Работа с понятиями на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках биологии в средней школе

Автор: Федотова Екатерина Владимировна

Сокольчик Мария Николаевна 

учитель начальных классов

Федотова Екатерина Владимировна 

учитель биологии 

МАОУ «СОШ №87», г.Пермь 

 

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Одной из сложных проблем, существующих при обучении школьников, является проблема формирования понятий. Понятия занимают важное место в системе знаний об объектах и явлениях окружающего мира. С помощью понятий человек получает возможность успешно ориентироваться в окружающем мире. В начальной школе предметом, соединяющим естественнонаучные знания, является «Окружающий мир», в ходе изучения которого учащиеся овладевают первоначальными естественнонаучными представлениями и понятиями. Дальнейшее развитие происходит уже в процессе изучения курсов биологии, химии и т. д. 

Содержательные линии предмета «Окружающий мир» в программе начальной школы представлены содержательными блоками. Содержание одного из них «Человек и природа» направлено на формирование общих представлений и понятий об организме человека. После изучения данного раздела у учащихся должны быть сформированы представления о строении и функционировании организма. 

Представим разработку урока окружающего мира по теме «Сердце и его работа». Цель: Изучить основной орган кровеносной системы и его работу – сердце. Показать связь сердца с органами данной системы, органами системы дыхания, опорно-двигательной системы. 

Наглядность: таблицы: «Кровеносная система», «Строение сердца», «Система кровообращения». Карточки с понятиями для классификации

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Повторение изученного. Классификация понятий.

Разделить данные понятия на группы.

Рот, пищевод, желудок, кишечник – органы пищеварения.

Нос, трахея, бронхи, легкие – органы дыхания.

Артерии, вены, капилляры – органы кровеносной системы.

  1. Формулирование темы урока.

Артерии, вены, капилляры. 

Как назвать одним словом? (Кровеносные сосуды)

А кровеносная система состоит только из кровеносных сосудов? (Нет, главный орган кровеносной системы – сердце).

Понять, почему сердце – главный орган кровеносной системы, мы сможем, разобрав строение сердца и принцип его работы. Тема нашего урока «Сердце и его работа».

  1. Изучение нового материала.

Начнем изучение темы с вопроса: «Почему сердце называется сердцем?»

Где расположено сердце? (В середине грудной клетки)

Слово «сердце» произошло от слова «середина». Почему? Оно действительно расположено в середине грудной клетки, только верхушка смещена влево.

А какую роль играет грудная клетка и какое отношение она имеет к нашей теме? (Грудная клетка защищает сердце и легкие от повреждений. Соединение костей грудной клетки – полуподвижное.)

А что приводит в движение грудную клетку? (Мышцы).

Что такое мышцы и какое отношение они имеют к сердцу? 

Мышцы прикрепляются к костям при помощи связок и сухожилий. Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий приводят в движение кости и соответственно различные части тела.

Сердце – особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. Оно начинает работать, когда мы еще не родились, и последним прекращает свою работу.

Что представляет собой сердце? /Рассматриваем муляж сердца, рисунок/

Какой размер имеет сердце? (Сердце имеет размер с кулак).

У взрослого человека вес сердца примерно 300г. размер и вес сердца тесно связан с характером деятельности человека.

Чтобы разобраться, как работает сердце, важно знать, как оно устроено. 

Строение сердца. (Объяснение строения сердца с опорой на таблицу и рисунок в учебнике).

Работа сердца. /Работа учащихся с текстом/

Для чего нужно знать принцип работы сердца?

Как путешествует кровь по нашему организму? Чтобы ответить на этот вопрос, важно вспомнить, что такое кровь, ее свойства.

Рассказ «Кровь. Свойства крови» (проверка домашнего задания, повторение понятий «кровеносные сосуды», «артерии», «вены», «капилляры»)

Работа с таблицей «Система кровообращения». Знакомство с понятием «Малый и Большой круг кровообращения»

  1. Закрепление. Составление схемы «Путешествия крови в организме». 

  2. Итог. 

  3.  Домашнее задание. Используя рисунок в учебнике, написать сочинение «Путешествие капельки крови».

 

Успешное формирование понятий при изучении организма человека в начальной школе является хорошей пропедевтикой изучения курса «Биология. 8 класс» 

 

×
×