Автор: Кравченко Наталья Юрьевна
Доклад
«Познавательное развитие дошкольников посредством информационно — игровой технологии»
Кравченко Наталья Юрьевна
воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Большая Глушица
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего мира. Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования, предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей.
В настоящее время в связи с проникновением в жизнь информационных технологий происходит вытеснение познавательного интереса к окружающему миру. Поскольку даже дошкольники могут получить готовую информацию в Интернете.
С целью формирования познавательной активности воспитанников я использую информационно — игровую технологию. Автор данной технологии доктор педагогических наук, профессор Наталья Васильевна Гавриш. Использование данной технологии обеспечивает высокую познавательную активность воспитанников, стимулирует любознательность. помогает формировать системные знания о мире, развивает внимание, память, мышление, связную речь.
Данная технология является инновационной. В ее основе лежат концепции развивающего обучения Л.С. Выготского, О. Леонтьева, деятельностного подхода В. Давыдова, Д. Эльконина. Обучение проходит в игре. Благодаря этому дети учатся, не обучаясь, самостоятельно открывая горизонты своих знаний. Включение детей в занимательную деятельность формирует способность творчески, нешаблонно мыслить, самостоятельно пополнять свои знания, активизировать уже имеющиеся знания и жизненный опыт.
Основным средством технологии являются корректурные таблицы. Использование наглядности делает процесс обучения более эффективным.
Корректурная таблица дает возможность корректировать восприятие объектов и явлений окружающего мира. Каждый раз их можно рассмотреть в новом ракурсе, под другим углом зрения, обратить внимание на их характерные особенности.
Корректурные таблицы – это информационно-игровое поле с разным количеством клеток, заполненными предметными картинками, геометрическими фигурами и незаполненные.
Таблицы бывают демонстрационные и раздаточные. Демонстрационные таблицы использую в начале недели. Выявляю знания детей по изучаемой теме и планирую дальнейшую работу. А в конце тематической недели таблицы помогают выяснить, как усвоили материал. В начале занятия демонстрационные таблицы являются средством мотивации деятельности, актуализации знаний детей. В основной части занятия для закрепления, расширения представлений дети работают с раздаточными таблицами. Освоив принцип работы с ними, дети уже самостоятельно выполняют различные задания. Каждую клеточку таблицы нумерую и подписываю. Это расширяет развивающие возможности таблиц. Дети самопроизвольно запоминают цифры и образ печатного слова.
В свободное от занятий время дети играют в игры — соревнования, «Чья команда больше назовет признаков, действий предметов», « Чья команда быстрее отгадает?», во время которых у них формируется целеустремлённость, инициативность, умение работать в команде. Такие игры приносят огромное эмоциональное удовольствие игрокам.
С корректурными таблицами воспитанники работают по – разному. Работая с готовой таблицей, слушают задание, ищут и называют ответ, отмечают фишками, а потом объясняют свой выбор. У детей развивается слуховое восприятие, умение рассматривать таблицы. Часто даю задания с незаполненной таблицей и набором картинок к ней.
И тогда дети заполняют ячейки в соответствии с заданиями и объясняют полученный результат. Например: игра «Выложи по образцу». Дети запоминают образец. Образец убирается. Дети выкладывают предметы, фигуры. Время запоминания постепенно уменьшается. Можно с этой таблицей выполнять графический диктант.
Использую в работе напольную таблицу. У детей закрепляется ориентировка в пространстве и относительно своего тела.
Корректурные таблицы являются универсальным пособием. Использую их на занятиях по разным образовательным областям. Это дает возможность детям актуализировать знания, связанные с темой. Согласно тематическому плану сначала планирую игры, а потом составляю таблицу.
Работая по теме «Дикие животные», составила вот такую таблицу.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте в игре «Найди слова» дети учились называть слова, начинающиеся с определенного звука (с — синица, з – заяц), делить слова на слоги (ли-са, бер-ло-га, но-ра).
На занятиях по ФЭМП, используя игру «Кто быстрей найдет», дети упражнялись в умении называть пространственные характеристики. Предлагала задания: Кто находится между синицей и медведем? Под дятлом? Над курицей? и др. Дети считали зверей, птиц, ориентировались на плоскости, это развивало внимание, память, речевые навыки.
На занятиях по развитию речи, играя в игру «Назови ласково», учились образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (зайчик, хвостик). С помощью игры «Какой? Какая?» согласовывали существительные с прилагательными Н-р: Волк какой? — злой, голодный, серый, большой, лохматый и др. Дети упражнялись в умении образовывать глаголы с помощью разных приставок — убежала, прибежала, отбежала.
Эта технология похожа на калейдоскоп. В калейдоскопе повернешь трубу, появляется новый узор. Так и с помощью корректурных таблиц, выполняя многочисленные игровые задания, упражнения, дети учатся выделять существенные признаки предметов и явлений, становятся активными, любознательными, задают вопросы, интересуются окружающим, смело высказывают суждения.
Таким образом, информационно — игровая технология способствует повышению уровня познавательной активности воспитанников. Выбранная технология достаточно эффективна. Ее можно использовать во всех группах детского сада, начиная с любого возраста. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам и количество клеток. А еще она способствует развитию креативности не только у детей, но и у педагогов, потому что каждый может придумать разнообразные интеллектуальные игры.