Автор: Татьяна Ивановна Яцун
Своё выступление хочу начать с высказывания, которое даже не помню, где прочитала, но оно выражает суть классного руководства по моему мнению: «Ничто не даётся нам так дёшево и так дорого, как классное руководство.»
Что должен делать среднестатистический учитель, когда ему дают классное руководство? Организовать классный коллектив, дежурство учеников, проследить, чтобы им выдали учебники, проводить родительские собрания. Есть еще ряд обязанностей. А остальное — некая сверхидея (если она у педагога есть). Классный руководитель должен выполнять определенную (а точнее — неопределенную) воспитательную функцию. Сегодняшнему классному руководителю трудно: прежней идеологии нет, но и новая не возникла. Всем понятно, что главное — это харизма учителя, когда не чтением морали, а самим своим поведением он демонстрирует, что какие-то вещи в действиях ребёнка невозможны. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Воспитание есть искусство, благодаря которому развиваются все природные способности человека. И этому искусству надо учиться постоянно.
Деятельность учителя начальных классов существенно отличается от работы учителя среднего и старшего звена. Ее особенности обусловлены контингентом учащихся. Начальные классы — первая ступень школьного образования. Дети под руководством учителя делают первые шаги в обучении, овладевают знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности.
Приняв новый класс, классный руководитель концентрирует свои усилия на изучении учащихся, используя для этого различные методы и источники. Учитель должен иметь четкое представление о своих новых питомцах, знать условия жизни детей в семье и установить контакт с родителями. Классный руководитель знакомит детей с новым порядком обучения. Учитель работает с классом чаще всего один и выступает в качестве и учителя и воспитателя. Доверчивость и непосредственность детей, повседневный контакт с ними позволяют учителю глубоко знать ход их развития, повседневно направлять его.
В деятельности учителя начальных классов, как правило, ярко выражен организаторский аспект, так как дети нуждаются в постоянной организации. Как раз здесь и появляются некоторые проблемы, так как все дети разные: одни слушают учителя и выполняют все его требования, другие слушают, но выполняют неохотно и по принуждению, а третьи вообще считают, что они могут вести себя так, как им хочется, не взирая ни на что. Поэтому отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Постепенно дети принимают правила поведения в школе и стараются их выполнять. А со временем дети платят учителю бесконечным доверием, они обращаются со всеми вопросами к учителю. Становятся хорошо сплочены, организованны, инициативны в своём коллективе.
Но в это время возникает другая проблема – учащиеся воспринимают только своего учителя, а всех других педагогов игнорируют. И здесь классный руководитель должен приучить детей к тому, что любой учитель в школе является для них таким же авторитетом, как и классный руководитель.
Переходя из класса в класс, дети становятся старше и умнее. И классному руководителю , чтобы сохранить свой авторитет уже недостаточно только тех качеств, которых было достаточно в 1-м классе. Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и перестраивать их по мере их роста и развития. Характер воспитательной работы классного руководителя от класса к классу меняется в зависимости от уровня развития учащихся и особенностей их учебной деятельности, их положения в школьном коллективе, в органах ученического самоуправления. В каждом классе выдвигается ряд главных направлений, которые определяют всю работу с классом.
Деятельность классного руководителя предъявляет к нему новый ряд требований. Непременным качеством является его идейная убежденность, помогающая ему формировать мировоззрение учащихся. Не менее важное значение для классного руководителя имеет педагогический оптимизм. Своим ученикам я постоянно говорю: «Ты можешь сделать лучше, старайся и всё получится, я верю в тебя». У классного руководителя должны быть ярко выражены организаторские способности и умения. При этом важно не только организовать учащихся, но и вызвать у них желание самим включаться в деятельность.
Не стоит забывать о саморазвитии, самовоспитании учащихся. Дети должны принимать и реализовывать вместе выработанные цели и задачи. Педагог не передает готовые образцы нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет, таким образом, содержание воспитательного процесса. Только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем. В своём классе с 1-го класса все вопросы я выставляю на обсуждение детей, и мы принимаем общее решение.
Учитель, берущий на себя обязанности педагогического руководства классом, должен иметь перед собой ориентир каких результатов он должен добиться, ведь он имеет дело не с абстрактным коллективом, а с общностью, в которой есть отдельные дети, самобытные личности с индивидуальным характером, неповторимым жизненным опытом и социальными условиями. Я считаю, что классный руководитель – это, в первую очередь, верный друг, а потом уже защитник, советчик, духовный наставник, отдельно взятого ребенка, проводник человеколюбия и высоких гражданских чувств. В этом направлении и строю свою работу с классом.
Деятельность классного руководителя многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Вместе с тем, ничто не приносит большего удовлетворения, чем видеть, как воспитанники достигают определённых высот в своём развитии. Поэтому успех в классном руководстве принесут организованность, принципиальность, тактичная требовательность, справедливость, последовательность в сочетании с широким кругозором, глубиной знаний и неподдельным интересом к жизни и личности каждого воспитанника.
Воспитательная деятельность учителя начальных классов — это процесс непрерывного творчества. Никогда не знаешь, что ждёт тебя впереди. Классное руководство ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи. Процесс их решения представляет большие трудности, но и доставляет большое удовлетворение учителю, когда он видит результат своего труда.
Ведущие цели классного руководства:
• непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника,
• содействие созданию самых благоприятных условий для формирования его личности,
• осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания,
• организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды и высокого психологического климата в классе,
• координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников.
Исходя из этих целей, следует принять основные задачи воспитателя:
• создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка,
• организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения,
• коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию.
Основными функциями классного руководителя являются:
1. Аналитическая:
• изучение индивидуальности учащегося,
• анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности,
• анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка,
• анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива.
2. Организационно-координирующая:
• организация и стимулирование разнообразной деятельности детей,
• установление связи школы с семьей,
• индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив -субъект этой деятельности,
• обеспечение наилучших материально-бытовых условий для этой деятельности.
3. Коммуникативная:
• регуляция межличностных отношений между детьми,
• установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель»,
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе,
• помощь ученикам в установлении отношений с людьми.
Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:
• материально-техническое обеспечение организуемого им воспитательного процесса,
• административная поддержка и методическая помощь,
• систематическое научно-теоретическое осмысление классного руководства как проблемы.