Занятие по теме «Философия и культура»

Автор: Валькова Татьяна Васильевна

кГбПОУ

«АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

 

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Разработчик:

Валькова Т.В., преподаватель

БАРНАУЛ 2021

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Основы философии составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения в рамках изучения раздела 4 «Человек и общество», темы 4.1. «Философия и культура», которая рассчитана на 4 часа. Разработка рассчитана на первую пару и содержит знания о том:

1.    Что такое культура?

2.    Культура и культ.

3.       Культура и цивилизация

4.    Человек в мире культуры

        Урок изучения новых знаний

        В качестве иллюстрации всего изучаемого материала, предложена презентация.

         При изучении темы используются разнообразные методы, методические приемы и технологии. 

 

В методической разработке представлены приложения, которые включают в себя задания для студентов  

Тема: «ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА»

 

Цель: определить роль  и место человека в мире культуры, дать представление обучающимся о философском подходе к вопросам культуры.

 

Задачи : 

¢ Раскрыть основное происхождения, культуры и определить место человека в ней

¢ Дать представление о культе,  массовой культуре»,  внешней и внутренней культуре,  культуре  и  контркультуре,  связи с цивилизацией

¢ Формировать критическое отношение к массовой культуре и ее проявлениям в жизни общества

¢ Способствовать развитию логических, аналитических и навыков.

¢ Продолжить развивать умения составления схем

 

Вид занятия: урок сообщения новых знаний

Оборудование

1. Тестовые задания для опроса каждого студента.

2.   Презентация «Философия и культура».

    3.     Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие для СПО/П.С. Гуревич – 4-е издание. – М.:  Кнорус, 2018

 

План:

1.   Мотивация и целеполагание

2.   Изучение нового материала.

3.   Закрепление (Как в процессе объяснения, так и в конце занятия).

4.   Домашнее задание.

Ход занятия.

 

1.     Мотивация и целеполагание

Слайд № 1. (На экране изучаемая, на занятии тема: Философия и культура).

Слайд № 3.

Что хочет донести до читателя поэт – футурист начала ХХ века Игорь Северянин в  отрывке  стихотворения «Не говорите о культуре»?
                                                                                                                                                 

 

…Пока возможен в мире голод,

Не говорите о культуре.

Пока на группы мир расколот,

Не говорите о культуре.

Пока есть «иудей» и «эллин»,

Не говорите о культуре

Пока смысл жизни обесцелен,

Не говорите о культуре.

Пока есть месть, вражда, погромы,

Не говорите о культуре.

Пока есть арестные домы,

Не говорите о культуре.

Пока нет равенства и братства,

Но есть запрет и есть цензура,

Пока возможно святотатство,

Культура ваша — не культура!

Ответы студентов. Определение цели и основных задач на основе  их ответов.

 

 

2.     Изучение нового материала.

1.   Что такое культура?

2.   Культура и культ.

3.     Культура и цивилизация

4.   Человек в мире культуры

 

Слайд № 4 и 5.

Человек живет в окружении предметов, вещей, отношений, знаний и идеалов, бесконечное разнообразие которых называется культурной средой. Философов всегда волновали вопросы, связанные с культурой: что это такое, как она возникла, в чем ее назначение и др. Ответить на эти вопросы пытались, начиная с античности, но особое значение они приобрели в середине CIC века.  Существует более трёхсот определений:

¢ Культура — система способов деятельности

¢ Культура — сфера деятельности, связанная с производством духовного продукта

¢ Культура — система надбиологически выработанных средств, благодаря которым человеческая деятельность осуществляется

¢  Культура – явление,  противоположное природе:

¢ культура – «вторая природа»

¢ Культура – атрибут человека и человечества

¢ Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто;

¢ Культура — тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом 

¢ Человек – творец и творение  культуры

¢ Культура (лат. cultura, от основы colere — возделывать) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

¢ Култура — возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.;

¢ Культура — воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.;

¢ Культура — искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.

