Опыт работы по адаптации детей с ОВЗ

Автор: Тертычная Татьяна Владимировна

Тертычная Татьяна Владимировна

Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждение детский сад общеразвивающего вида № 25 г. Узловая

 

Опыт работы по адаптации детей с ОВЗ

Хочу поделиться с коллегами личным опытом по адаптации старших дошкольников с ОВЗ.

Своих детей я веду с 1 младшей группы. До подготовительной группы мы шли единым коллективом. С первых дней я учила детей мирно сосуществовать вместе, дружно играть, не ссориться, выполнять совместные действия. Нам удалось создать в группе дружеские отношения, объединить детей и родителей. В начале этого учебного года к нам, уже в подготовительную группу поступили два мальчика с ОВЗ. Оба выпустились из других подготовительных групп, и остались, так сказать, на «второй год». У обоих ребят — ЗПР, но вели они себя абсолютно по-разному. Объединяло их одно-очень странное поведение, которое по-началу вызывало недоумение и смех у детей моей группы. Я знала, что один из мальчиков — Богдан, живёт в своём замкнутом пространстве, к детям и взрослым не подходит, на занятиях не может выполнить никакие действия, безвольный. Второй — Влад, в другой группе вёл себя агрессивно, кидался на детей, жестоко дрался, всячески мешал на занятиях, кричал, ломал игрушки, предметы мебели…Такими они и пришли в нашу группу. Когда я узнала о поступлении этих ребят в мою группу, я очень разволновалась, так как опыта работы с детьми с ОВЗ у меня не было. Я понимала, что если ребёнку с ограниченными возможностями здоровья не обеспечить необходимой социальной адаптации, он может остаться пассивным, неуверенным, зависимым от других людей на всю жизнь. Обратившись к литературе и интернет-источникам (приводится в конце статьи) сделала вывод, что доверие к социуму может быть сформировано только при тесном взаимодействии педагогов группы, специалистов, родителей. Также  важнейшим фактором является толерантное,терпимое, доброжелательное отношение детей. Перед поступлением детей с ОВЗ я собрала своих ребят и объяснила им, что к нам придут мальчики, которым очень нужна наша помощь, что не нужно смеяться, если они что-то делают неправильно или странно, не стоит обижаться на них, что с ними нужно разговаривать, стараться помочь…Нужно сказать, что часть детей сразу восприняли эту информацию и взяли «шефство» над «новенькими». Другим пришлось преодолевать презрительность, брезгливость, гнев. Достаточно сложно проявлять понимание, когда твою любимую машинку разбивают на твоих глазах или кричат тебе в ухо, причём явно ждут твоей реакции. Я очень внимательно следила за ситуацией. Несколько раз проводила беседы и проигрывала ситуации со своими детьми, когда Влад и Богдан были на занятиях у специалистов. Их самих не выделяла, предъявляла к ним требования как ко всем остальным. Так же проводила с ними беседы, объясняла, как себя вести с ребятами, привлекала к совместной деятельности. проводила индивидуальную работу, беседовала с родителями. Постепенно поведение мальчиков стало меняться. На сегодняшний день Богдан, хоть и не вышел из своего замкнутого пространства, но стал более открытым, стал заниматься на занятиях, охотно ходит за руку в строю, обращается к детям за помощью. Влад- перестал мешать на занятиях, вообще не проявляет агрессии, даже не отвечает, если по отношению к нему происходит что-то неправильное, участвует в совместных играх, занятиях и деятельности, очень радуется своим достижениям в аппликации, лепке и др. Люди, знавшие этих детей ранее очень удивляются переменам в их поведении. Я горжусь, что нам с ребятами удалось помочь мальчикам стать своими в нашей группе.

 

 

Список литературы:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Приказ от 19 декабря 2014г. №1598.

2.     Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефектного ребёнка\\ Собр.соч.Т.5. – М., 1983.

3.     Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / Е.Р. Баенская. – М., 2009.

4.     Иванова Л. В. К вопросу о социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. В. Иванова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (9). — С. 60–63. — ISSN 2412-0529.

5.     Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ

×
×