«Познавательное развитие дошкольников посредством информационно — игровой технологии»

Автор: Кравченко Наталья Юрьевна

Доклад

«Познавательное развитие дошкольников посредством информационно — игровой технологии» 

Кравченко Наталья Юрьевна

воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Большая Глушица

 

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего мира. Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования, предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности».  Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей.

В настоящее время в связи с проникновением в жизнь информационных технологий происходит вытеснение  познавательного интереса к окружающему миру. Поскольку даже дошкольники могут  получить готовую информацию в Интернете.

С целью формирования познавательной активности воспитанников я использую  информационно —  игровую технологию. Автор данной технологии  доктор педагогических наук, профессор  Наталья Васильевна Гавриш.   Использование данной технологии обеспечивает высокую познавательную активность воспитанников, стимулирует любознательность. помогает формировать системные знания о мире, развивает внимание, память, мышление, связную речь.

Данная  технология  является инновационной. В ее  основе лежат концепции развивающего обучения Л.С. Выготского,  О. Леонтьева, деятельностного подхода В. Давыдова, Д. Эльконина. Обучение проходит в игре. Благодаря этому  дети учатся,  не обучаясь,  самостоятельно открывая  горизонты своих знаний.   Включение детей в занимательную деятельность формирует способность творчески, нешаблонно мыслить, самостоятельно пополнять свои знания, активизировать уже имеющиеся знания и жизненный опыт.

Основным средством технологии являются корректурные таблицы. Использование наглядности  делает процесс обучения  более эффективным.

Корректурная таблица дает возможность корректировать  восприятие объектов и явлений окружающего мира. Каждый раз их можно рассмотреть в новом ракурсе, под другим углом зрения, обратить внимание на их характерные особенности.

Корректурные таблицы – это информационно-игровое поле с разным количеством клеток, заполненными предметными картинками, геометрическими фигурами и незаполненные.

 

 

Таблицы бывают демонстрационные и раздаточные. Демонстрационные таблицы  использую в начале   недели.   Выявляю  знания детей по изучаемой  теме и  планирую дальнейшую работу. А  в  конце тематической недели таблицы помогают выяснить, как усвоили материал. В  начале занятия демонстрационные таблицы являются средством  мотивации  деятельности, актуализации знаний детей. В основной части занятия для  закрепления, расширения представлений дети работают с  раздаточными  таблицами. Освоив принцип работы с ними, дети уже самостоятельно выполняют различные задания. Каждую клеточку таблицы нумерую и подписываю. Это расширяет развивающие возможности таблиц. Дети  самопроизвольно запоминают цифры и образ печатного слова.

В свободное от занятий время дети играют в игры — соревнования, «Чья команда больше назовет признаков, действий предметов», « Чья команда  быстрее отгадает?», во время которых у них формируется целеустремлённость, инициативность, умение работать в команде.  Такие игры приносят огромное эмоциональное удовольствие игрокам.                                     

С корректурными таблицами воспитанники работают по – разному. Работая с готовой таблицей, слушают задание, ищут и называют  ответ, отмечают фишками, а потом объясняют свой выбор. У детей развивается слуховое восприятие, умение рассматривать таблицы.        Часто  даю задания  с незаполненной таблицей и набором картинок к ней.

И тогда дети заполняют  ячейки в соответствии с  заданиями и объясняют полученный результат.                                                                                                   Например: игра «Выложи по образцу». Дети запоминают образец. Образец убирается. Дети выкладывают предметы, фигуры. Время запоминания постепенно уменьшается. Можно с этой таблицей выполнять графический диктант.

Использую в работе напольную таблицу. У детей закрепляется ориентировка в пространстве и относительно своего тела.

Корректурные таблицы являются  универсальным пособием.                           Использую их  на занятиях по  разным образовательным областям. Это дает возможность детям  актуализировать  знания, связанные  с темой.                             Согласно тематическому плану сначала планирую игры, а потом  составляю таблицу.

Работая по теме «Дикие животные», составила вот такую таблицу.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте в игре  «Найди слова» дети учились  называть слова, начинающиеся с  определенного звука (с — синица, з – заяц), делить слова на слоги (ли-са, бер-ло-га, но-ра). 

На занятиях по ФЭМП, используя игру   «Кто быстрей найдет», дети упражнялись в умении называть пространственные характеристики.       Предлагала задания: Кто находится между синицей и медведем? Под дятлом? Над курицей?  и др.  Дети считали зверей, птиц,  ориентировались  на плоскости, это развивало внимание, память, речевые навыки.

 На занятиях по развитию речи, играя в игру «Назови ласково», учились  образовывать  существительные с уменьшительно-ласкательным значением (зайчик, хвостик). С помощью игры «Какой? Какая?»  согласовывали существительные с прилагательными Н-р:  Волк какой? — злой, голодный, серый, большой, лохматый и др.                                                                                                         Дети упражнялись в умении образовывать  глаголы с помощью  разных приставок убежала, прибежала, отбежала.

Эта технология похожа на калейдоскоп. В калейдоскопе  повернешь трубу, появляется новый узор. Так и с помощью корректурных таблиц, выполняя многочисленные игровые задания, упражнения, дети учатся выделять существенные признаки предметов и явлений, становятся  активными, любознательными, задают вопросы, интересуются окружающим, смело высказывают суждения.        

Таким образом, информационно — игровая технология способствует повышению  уровня познавательной активности воспитанников.  Выбранная технология  достаточно  эффективна. Ее можно использовать во всех группах детского сада, начиная с любого  возраста. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам и  количество клеток. А еще она способствует  развитию  креативности  не только  у детей, но и у педагогов, потому что  каждый  может придумать разнообразные  интеллектуальные игры.

 

 

×
×