Автор: Одновал Ирина Дмитриевна
Слайд 1 Как активизировать заинтересованность учащихся
на уроках немецкого языка – второго иностранного языка
(методы, формы, приемы, тренировочные упражнения)
Первым иностранным языком в школах чаще всего выступает английский язык, который прочно закрепил за собой статус основного языка международного общения. Он присутствует во всех сферах жизнедеятельности: в политике, бизнесе, спорте, науке, культуре.
Слайд 2 Однако влияние немецкого языка в Европе и мире неоспоримо. Германия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Люксембург, Бельгия имеют его в качестве официального языка или одного из них. Немецкоязычные диаспоры проживают по всему миру. Немецкий язык – один из официальных языков Евросоюза и других международных организаций, а также третий по использованию в Интернете. Поэтому владение немецким языком, как и английским, является большим преимуществом.
Слайд 3 К наиболее эффективным методам изучения ИЯ относятся метод проектов, метод кейсов, метод сотрудничества, интерактивный метод, коммуникативный метод, игровой метод, метод интегрированного сотрудничества, ИКТ. Использование данных методов на занятии позволяет в полной мере реализовать когнитивно-коммуникативную методику, которая является превалирующей в обучении второму ИЯ и предполагает его осознанное изучение на основе опыта изучения первого ИЯ.
Слайд 4 Основными формами организации деятельности учащихся, которые способствуют успешному усвоению немецкого языка как второго ИЯ, как и любого ИЯ в целом, являются фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная. Каждая из форм имеет свои специфические черты, и их чередование на уроке приведет к достижению поставленной цели и выполнению обозначенных задач, а также положительно повлияет на взаимоотношения не только между учителем и учащимися, но и между самими учащимися.
Слайд 5 Приемы работы на уроках немецкого языка как второго ИЯ разнообразны и используются в зависимости от поставленных целей и задач. К некоторым известным эффективным методическим приемам относятся «Корзина идей», «Написание синквейна», «Составление кластера», «Пометки на полях», «Учебный мозговой штурм», «Написание эссе». Использование различных приемов поможет педагогу активизировать деятельность учащихся и стимулировать их учебный интерес.
Слайд 6 Изучающий 2 ИЯ учащийся, несомненно, будет их сравнивать, поэтому некоторые лексические и грамматические задания по немецкому языку как второму ИЯ могут быть основаны на уже имеющемся опыте изучения первого ИЯ, что вызовет интерес у учащихся.
Примерные задания на усвоение лексики
1. В области лексики можно найти более 600 похожих слов. Zuordnen Sie (Соотнесите):
Beispiel 1: Monatsnamen
Englisch: January February March April May June etc.
Deutsch: Januar Februar Marz April Mai Juni etc.
Beispiel 2: Wochentage
Englisch: Monday Tuesday Wednesday Thursday Friday Saturday Sunday
Deutsch: Montag Dienstag Mittwoch Donnerstag Freitag Samstag Sonntag.
Слайд 7 Принцип образования сложных слов одинаков. Bilden Sie aus den vorgeschlagenen Wörtern die entsprechenden deutschen Wörtern und finden Sie ihre Entsprechungen in der englischen Sprache (Образуйте из предложенных слов соответствующие немецкие и найдите их эквиваленты в английском языке):
Englisch WEEKEND CLASSROOM FOOTBALL SWIMMPOOL SCHOOLBOOK COFFEEBREAK |
Deutsch der Fuß- pause das Schul- raum die Kaffee — ende das Schwimm- buch der Klassen- bad das Wochen- ball |
Слайд 8 Примерное задание на развитие навыков говорения
Ordnen Sie die englischen Fragen nach dem deutschen Interview (Расположите английские вопросы в порядке появления в интервью):
What colour is your hair? What’s your surname? Were you born in 1982?
What colour are your eyes? What’s your e-mail address?
Where are you from? What’s your job? Hello, what’s your name?
What are your hobbies? How old are you?
Слайд 9 Примерное задание на развитие грамматических навыков
Zuordnen Sie die Fragewörter (Соотнесите вопросительные слова):
Wer? |
How much? |
Was? |
How many? |
Wie? |
How long? |
Wie alt? |
Where? |
Wie viel? |
Who? |
Wie viele? |
How? |
Wie lange? |
When? |
Wo? |
How old? |
Wann? |
What? |
Слайд 10 Введение второго иностранного языка неизбежно ведет к увеличению нагрузки и проблеме интерференции всех трех языков, однако при правильной методике изучение немецкого языка как второго иностранного дает учащемуся преимущество в виде увеличения лингвистического опыта, что положительно влияет на усвоение первого иностранного языка и понимание системы языка в целом.
Слайд 11 Спасибо за внимание! Danke für die Aufmerksamkeit!