Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений

Автор: Колотухина Виктория Павловна

Дошкольное образование — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом дошкольном периоде закладывается основа интеллекта малыша. Вследствие этого работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе.

В системе дошкольного образования математика занимает одно из ведущих мест. И именно математическое мышление позволяет адекватно воспринимать окружающий мир. Математика формирует такие важные качества человека, как умение оценивать происходящие события, развивает логическое мышление, интуицию. Одной из важнейших задач математического развития является формирование познавательных интересов и способностей детей, расширение кругозора личности ребёнка. Формирование элементарных математических представлений способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни.

Каждый дошкольник вырастет, закончит школу, выучится и приобретёт ту или иную профессию, станет специалистом своего дела. Но основу успеха в любом деле, как и в жизни составляет грамотность, и математическая, и финансовая. Чем раньше ребёнок станет финансово грамотным, тем легче он войдёт во взрослый мир.

Финансовая грамотность — не просто фраза, которая включает в себя множество понятий, с которыми необходимо познакомить детей- дошкольников. Формирование финансовой грамотности – это значит дать детям понятия (деньги, товар, услуги, расчёт, банк, кредит, карточки и т. д., обязательно научить пользоваться этими понятиями и осуществлять с ними операции.

Так как экономика и финансы всегда были, есть и будут неотъемлемой частью жизни каждого человека, то начинать финансовое образование необходимо со среднего и старшего дошкольного возраста, через игру и сказку. То есть через то, что является самым близким по роду деятельности детям.

В Центре развития ребенка «Фантастика» мы начинаем знакомить детей с экономическими понятиями с 4-х летнего возраста. Знакомство происходит постепенно на занятиях по «Ознакомлению с окружающим», где дошкольников в игровой форме знакомим и с профессиями взрослых, и с понятием «деньги», постепенно перенося полученную информацию в повседневные дидактические и словесные игры. Например, в сюжетно- ролевой игре «Супермаркет» дети совершают попытки самостоятельной оплаты товаров сначала предметами заместителями, например фигурами, затем появляются игрушечные монеты и купюры. Сначала дети выступают в роли покупателей, а воспитатель в роли продавца. Усвоив определенные знания, роли между игроками меняются, и ребенок становится продавцом.

«Проводником» для знакомства дошкольников со многими экономическими понятиями стал Бобренок — герой мультипликационного фильма «Приключения богатого Бобренка», где дети пытаются помочь разобраться Бобренку в ситуациях выбора.

Знакомство дошкольников с материалом ведется эмоционально, в увлекательной игровой форме. Игровые технологии, применяемые при проведении занятий, дают возможность включиться каждому ребенку в практическую деятельность, направленную на усвоение опыта для рационального поведения в сфере экономических отношений, с усложнением по возрастным особенностям дошкольников по каждому из экономических понятий. Так мной разработана подборка дидактических игр, презентации, тематические беседы в соответствии с возрастом детей. Например, дети подготовительной группы рассуждают над понятием «Наши потребности» в паре с понятием «Деньги» и что нужно для их удовлетворения («деньги»). Знакомятся дошкольники с понятием «Деньги. Монеты», их номинальной стоимостью по возрастанию, работая на планшетных компьютерах уже индивидуально.

И такое усложнение прослеживается по всем запланированным темам.

×
×