Автор: Косивченко Евгения Алексеевна
МБОУ СОШ №5 им. А.И. Майстренко МО Староминский район работает над проектом «Школа как социокультурный центр воспитания и социализации личности школьника на основе историко-культурных традиций кубанского казачества».
Основной идеей нашего проекта стало создание системы работы и условий для развития исследовательской, поисковой и краеведческой деятельности обучающихся по изучению культуры и традиций кубанского казачества и возрождение данных традиций в современном обществе, а также создание на базе нашей школы социокультурного центра по изучению культуры и традиций кубанского казачества.
Одним из направлений новых федеральных государственных образовательных стандартов является организация проектной деятельности, поэтому мы решили изучать историю, культуру и традиции кубанского казачества с применением именно этой технологии.
Модель казачьего образования «От истоков к традициям» в нашей школе строится на поисково – исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса.
Мы хотим поделиться своими идеями, наработками и изменениями в учебно – воспитательном процессе.
Ни для кого не секрет, что изучение того или иного материала только теоретически без применения практических заданий не дает положительного эффекта. С этой проблемой мы столкнулись, когда во внеурочной деятельности стали изучать историю и традиции кубанского казачества. Многие обучающиеся не воспринимали предложенный материал на должном уровне и интерес к данным дисциплинам потихоньку угасал. Вот тогда мы и решили изменить подход к учебно – воспитательному процессу по изучению истории и традиций кубанского казачества, разработав новую модель.
Главной направляющей нашей модели явилась поисково – исследовательская деятельность, которая непрерывно должна продолжатся на протяжении всего уровня обучения.
Целью данной поисково – исследовательской и проектной деятельности явилось формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе историко – культурных традиций кубанского казачества, формирование духовно – нравственной культуры и патриотического воспитания.
Задачи поисково – исследовательской, проектной деятельности стали расширение источниковой базы, поиск, сбор и обработка материалов, связанных с историей, культурой и традициями кубанского казачества; воспитание подрастающего поколения на ценностях наших предков – кубанских казаков; стимулирование интеллектуального развития обучающихся, повышение их интереса к исторической и национально – культурной проблематике; выявление и поддержка талантливых молодых исследователей, склонных к поисковой и научной деятельности.
Мы разработали и утвердили положение о поисково – исследовательской и проектной деятельности на тему «История, культура и традиции кубанского казачества» (приложение), суть которого заключается в том, что каждый класс казачьей направленности выбрал тему, над которой работает в течение всего учебного года (возможно, что данная тема классом будет оставлена и на следующий год обучения).
На сегодняшний день все классные курени определились с темой и ведут поисково – исследовательскую и проектную деятельность. Реализуются следующие направления: «Казачий костюм» (1 класс), «Подворье мельника» (2 класс), «Казачья кухня» (3а класс), «Игры и развлечения кубанских казаков» (3б класс), «Казачье подворье» (4 класс), «Традиция и культура кубанского казачества» (5 класс), «ремесла Кубани» (6 класс), «Быт казачье избы» (7 класс), «Быт кубанского казачества» (8 класс) «Охрана границ казаками» (9 класс), «Семейные традиции кубанского казачества» (10 класс), «Кузнечное дело казака» (11 класс).
Перед ребятами стоит задача собрать не только теоретический материал, но и провести поисковую работу в нашем Рассветовском сельском поселении и на территории Краснодарского края.
Продуктом этой долгосрочной поисково – исследовательской деятельности станут оформленные этнографические уголки каждого классного куреня (класса) и написание проектной работы на выбранную тематику.
Организация поисково – исследовательской деятельности в области истории, традиций и культуры кубанского казачества подразумевает длительный период в связи с большим информационным полем. Для создания этнографических уголков в классных комнатах, кубанского казачьего подворья на территории школы требуется сбор не только теоретического и информационно – справочного материала, но и практического поиска казачьей утвари, создание макетов быта кубанских казаков на основе декоративно – прикладного творчества.
Уже не первый год подряд мы подводим промежуточные итоги в конце учебного года на школьной научно – практической конференции, где учащиеся знакомят со своими проектами, а в завершении проводится экскурсия по этнографическим уголкам классных куреней, где ребята знакомят с практической частью своей работы.
Изучая быт кубанского казачества через поисково – исследовательскую деятельность мы смогли на территории школы открыть «Хату казака».
Как и в старые добрые времена хату строили «всем миром». Этот казачий обычай позволил еще больше укрепить взаимосвязь учащихся, родителей, педагогического коллектива.
Они находили казачью утварь, старые вещи (прялку, шкафы, самовар, ковер, самотканую дорожку и др). На уроках технологии и во внеурочное время ребята совместно со старшей вожатой мастерили украшения для хаты казака, совместно с заместителем директора по воспитательной работе наносили роспись на печь в доме, совместно с заместителем директора по административно – хозяйственной работе готовили утварь для хаты и подворья. Каждая вещь дышит историей народа.
