Автор: Иванова Татьяна Галимжановна
Конспект подгруппового логопедического занятия
по лексической теме:
«ИГРУШКИ».
Составила:
учитель-логопед
Иванова Т.Г.
г. Благодарный
2022 г.
Лексическая тема «Игрушки».
Цели: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки». Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы, из которых они сделаны. Уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, кубики, машина, мяч, пирамидка; играть, беречь, ломать, починить, поднимать настроение, подарить; деревянные, металлическая, соломенная, плюшевый, железное, резиновый).
Коррекционно-развивающие задачи: развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, общей моторики и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, ИКТ-оборудование, разрезные картинки, массажные мячики, зеркала.
Предварительная работа: проведение игр «Вопрос-ответ» и «Что пропало?», разучивание упражнения «Мячик», беседа, просмотр картинок, рассматривание игрушек.
Речевой материал: названия игрушек, слова-признаки, относительные прилагательные, глаголы, обозначающие действия с игрушками.
Используемые технологии (методы):
· развивающего обучения,
· коррекционного обучения,
· игровые технологии,
· дифференцированного подхода,
· индивидуального подхода,
· здоровьесберегающие.
Методы и приемы обучения.
Игровые приемы:
-выполнение логопедом различных игровых приемов:
-создание игровой ситуации,
-воображаемая ситуация,
-дидактические игры.
-Словесные методы и приемы:
-рассказ педагога,
-беседа,
-вопросы поискового характера.
Практические:
-тактильно – двигательные упражнения.
План занятия:
1.Организационный момент.
2. Психологический настрой
3. Сообщение темы занятия.
4. Основная часть:
— артикуляционная гимнастика,
— зрительная гимнастика,
— игра «Четвертый лишний»,
— речь с движением,
-самомассаж кистей рук,
-игра «Собери картинку».
5. Итог. Рефлексия.
Ход занятия.
1.Организационный момент (Создание эмоционально положительного фона).
Логопед: —Ребята, поприветствуем друг друга улыбкой!
2. Психологический настрой.
Логопед: —Дети, сегодня мы с вами узнаем много нового и вспомним то, что уже знаем. Хотите узнать новое? Для этого нам нужно настроиться. Встанем в круг, возьмемся за руки и громко скажем:
-На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
Логопед: -Проходите, присаживайтесь за столы.
3. Игра «Самый внимательный» (Развитие зрительного внимания и восприятия).
Логопед: —Посмотрите на экран. Из всех картинок, назовите, любимый детский предмет. Ответы детей. Молодцы! Вы были внимательны.
-А скажите, как все эти предметы можно назвать, одним словом.
-Правильно, игрушки.
-Сегодня мы с вами будем продолжать разговор об игрушках.
-Какие еще знаете игрушки?
-А вы знаете, для чего нужны игрушки? Ответы детей.
Логопед: — Отгадайте загадку:
Он резиновый, упругий
Так и просится к нам в руки,
Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Мяч).
Логопед: -Предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру с мячом.
4. Игра с мячом «Какие?» (Образование относительных прилагательных).
Логопед: —Кубики из дерева (какие?)- дети: —деревянные.
Логопед: —Мяч из резины (какой?)-дети: —резиновый.
Логопед: —Медведь из плюша (какой?)-дети: —плюшевый.
Логопед: —Мышь из меха (какая?)-дети: —меховая.
Логопед: —Кукла из соломы (какая?)-дети: —соломенная.
Логопед: —Ведёрко из железа (какое?)-дети: —железное.
Логопед: —Пирамидка из пластмассы (какая?)-дети: —пластмассовая.
Логопед: —Машина из металла (какая?)-дети: —металлическая.
Логопед: — Молодцы! Предлагаю, вам присесть за стол и сделать артикуляционную гимнастику.
5. Артикуляционная гимнастика с использованием планшетов. (Сопряженная гимнастика, развитие артикуляционной и мелкой моторики).
Логопед: — Обратите внимание на осанку.
1. «Вкусное варенье».
2. «Часики».
3. «Качели».
4. «Почистим зубки».
5. «Лошадка».
Логопед: — Молодцы! А теперь давайте выполним зрительную гимнастику. Внимание на экран.
6. Зрительная гимнастика «Самолеты». (Развитие зрительного внимания и восприятия).
Логопед: —Внимательно глазами следим за самолетом, при этом голова неподвижна.
7. Игра «Четвертый лишний». (Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи).
Логопед каждому ребенку раздает индивидуальную картинку с изображением предметов. Надо выбрать лишний и объяснить свой выбор.
Логопед: —Молодцы!
8. Физминутка «У жирафа пятна…». Звучит музыка. (Координация речи с движением). Логопед: —Молодцы! Присаживайтесь за столы.
9. Самомассаж кистей рук. «Су-Джок терапия». (Развитие тактильной чувствительности).
Логопед: —Предлагаю вам поиграть с массажным шариком. Повторяем за мной.
— Вот держи, массажный шарик.
Сейчас мы с ним поиграем.
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу
Раз, два, три, четыре, пять-
Нам пора и отдыхать! (Повторяем 2 раза).
Логопед: —Молодцы! Кисти рук мы размяли и подготовили к следующей игре.
10. Игра «Собери картинку». (Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи, тонкой моторики).
Логопед: —Перед вами разрезанные картинки. Предлагаю вам их собрать. Скажите, какие игрушки у вас получились на картинке? В какую игру можно играть с этой игрушкой? Каждый ребенок отвечает по своей картинке.
11. Рефлексия.
Логопед: -Ребята, все игрушки разные и играть с ними можно по -разному.
Предлагаю вам поделиться со мной впечатлениями и рассказать, что нового и интересного вы узнали? Что запомнилось? Что понравилось? А что было трудным? Ответы детей.
12. Итог. Логопед: -Спасибо вам за приятное занятие, и я хочу вас поблагодарить и наградить медалями.
Литература:
1. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. / Составитель В.В. Волина. — М.: Просвещение. 1991.
2. «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. — Ярославль: «Академия развития». 1998.
3. Нищева Н. В. «Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы (2 год обучения) — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
4. Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях». — М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: ТЦ Сфера, 2004.