ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВНЕНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ ГОРОДА МОСКВЫ «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСРВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ»)

Автор: КУПРИЯНЧИК ЕКАТЕРИНА ВАДИМОВНА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВНЕНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ ГОРОДА МОСКВЫ «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСРВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ»)

ФИО

ВУЗ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы государственных услуг и порядка их предоставления, а также правовое регулирование порядка такого предоставления гражданам-заявителям. Отдельно также отмечается характеристика деятельности ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» в сфере предоставления государственных услуг, оценивается эффективность оказания таких услуг гражданам-заявителям.

Ключевые слова: государственная услуга, многофункциональный центр, принцип одного окна

Annotation. The article discusses the theoretical foundations of public services and the procedure for their provision, as well as the legal regulation of the procedure for such provision to citizens-applicants. Separately, the characteristic of the activities of the State Budgetary Institution of the city of Moscow «Multifunctional centers for the provision of public services of the city of Moscow» in the provision of public services is also noted, the effectiveness of the provision of such services to citizens-applicants is evaluated.

Keywords: public service, multifunctional center, one-stop shop principle

 

В процессе деятельности любой управленческой системы, ее элементы непосредственно взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие необходимо для того, чтобы каждый из элементов этой системы мог эффективно и результативно обеспечивать свою деятельность.

Беря во внимание систему государственного и муниципального управление, как непосредственно управляющую систему, ее элементы также находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом. Так, например, составляющие элементы системы в лице органов власти и управления находятся в постоянном контакте с населением, так как непосредственно выражают их мнение и «транслируют» его через принятие различного рода управленческих решений. Для того, чтобы население могло быть удовлетворено деятельностью этих органов власти и управления, в системе управления существует институт оказания государственных и муниципальных услуг.

Эти услуги оказываются в зависимости от уровня власти и относящимся к ним органам управления. Подобного рода услуги рассчитаны на оказание помощи и поддержки граждан в различных сферах их деятельности, в которых у них могут возникнуть проблемы. Для того, чтобы упростить и ускорить процесс оказания услуг как для одной стороны в лице его субъектов (органов управления), так и для непосредственно получателей (физических и юридических лиц), все большую популярность приобретает электронная система их распространения. Она также диктует свои органы, учреждения, которые занимаются процессами оказания государственных и муниципальных услуг населению.

Содержание государственной услуги тесно связано с пониманием сущности публичной услуги. Соответственно, трактовка государственной услуги взаимозависима от определения услуги публичной.

Термин «публичная услуга» многие ученые ошибочно определяют, как синоним таким определениям, как «социальная услуга», «государственная услуга», «муниципальная услуга» и т.д. В связи с тем, что само определение «услуга» включает в себя большое количество своей разновидности, термин «публичная услуга» трактуется по-иному, как, например, государственная услуга.

Л.К. Терещенко утверждает, что публичные услуги могут оказываться не только государственными органами власти, но и другими негосударственными структурами [7, с. 285].

А.И. Шаститко дает следующее определение публичной услуги: «Частные (индивидуализированные) блага, предоставляемые органами государственной власти и управления гражданам и организациям (физическим и юридическим лицам), как правило, в физической форме услуг, принято называть публичными услугами, оказываемыми государственными органами власти и управления».

Автор подразделяет трактовку «публичная услуга» на два подхода: эмпирический и теоретический:

— В рамках первого подхода публичная услуга предоставляется непосредственно гражданам органами исполнительной власти и соответствующими учреждениями, в компетенцию которых входит осуществление подобного рода деятельности.

— По второму подходу публичная услуга является частными благами, которые ориентируются на защите прав и свобод граждан. Государство, предоставляя такие услуги, трактует их как общественные блага [8, с. 15].

Трактовкой определения «публичная услуга» занимался и российский ученый и исследователь Ю.А. Тихомиров. Под публичной услугой он понимал совершение действий, уполномоченным на это субъектом для удовлетворения потребностей других лиц, на которых эта услуга непосредственно направлена. Он разделял государственные, муниципальные, социальные и частные услуги. Главное различие в них он видел в субъектной части их оказания.

Так, например, он отмечал, что государственные услуги оказываются непосредственно органами государственной власти, тогда как муниципальные только органами местного самоуправления. В связи с тем, что органы местного самоуправления не входят в систему государственного управления, они не могут оказывать перечень государственных услуг.

Д.М. Щекин рассматривает понятие «публичная услуга» в широком и узком смыслах. По его мнению, «публичная услуга» определяется такими системообразующими признаками, которые определяют основную сущность их оказания и предоставления [4, с. 115]. Главной особенностью таких услуг является то, что она несет индивидуальный характер для потребителя, предоставляются добровольно, а субъектами их оказания непосредственно являются социальные институты и учреждения, в компетенцию которых входит осуществление подобного рода деятельности.

Еще одним российским исследователем, который сравнивал понятия «государственная», «общественная» и «публичная» услуга был А.В. Нестеров.

