Исследовательская активность ребенка

Автор: Соловьева Людмила Викторовна

«Исследовательская активность ребенка»

эссе Соловьевой Л.В., воспитателя высшей квалификационной категории

 

«В каждом маленьком ребенке 

И мальчишке и девчонке …

… Он всегда куда-то мчится 

Он ужасно огорчиться, 

Если что — нибудь на свете 

Вдруг случится без него!»

О чем это я? Ах, да! Каждый ребенок радует, умиляет, восхищает, а иногда раздражает, шокирует, возмущает нас (взрослых) своей активностью. Активность ребенка проявляется в различных видах его деятельности. И чем бы ребенок не занимался он взаимодействует с окружающим миром, т.е. проявляет свою исследовательскую активность.

Рассматривая тему «Исследовательская активность ребенка» педагоги дошкольных учреждений сталкиваются с различными проблемами. Остановимся на них подробнее.

Первая проблема-само понимание «исследовательской активности» и недостаточная разработанность этой темы в плане развития ребенка-дошкольника. Понятие «исследовательская активность» и формы ее проявления раскрыты в трудах многих педагогов и психологов. С одной стороны  исследовательская активность проявляется как исследовательское поведение (И.П. Павлов, С.М. Бондаренко, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков) — врожденные потребности в информации, с другой — как исследовательская деятельность ( П.Я. Гальперин, В.И. Слободчиков, А.С. Обухов) — совокупность действий, направленных на поиск решений неизвестного, с третьей стороны исследовательская активность рассматривается как личностные свойства человека (Н.В. Каргина, Н.Б. Шумакова) — любознательность, связанная с волей, инициативностью, самостоятельностью и саморазвитием. Уверенно соглашусь со всеми рассматриваемыми точками зрения, но… В моем понимании исследовательская активность как поведение проявляется у детей с рождения, к дошкольному возрасту к ней присоединяется деятельность, а ближе к школьному возрасту исследовательская активность перерастает в свойство личности.

Вторая проблема в развитии исследовательской активности — развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей, склонностей и способностей и коррекции недостатков их развития (О.А.Карабанова, О.Р. Радионова и др.).  На практике же воспитатели пытаются разрешить  противоречие, которое существует между теоретическими концепциями развивающей предметной среды и реальными возможностями ДОО. Учитывая то, что моделирование РППС продолжается, мы не можем говорить о полноценном формировании исследовательской активности ребенка. 

Третья проблема в развитии исследовательской активности ребенка — необходимость освоения педагогами новых видов деятельности, основанных на принципах деятельностного подхода и знание современных образовательных технологий. Главными инструментами развития исследовательской активности выступают  технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности (А.И.Савенков), личностно-ориентированные и игровые технологии, чаще всего фрагментарно применяемые в дошкольных учреждениях. 

Говоря о развитии исследовательской активности дошкольников можно затронуть и другие немало важные вопросы: безопасность детских исследований, роль исследовательской активности в развитии ребенка и многие другие. Но бесспорным остается то, что готовность и способность ребенка исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью, что исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей, в их адаптации в нашем быстро меняющемся информационном мире.

 

×
×