«Развитие речи через чтение и театрализацию сказок на уроках обучения грамоте» (из опыта работы)

Автор: Вера Вениаминовна Цыпнятова

Цыпнятова Вера Вениаминовна, учитель начальных классов, МБОУ «СШ №1 г. Вельска», Архангельская область  

Тема: «Развитие речи через чтение и театрализацию

сказок на уроках обучения грамоте» (из опыта работы)

Дети приходят в школу, затрудняются в пересказе сказок. А ведь в азбуке 1 класса от детей требуются знания 15 сказок.  ( «Гуси-лебеди»,  «По щучьему велению», «Теремок», «Репка», «Колобок»,  «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Лисичка-сестричка и серый волк»,  «Маша и медведь», «Лиса и журавль», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Мужик и медведь»,  «Иван – крестьянский сын», «Никита  Кожемяка» )

Со 2 урока дети должны знать сюжет русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению» для того, чтобы составить предложения.

В азбуке предлагаются детям серии картинок (сказка «Репка») и сюжетные картинки ( сказка «Теремок»)

Решить эту проблему помогает работа со сказками, преимущественно с русскими народными сказками, с привлечением элементов театрализации.

Примечательно, что ещё Константин Дмитриевич Ушинский,  говоря об этих «блестящих попытках народной педагогики», называл русские народные сказки наиболее подходящим материалом для воспитания, развития речи детей, так как, народная сказка не только интересует ребёнка, не только составляет превосходное упражнение в самом первоначальном чтении, беспрестанно повторяя слова и обороты,  но чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребёнка со всеми своими народными выражениями.

Рассказывание сказок – важный компонент занятия. На уроке необходимо охватить всех учеников. В этом помогают игрушки кукольного театра ( например, герои сказки «Колобок»  или красочные иллюстрации книги «Лисичка-сестричка и серый волк»)

Дети с удовольствием разыгрывают миниатюрный спектакль на столе, рассказывая то за одного, то за другого героя, передвигая фигурки из бумаги. ( любимая сказка «Теремок»)

В работу над сказкой вплетаются элементы лингвистического анализа. Дети пытаются ответить на вопросы: почему мышку назвали норушкой, лягушку квакушкой; почему колобок покатился, а лягушка прискакала. Не менее интересно для детей творческое дополнение сказки. Возможны разные варианты: рассказать сказку от имени одного из героев, изменить ход сказки, ввести дополнительного героя, продолжить сказку так, чтобы изменился её конец. ( Например,  детям было предложено придумать счастливое окончание сказки «Маша и медведь». Они фантазировали и отображали придуманное на рисунке, затем сделали устное пояснение. Приведу пример, как пояснил свой рисунок один из учеников: «Медведь тосковал по Маше. А она тоже привыкла к нему и полюбила его. Один раз она решила его навестить. Медведь очень обрадовался. Он понял, что дружбой надо дорожить, и сам проводил её обратно. Так они стали   друг  другу в гости ходить. Маша пекла медведю пирожки, а он собирал для неё в лесу ягоды.

Такого рода работа вызывает у детей большой эмоциональный отклик, она способствует развитию фантазии, воображения, побуждает детей к  речевому творчеству.

Важно при этом, чтобы общая стилистика русской народной сказки не была нарушена.

На уроках обучения грамоте при работе со сказкой используются пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Складывание с помощью пальчиков фигурок животных готовит детей эмоционально к постановке кукольного спектакля-сказке. Кроме того, движения пальчиков сопровождаются проговариванием двустишия, что является хорошей разминкой  и для артикуляционного аппарата. ( Например, при работе над сказкой  «Заюшкина избушка» —  Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой)

Артикуляционная гимнастика необходима не только для детей, имеющих дефекты звукопроизношения. Такие упражнения будут полезны всем детям, так как, способствуя развитию артикуляционного аппарата, мускулатуры лица, они ведут к улучшению внешнего качества речи, активизации мимики.

Кроме подобных упражнений практикуется разучивание русских народных скороговорок и чистоговорок.

Например: — «У редьки и репки корень крепкий» —  сказка «Репка»

— « Бежит лиса по шесточку, лизни лиса песочку»  — сказка «Заюшкина избушка»

Роль таких скороговорок также велика, так как они являются не только хорошим упражнением в произношении различных звуков и их сочетаний, но и обогащают словарь, развивают в детях языковое чутьё.

Работая по такому алгоритму, дети приобщаются к русской национальной культуре путём знакомства  с устным народным творчеством, у них формируется устная речь, появляется интерес к русским народным сказкам, развиваются творческие речевые способности.

×
×