Автор: Пермякова Алена Николаевна
Методическая разработка
«Нейроигры и упражнения в физическом развитии дошкольников»Сегодня все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и т.д.). Помочь в коррекции такого поведения могут нейропсихологические упражнения для детей. Что это такое, как их выполнять?
ЧТО ЭТО ЗА УПРАЖНЕНИЯ?
Нейропсихология – это сравнительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии. Предмет нейропсихологии – исследование связей между работой мозга и происходящими психическими процессами. Исследуются в основном процессы, протекающие с нарушениями по причине заболеваний или травм.
Соответственно, нейропсихологическая гимнастика – это специальные комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения.
Такие комплексы показаны детям при следующих проблемах:
сниженный или повышенный мышечный тонус;
частые заболевания;
ребенок до года не ползал;
ходил с опорой на пальчики;
поздно начал говорить;
имеет в анамнезе ЗПР, ЗПРР, СДВГ или подобные диагнозы;
раздражителен, вспыльчив, конфликтен;
гиперактивен (или очень медлителен);
плохо понимает речь взрослых, обращенную к нему;
с трудом сравнивает, обобщает, запоминает;
имеет проблемы с мелкой моторикой;
не может высидеть на месте 15 минут;
рассеян, невнимателен;
не доводит начатое до конца;
отвлекается, не может надолго сосредоточиться;
не может переключиться с неверного способа выполнения поставленной задачи на верный;
подолгу просиживает за домашним заданием;
неловок и неуклюж.
КАК ОНИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
В общем смысле нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.
Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие
Задачи:
1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять свое движение)
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног
4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»