 

 

Сегодня сформированы  две противоположные точки зрения на культуру:

1.              культура – это средство закабаления человека, его превращения в послушное орудие чуждых и враждебных сил;

2.              культура – средство облагораживания человека, превращения его в собственно человека.

Слайд № 6.

Первая из них (ПЕССИМИСТИЧЕСКАЯ) нашла отражение в работах Жан-Жака Руссо, который рассматривал человека как совершенное существо, а жизнь на просторах природы как наиболее простую и правильную форму жизни человека.

Суть мировоззрения Руссо можно выразить очень кратко: «Просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление». Руссо считал, что сострадание как высокое нравственное чувство является источником всех благих порывов, а развитие разума на основе научных достижений ослабляет сострадание, ибо разум порождает себялюбие, размышление укрепляет это чувство и это отделяет человека ото всего, что его тревожит и огорчает.

Последователи Руссо считали, что культура есть ЗЛО и создана она для подавления, а порабощения человека. Не меньшим злом являются наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства между людьми и не обеспечивают улучшения нравов и более счастливой жизни народа.

Так же они считали, что дети свободны от пороков взрослых людей и лучшие задатки в них подавляются обществом. Поэтому детей лучше всего растить и воспитывать в дали от городов и обучать простым ремеслам.

Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что человек изначально антикультурен, он природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. Он провозглашает философию сверхчеловека. Ницше утверждал, что только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, мешающие ему жить, чтобы осознать и ощутить красоту нового бытия. Сверхчеловек порывает с обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти

Другой немецкий философ Мартин Хайдеггер выступал против диктатуры, заставляющей человека подчиняться внешним обстоятельствам. Он считал, что человек подчиняющийся культуре отчужден от самого себя. Он обезличен и враждебен ко всем, его бытие становиться неподлинным или фальшивым. Человек должен отбросить подавляющие его волю вещи и обратиться к изначальной структуре человеческой жизни, преодолеть страх смерти и вины, обретя тем самым свободу как основание подлинности сущности человека.

 

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ взгляд на культуру возник и развился в новое время, тогда, когда человечество переходило к новым формам материального производства, обмена и потребления, связанным с использованием машин, энергии пара, созданием железных дорог и других регулярных средств сообщения. Это тот период развития истории, когда в результате революций в Европе свергаются феодальные абсолютные монархии и возникают буржуазные демократии, когда провозглашаются лозунги «Свобода, равенство и братство», когда отменяется крепостное право, возникает всеобщее избирательное право, становятся неоспоримыми успехи в образовании.

Одним из основоположников оптимистических воззрений на культуру был немецкий ученый Иоганн Готфрид Гердер. Он считал, что прогресс предполагает развитие в человеке чувства гуманности, именно это отличает человека от животных. «Вся наша история, — писал он, — школа для достижения прекрасного венка человечности и человеческого достоинства». Гердеру принадлежит важный вывод о том, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культурой нет и не может быть никаких противоречий. Все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию единой человеческой цивилизации. Он одним из первых начал изучать народную поэзию — баллады и песни, сказки и былины, считая, что в них отражается специфика внутренней жизни народов. Поэтому сегодня считается, что работы Гердера открыли немцам самих немцев, славяне научились своей истории по песням, собранным и изданным Гердером, греки прониклись духом Илиады и Одиссеи.

Оптимистических взглядов на развитие Европы и ее культуры придерживались представители классических социологических школ XIX века Герберт Спенсер и Огюст Конт, считавшие неотъемлемым признаком развития европейских государств прогресс. В основе развития общества, по мнению О. Конта, лежит принцип сотрудничества или кооперации. Стремление сохранить общество рождает у людей понимание необходимости согласия, которое вырастает на основе новой религии. Главное требование которой является: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». С точки зрения Спенсера общество развивается под влиянием мощных чувств, которыми руководствуются люди в своей жизни. Общество представляет собой отлаженный организм, а все его части, органически сочетаются друг с другом. По мнению Г. Спенсера, социальный прогресс во многом определяется тем, насколько общество «служит» составляющим его индивидам, обеспечивая им свободное участие в социальных действиях различных социокультурных институтов.

