8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Детское экспериментирование»

Автор: Оксана Александровна Захаренко, Елена Александровна Шевченко

Детское экспериментирование

Дети дошкольного возраста очень любопытны. Ребенок в день задает много вопросов. Именно в данном возрасте у детей идет развитие личности. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. А одним из самых интересных и занимательных дел в детском саду всегда было и есть экспериментирование. А лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Чем полезно детское экспериментирование? 

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, обобщение. Необходимо так же делать выводы, а это стимулирует развитие речи.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В таком возрасте, можно сказать, он является ведущим, так как это единственный способ познать мир в целом.

Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.          

      Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы. В данном случае личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента, в противном случае возможна пассивная реакция группы.

Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех ребят, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности при выполнении некоторых опытов. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов. Можно проводить опыты с подгруппой детей.

Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.

Правила проведения экспериментов:

1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.

3.Установить план исследования.

4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.

5.Распределить детей на подгруппы.

6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

7.Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.

Занимаясь с детьми экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным, что бы ребенок понял окружающий его мир, а не различные названия. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Нужно помнить, что детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. При подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту. Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Обобщая это, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения и воспитания детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментирование даст ребенку, почувствовать себя исследователем, овладеть искусством эксперимента, победить нерешительность и неуверенность в себе.

Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

×
×