Любая поисковая деятельность связана так или иначе с походами, экскурсиями, экспедициями. Поэтому в нашу модель непрерывного казачьего образования мы внедрили образовательный туризм как средство расширения пространства по изучению культуры и традиций кубанского казачества.
В настоящее время мы разработали схему туристических маршрутов «По следам кубанских казаков».
Цель данного направления: создание маршрута путешествия освоения земель кубанскими казаками, их места боевой славы.
При нанесении точек на карте мы основывались на местах заселения кубанских казаков и местах казачьих поминовений.
Казачье образование можно отнести к особому виду казачьего туризма, лекции ученых о казачестве, участие в викторинах, диспутах о событиях казачьего периода; обучение езды на лошади в казачьей манере, освоение навыков владения историческим казачьим оружием (сабля, нагайка, кнут); знакомство с исторической реконструкцией казачьей одежды, макетов оружия, предметов быта, обычаев; разучивание казачьих песен, участие в казачьих парадах.
Мы планируем использовать туристические направления, среди которых этнографический, событийный, культурно-исторический туризм.
Есть туристические маршруты, следуя которыми, мы будем посещать места, неразрывно связанные с историей казачества. Например, Атамань, Кущевская атака и т.п.
В течение всего периода обучения, т.е. с 1 по 11 класс, ребята должны побывать на всех намеченных экскурсионных мероприятиях нашего построенного маршрута «По следам наших предков – кубанских казаков».
В своем проекте мы также предусматриваем различные нюансы, которые могут помешать совершать туристические походы и экскурсии. Например, ограничения в выезде за пределами района, связанные с новой короновирусной инфекцией COVID – 19, проблемы с транспортом, финансами и т.п. В связи с этим, мы планируем использовать виртуальные экскурсии. Однако, и здесь мы столкнулись с финансовой проблемой в создании виртуальных экскурсий. Стоимость оборудования составляет более 500 000 рублей, а профессиональная панорама не менее 20 000 рублей. Но от своей идеи отступать не будем. Мы решили собственными силами создавать видео экскурсии, разработчиками которых станут сами ребята, педагоги, родители. Материалом для данных экскурсий станут продукты поисковой и исследовательской деятельности участников образовательного процесса.
Конечно же справиться с поставленной задачей без социальных партнеров очень сложно.
На сегодняшний день у нас заключены договора о сотрудничестве с домом детского творчества, в рамках которого 1 раз в неделю на базе школы специалисты системы дополнительного образования организуют кружки по изучению декоративно – прикладного искусства, танцам кубанского казачества и туризму. Благодаря управлению образования администрации МО Староминский район выделены средства для организованного подвоза 1 раз в неделю наших обучающихся в дом детского творчества для посещения кружков вышеперечисленной направленности.
Заключены договора с детскими спортивными школами «Виктория» и «Юность», договор с Рассветовским сельским домом культуры, в рамках которого организуются посещения обучающимися кружков по изучению культуры и традиций кубанского казачества, организуются совместные общешкольные и общепоселковые мероприятия.
Заключен договор со Свято – Троицким храмом, который находится на территории Рассветовского сельского поселения и в закладке которого принимали участие наши педагоги и школьники, составлен совместный план работы на учебный год.
Тесное сотрудничество школа организовывает и с Рассветовским хуторским казачьим обществом. Ежегодно мы разрабатываем совместный план работы. Сегодня в нашем штате имеется ставка педагога дополнительного образования, которую занимает атаман нашего поселения. Он же является выпускником школы, который 3 года назад решил получить дополнительное педагогическое образование и сегодня основное место его работы является наша школа. Под его руководством ребята изучают навыки строевой и огневой подготовки, инженеро – саперной и воздушно – десантной подготовки, фланкировки, а также навыки боевых искусств, в частности и «Самбо».
Данная модель непрерывного казачьего образования дает несомненно только положительные результаты. Так на протяжении последних лет наши ребята стали неоднократными победителями и призерами среди команд допризывной казачьей молодежи Ейского казачьего отдела.
В прошлом учебном году наши учащиеся заняли призовое место в региональном этапе краевого конкурса «Лучший казачий класс» и призовое место во Всекубанском слете классов казачьей направленности и казачьих кадетских корпусов.
А в этом учебном году стали победителями в этом региональном Всекубанском слете классов казачьей направленности и казачьих кадетских корпусов.
Мы поставили перед собой еще одну задачу – это внедрение в учебные предметы модуля казачьего образования. Например, при изучении предмета технологии в разделе «Создание изделий из текстильных материалов», где изучают кройку и шитье девочки конструируют юбки казачки, а мальчишки, когда проходят раздел «Художественные ремесла» выпиливают и выжигают утварь кубанских казаков. Сейчас каждый учитель – предметник продумывает создание модулей казачьего образования при преподавании своего предмета.