тубусов, напитки с трубочкой – ребёнок позже переходит на твёрдую пищу, не знает как есть с ложки и пользоваться ею, не умеет пить из стаканчика, а ходунки, манеж и коляски – снижают двигательную активность, дети не могут и не хотят ходить.
Поэтому родителям, педагогам нужно объединиться и приложить все усилия в таком важном деле как развитие маленького ребёнка. Сейчас существует масса интересных игр, пособий и методик. Но самое главное — это общение ребёнка и взрослого, ведь через совместную деятельность, игры развивается не только ребёнок, но и взрослые.