Продолжение и развитие оптимистических взглядов на культуру можно видеть в многочисленных работах современных представителей научно-технической интеллигенции Западного мира.  Они связывают проблемы развития культуры общества только с успехами в области материально-технической сферы жизни человечества, с достатком и уровнем комфорта в личной жизни.

У таких представителей как У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла достижения науки и техники рассматривались и рассматриваются как основополагающие достижения современной культуры.

Студентам предлагается ответить на вопрос: «Какая точка зрения по вашему мнению является истиной?»  Аргументировать ответ.

Однако, даже среди теоретиков этого направления в середине 70-х гг. XX века стали раздаваться тревожные голоса о целях существования современного человечества и его культуры, пределах роста цивилизации и экологических проблемах современности, о возникновении и обострении все новых глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества.

Даже краткий экскурс в историю философии показывает многообразие подходов к исследованию культуры. Но все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом, имеет свои пространственно-временные границы.

Слайд № 7

 Итак, Культура – это способ жизнедеятельности человека, обусловленный цивилизацией и представленный в материальных и духовных ценностях, создаваемых в сфере отношений человека к природе, к самому себе, другим людям и обществу в целом.

Как человек приобщается к культуре? Ответы на вопрос. Дискуссия.

 

Слайд № 8

   Культура и культ.

  В общем виде культуру можно определить как все то, что не природа. Все то, что сделано руками человека. Есть две точки зрения на происхождение слова «культура»:

—  1-я точка зрения от латинского слова «культивировать», т.е. обрабатывать почву. Значит первыми проявлениями культурной деятельности была обработка земли.

—   2-я точка зрения – «культура» производна от слова «культ» – от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы «общаться» с ним. Даже сама обработка земли была священным обрядом, частью культа – похороны зерна, как разъятого тела бога и затем возрождения этого бога в виде выросших растений.

         Русский мыслитель П. Флоренский в своей работе «Культ, религия, культура» писал, что культура – это то, что как бы отщепляется от культа, это его боковой побег. Так же как обработка земли или приручение животных первоначально носили культовый, религиозный характер, так и искусство в своих первых элементарных проявлениях выполняло священную функцию – заклинало злые силы. Лишь постепенно утрачивался религиозный смысл многих действий и оставался утилитарный набор операций и инструментов. Культура имеет глубинные религиозные корни.

Слайд № 9  

Прочесть определения понятия Цивилизации и ответить на вопрос что общего имеют понятия «культура» и «цивилизация»

Для мыслителей Просвещения идея цивилизация была неразрывно связана с идеей социального прогресса, а именно с триумфом рациональности над религией, упадком местных обычаев и развитием естественных наук и культуры в целом. Это понятие соотносилось с развитием абсолютистского государства и, вследствие этого, с сокращением местных систем налогообложения, местной политической автономии и растущим культурным единообразием внутри государства. В XIX в. наблюдалось постепенное разочарование в прогрессе по мере того, как городское индустриальное, капиталистическое общество стало рассматриваться как общество, порождающее отчуждение.

 

В философии принято различать понятия «цивилизация» и «культура».

Понятия культура и цивилизация тесно связаны, что позволяет исследователям в ряде случаев употреблять их как синонимы. И культура, и цивилизация есть ценностные понятия. Любая цивилизация (как и культура), есть совокупность присущих ей ценностей.

Однако эти понятия имеют и смысловые различия, заложенные еще во времена античности. Так, термин «культура«, имеющий греческое происхождение, первоначально обозначал обработку, возделывание (почвы, растений), а позже был распространен на область воспитания и образования. Термин же «цивилизация» имеет латинское происхождение и указывает на гражданские, государственные характеристики (“цивилис” означает “гражданский”, “государственный”).

Термин “цивилизация” означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Значит, хронологически культура и цивилизация не всегда совпадают. Так, мы можем говорить о первобытной культуре, но не существует первобытной цивилизации. Только когда умственный труд начинает отделяться от физического, возникают ремесла, появляется товарное производство и обмен, происходит переход от первобытной культуры к цивилизации.

