Валеология

Автор: Саплина Евгения Игоревна

Валеология и воспитание

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека была актуальна во все времена. Человек всегда стремился быть здоровым, красивым, физически развитым, так как эти факторы способствовали жизненному успеху и самореализации. Например, уже в Древней Греции была создана эффективная система физического воспитания детей, подростков и молодежи, которая была основой всестороннего культурного развития подрастающего поколения, приобщения его к традициям государства.

В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников является особенно актуальной, так как по данным Министерства образования за 2016 год выявлены значительные нарушения состояния здоровья школьников. В соответствии с этими данными 60 – 70 % учащихся имеют проблемы со зрением, 30 % — иные хронические заболевания, около 60 % имеют нарушение осанки. В 2022 году Министерство просвещения также планирует провести мониторинг здоровья школьников, целью которого является оценка состояния здоровья школьников и условий, оказывающих влияние на состояние здоровья, а также совершенствование образовательного процесса с применением здоровьесберегающих технологий.

Введение и развитие валеологического образования в начальной школе, которое включает в себя формирование знаний и умений учащихся в области здоровьесбережения, а также ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, диктуется потребностями современного общества, которое заинтересовано в воспитании здорового поколения, способного к саморазвитию и самореализации в условиях социума.

Здоровье как ценность определяет человеческие возможности, способности и деятельность. Здоровье – важнейший компонент счастья для человека. Здоровье является основой нормального анатомо-физиологического, психосоциального и индивидуально-личностного развития ребенка. Воспитание здорового ребенка с древнейших времен является важнейшей составляющей семейного благополучия и процветания общества в целом.

 

В настоящее время школа обладает достаточным потенциалом для того, чтобы изменить к лучшему состояние здоровья подрастающего поколения. Для этого работу по формированию у детей валеологических представлений и понятий надо начинать с первого класса и развивать на всех этапах школьного обучения.

В целях формирования валеологических представлений младших школьников мы провели исследование, в рамках которого была разработана и апробирована система уроков, направленных на развитие основных понятий младших школьников о компонентах здорового образа жизни. В начале исследования мы выдвинули гипотезу, что использование активных форм и средств здоровьесберегающей деятельности способствует развитию валеологических представлений младших школьников. В качестве активной формы мы разработали систему уроков здоровья, в рамках которых были использованы разнообразные средства, прививающие младшим школьникам любовь к здоровому образу жизни.

Исследование было проведено на базе Православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского города Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 20 учащихся 2 класса.

Исследование осуществлялось в форме педагогического эксперимента. Эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В процессе нашего исследования констатирующий эксперимент проводился для определения наличия и уровня знаний младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни. Эксперимент осуществлялся в целях констатации уровня сформированности валеологических представлений и понятий у младших школьников.

Для констатации уровня сформированности у учащихся валеологических представлений мы разработали систему заданий в форме анкет. Анкетирование проводилось для определения уровня знаний учащихся об основных компонентах здорового образа жизни: о правильном питании, физкультуре и спорте, закаливании. Всего было разработано три анкеты в соответствии с указанными компонентами здорового образа жизни.

В соответствии с указанными анкетами знания о правильном питании у 75 % учащихся были сформированы на среднем уровне на начало эксперимента, низкий уровень отмечен у 1 учащегося. Особо хочется отметить, что по результатам анкетирования у 55 % испытуемых мотивация и ценностное отношение к физкультуре и спорту сформировано на высоком уровне уже в начале эксперимента, низкий уровень не отмечен. В ходе беседы выявлено, что большинство учащихся занимается в спортивных секциях.  85 % учащихся 2 класса имеют высокий и средний уровень сформированности валеологических представлений и понятий в сфере закаливания организма, но также 15 % имеют низкий уровень.

По результатам констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что в экспериментальном классе необходимо провести формирующий эксперимент (систему уроков) с целью развития знаний младших школьников об основных компонентах здорового образа жизни и повышения мотивации укрепления здоровья и улучшения физических возможностей организма.

В нашем исследовании мы формировали представления и понятия валеологической направленности и на этой основе вырабатывали ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни как основным понятиям валеологии.

Для целенаправленного и систематического формирования и развития этих ценностей мы разработали систему уроков валеологической направленности. Система уроков состояла из 3 этапов. Каждый этап состоял из одного урока, направленного на изучение конкретного компонента здорового образа жизни. Первый урок направлен на формирование и развитие представлений о правильном питании. Второй урок включает знаниевый и ценностный компоненты формирования понятия о физкультуре и спорте. Третий урок содержит в себе информацию об основных компонентах и способах закаливания, этапах и правилах его выполнения. Все три этапа, каждый из которых ориентирован на один из компонентов здорового образа жизни, интегрированы в единый комплекс или систему уроков, направленных на формирование понятий и воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

В рамках формирующего эксперимента были реализованы психолого-педагогические условия в форме совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на формирование валеологических представлений и понятий и развитие практических умений и навыков здоровьесберегающей деятельности.

Завершает исследование контрольный эксперимент, который был проведен в целях определения эффективности проведенной системы уроков.

Для определения изменений, произошедших в личности испытуемых, были применены анкеты, которые использовались на начальном (констатирующем) этапе эксперимента. Анкетирование было проведено с целью получения данных о том, повлияла ли разработанная и апробированная система уроков на формирование у младших школьников основных представлений и понятий о компонентах здорового образа жизни (валеологических представлений).

По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента, состоящего из системы уроков здоровья, показатели сформированности валеологических представлений и понятий у младших школьников экспериментального класса значительно улучшились. Низкий уровень формируемых представлений не зарегистрирован. Высокий уровень показывают от 60% до 75% испытуемых в зависимости от конкретных понятий.

То есть если говорить простыми словами, то после проведения уроков здоровья дети стали лучше понимать, что такое здоровый образ жизни, у них начало формироваться понимание ценности здоровья и условий его приумножения, повысился уровень знаний о питании, физической культуре и закаливании.

Гипотеза нашла свое подтверждение, т.к. мы доказали, что при применении активных форм и средств здоровьесберегающей деятельности, у младших школьников эффективно развиваются, т.е. углубляются и расширяются основные валеологические представления, составляющие комплексное понятие здорового образа жизни.

Список литературы

1.      Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие [Текст] / Ю.Е.Амосова, Н.М.  Амосов– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 119с.

2.      Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2015. — № 3. — 211с.

3.      Баль, Л.В., Барканова, С.В. Здоровьесберегающая педагогика [Текст] / Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Владос, 2013. – 190с.

4.      Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. — 312с.

 

 

 

 

 

 

×
×