О.Шпенглер считал стадию цивилизации концом развития любой культуры. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, возникновением мегаполисов. В это время, по мнению Шпенглера, народ утрачивает “душу культуры”, происходит “омассовление” всех сфер жизнедеятельности и их омертвление, формируется стремление к мировому господству — внутреннему источнику гибели культуры.

Помимо этого есть целый ряд явлений, стоящих за пределами культуры и являющихся ее антиподами. Это, в первую очередь, войны. Насилие и разрушение противоположны содержанию культуры, созидательному и гуманистическому. Если цивилизация подавляет личность, то культура создает условия для ее расцвета. Антикультура может свести на нет все усилия культуры и приводит иногда к необратимым последствиям. Цивилизация объединяет в себе культуру и бескультурье, ценности и антиценности, приобретения и потери народа.

Культура, таким образом, является основой, “кодом” цивилизации, но полностью с ней не совпадает. По известному выражению М.М. Пришвина, культура — это связь людей, а цивилизация — связь вещей.

Чтобы объяснить многообразие цивилизаций, необходимо обратиться к анализу системы норм, регламентирующих общественные отношения, поведение и деятельность людей. Так, цивилизации различаются по степени их технико-экономической развитости, по скорости экономических и социальных процессов, особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок и степени их влияния, а также способами кодирования, хранения и передачи информации,

“Причина генезиса цивилизации кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких: это не единая сущность, а отношение”, — подчеркивал А. Тойнби.

Культура создает условия для развития цивилизации, цивилизация создает предпосылки культурного процесса, направляет его. На основе одной и той же цивилизации формируется множество культур. Так, европейская цивилизация включает английскую, французскую, немецкую, польскую и другие культуры.

Цивилизации являются важнейшим системообразующим началом общественной жизни, создавая всеобщие формы культуры и социальных отношений. Они рассматриваются исследователями как внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, свободной духовной и материальной деятельностью в соответствии с нормами цивилизации.

Сравнительный анализ понятий цивилизаций и культур позволил сделать важный вывод о том, что не все явления общественной жизни можно отнести к культуре. Если в прошлом веке эти понятия употреблялись как синонимы и многие философы склонны были винить культуру во всех несчастьях человечества, то разведение понятий культура и цивилизация в ХХ в. помогло сохранить представление о культуре как области созидания и свободного творчества людей. Не культура, а цивилизация с ее войнами, эксплуатацией, загрязнением окружающей среды и другими антикультурными явлениями разрушает духовный мир человек и угрожает жизни на нашей планете.

Главный культурные задачи современности — запретить отношение к человеку как к вещи, «винтику производства». Акцент при этом делается на развитие творческих сил человека. Не удовлетворение материальных потребностей, а человеческое развитие является главной целью.

Слайды 10-12.

Факторы, влияющие на культуру.

— экономика, производительные силы общества  

  Расцвет ее – это подъем культуры в целом

  а) Эпоха первоначального накопления капитала в Европе (XV – XVI в.) вызвала к жизни всплеск науки и искусства, ремесел, мореплавания, торговли;

  б) Отмена в 1861 г. крепостного права в России стимулировала развитие ряда новых течений в общественной мысли — народничества, марксизма, либеральных учений. Но между экономикой и культурой нет упрощенной зависимости

  в) Развитие капитализма сопровождалось колониальными захватами, ограблением народов, жестокими войнами, что вылилось в I мировую войну 1914 – 1918 г. Зачастую развитие производительных сил влечет разрушение традиционного уклада жизни и морали народов, привносит в жизнь дух торгашества и наживы. (Современное российское общество).

  Технический прогресс насыщает жизнь машинами, предметами быта, меняющими жизнь, но он влечет экологические проблемы (кислотные дожди, специфические заболевания и т.д.)

—  политический и общественный строй

  Назревающие в обществе перемены, как правило, вызывают к жизни новые веяния в духовной культуре. Но государство может не только стимулировать развитие (экономика), но и сдерживать. Так в 60 –е – 70 –е годы в СССР по политическим мотивам были гонения на Солженицына А.И., Сахарова А.Д., появились «полочные» фильмы – «Гараж» Э. Рязанова и др.

—  национальные особенности народа придают культуре своеобразие. «Дух народа» или его менталитет очевиден в языке, литературе, танцах, песнях, одежде, нравах.

  Каждый народ имеет свои обычаи, традиции. Русский народ видит в государстве не просто институт власти, а заступника и гаранта социальной защиты и справедливости.

—  влияние выдающейся личности на развитие культуры

—  преемственность – активное влияние прошлого на ее настоящее

—  диалог культур

  Влияние на культуру Древней Руси Византии, французских просветителей XVIII века. Большую роль в истории сыграл Петр I, распахнувший «окно в Европу»

  Примером удачного соединения культур является Япония, где сочетаются национальные ценности и ценности западной культуры.

  Вывод: Таким образом, культура, как социальный организм, развивается под влиянием различных факторов.

 

Культура очень неоднозначное явление. Она являет из себя

многообразие форм и видов. И сейчас мы должны разобраться в этом многообразии. Прошу на основании изучения следующих слайдов составить опорный конспект по теме: «Виды и типы культуры»

Слайды 13-21

 

 

3. Закрепление материала.

1. Выполнить тестовое задание (время выполнения 3 минуты) (Приложение № 1).

 Самопроверка тестов. (Поменялись работами. Проверяем задание. Результаты.Итоги. Вопросы). Слайд 22

 

 

Можно использовать вопросы для устного закрепления материала.

2.   Кто, по- вашему мнению, является более нужным для культуры — знаменитый физик, работающий над усовершенствованием атомной бомбы, или никому не известная деревенская старуха, знающая все травы, все рецепты лекарств и снадобий, все народные приметы и старинные песни и обучающая этому своих детей и внуков?

3.   Для  демонстрации достижения цели определить роль  и место человека в мире культуры, дать ответ на вопрос о двух философских точках зрения к вопросам культуры.

 

 

3.   Домашнее задание. (На экране Слайд 22)

Подготовить сообщение об одном из видов или типов культуры.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

 

Тестовые задания для проверки усвоения материала

в процессе закрепления.

1. Культура – это:

а) вид активности, направленный на преобразование человеком себя и общества

б) проникновение в деятельность одних народов элементов деятельности других

в) совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя

2. К какому виду культуры относится:

а) эстрадная песня «Черный кот»

б) балет «Лебединое озеро»

в) сказки, анекдоты

 

3. Соответствие между факторами общественного характера, и их воздействием на культуру:

1) диалог культур                            

2) политический фактор

3) экономический фактор

а) подъемы и спады экономики воздействуют на культуру

б) обусловливает степень свободы в культуре

в) взаимодействие и взаимообогащение культур

4. К какому виду культуры относится:

а) классическая музыка

б) легенды

в) кинофильм «Бриллиантовая рука»

5 Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:

а) элитарной                б) народной                     в) массовой            г) духовной

6. Какая черта характеризует исключительно элитарную культуру:

а) связь с творчеством                           б) сложность и противоречивость       

в) общедоступность                               г) высокий уровень коммерциализации

 

Эталон ответов

 

1. в

2. а) массовая, б) элитарная, в) народная

3. 1)-в, 2)-б, 3)-а

4. а) элитарная, б) народная, в) массовая

5. б

6. б

 
 
 

 Литература.

  1.     Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие для СПО/П.С. Гуревич – 4-е издание. – М.:  Кнорус, 2018

2.      Швейцер А. Культура и этика, М., 1993 г.

3.      Волков Г.Н. Три лика культуры, м., 1986 г.

4.        http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/5.htm

5.        http://philosophica.ru/shpargalka/08.htm

6.        http://www.studfiles.ru/preview/5183336/

7.     http://www.xliby.ru/filosofija/filosofija_konspekt_lekcii/p61.php

×
×