Он относил к государственным услугам бесплатные по закону услуги, оказываемые уполномоченными на то органами власти и управления, в соответствии с действием специализированных стандартов и регламентов.

Таким образом, главное отличие между государственными, общественными и публичными услугами ученый видел в характере и участниках их предоставления. Так, только публичные услуги оказываются на платной основе и только коммерческими организациями, тогда как государственные и общественные формируются на бесплатной основе. Общая черта в их функционировании заключается в том, что и государственные, и общественные, и публичные услуги оказываются в рамках действия определенного регламента, в котором устанавливается объем и характер их оказания.

Оказание публичных государственных услуг – это комплексный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и нужд граждан. В связи с тем, что оказание публичных государственных услуг – это процесс, то как и любой другой процесс он имеет важные составляющие своего функционирования и протекания [5, с. 158]. К одним из таких составляющих относят субъектов, которые являются непосредственными участниками оказания публичных государственных услуг.

Субъекты оказания публичных государственных услуг осуществляют свою деятельность в соответствии с действием в нашей стране основополагающего нормативного акта, положения которого регламентируют функционирование осуществления в РФ государственных и муниципальных услуг — Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В связи с тем, что система управления в нашей стране функционирует на трех уровнях власти, оказание публичных услуг в ней также осуществляется на этих уровнях:

— на федеральном;

— на региональном;

— на местном.

Учитывая, что публичные услуги в системе управления подразделяются на государственные и муниципальные, соответственно, их предоставление осуществляется на всех трех уровня власти. Если муниципальные услуги предоставляются исключительно на местном уровне власти, то государственные услуги осуществляются только на федеральном и региональном уровнях.

В связи с тем, что государственные и муниципальные услуги предоставляются на разных уровнях власти, субъекты их оказания также разнятся.

Так, государственные услуги предоставляются:

— федеральными органами исполнительной власти;

— органами государственных внебюджетных фондов;

— исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

— органами местного самоуправления, осуществляющие переданные им федеральными законами и законами субъектов РФ государственные полномочия [6, с. 98].

Государственные услуги оказываются в том числе и в субъектах РФ, в частности и в г. Москве. Такие услуги предоставляются ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы».

ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» — государственное бюджетное учреждение, осуществляющее полномочия по предоставлению государственных услуг в городе Москве.

Согласно п.5 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», МФЦ представляет собой организацию, которая создана в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, деятельность которой направлена на предоставление перечня государственных и муниципальных услуг, как в бумажном, электронном видах, так и с применением принципа «одного окна» [1].

Принцип «одного окна», который упоминается в данном определении включает в себя особую технологию предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством которой заявитель может в удобной форме подать необходимый перечень документов для предоставления определенной услуги. Данная технологий минимизирует количество подаваемых документов заявителем, а также упрощает характер его обращения.

В связи с тем, что МФЦ оказывают как государственные, так и муниципальные услуги, соответственно они организуют свою деятельность на всех уровнях власти, а значит спектр их компетенций и полномочий является общим.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», МФЦ в рамках своей компетенции может предоставлять следующий спектр услуг.

— государственные услуги;

— муниципальные услуги;

услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг;

— услуги, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание (заказ);

— дополнительные (сопутствующие) услуги и т.д.

В соответствии с действием ст.16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», к основным функциям МФЦ можно отнести:

— прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг. МФЦ принимает и обрабатывает эти запросы, позволяя гражданам быстро и оперативно получить свою услугу;

— предоставление интересов заявителей. МФЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с интересами, желаниями, потребностями, нуждами заявителей, обращающихся в это учреждение;

— предоставление интересов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. МФЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с компетенциями функционирования других таких же учреждений;

информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг. МФЦ оказывает консультационную поддержку гражданам в сфере предоставления им услуг, а также оповещает о статусе их готовности и т.д [2].

ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» оказывает следующие виды государственных услуг заявителям:

— В сфере семьи и детства:

а) регистрация и расторжения брака;

б) регистрация усыновления;

г) истребование документов из иностранного государства и т.д.

— В сфере транспорта:

а) регистрация ТС;

б) выдача ВУ;

в) оплата штрафов и т.д.

— В сфере социальной поддержки:

а) выдача пособий и компенсаций;

б) прием заявлений на получение социальной выплаты;

в) выдача справок и т.д.

— В сфере налогообложения:

а) оплата налогов;

б) выдача выписок и справок;

в) предоставление льгот на имущество и т.д [3].

Исходя из достигнутых показателей оценки эффективности деятельности МФЦ ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» может быть отмечено, что серьезных негативных отклонений ни один из показателей не имеет, что может в целом говорить о достаточном уровне эффективности деятельности Учреждения.

Таким образом, предоставление государственных услуг – это комплексный процесс, включающий в свой состав совокупность мероприятий и механизмов (правовых, организационных, кадровых) по оказанию гражданам-заявителям требуемых государственных услуг в самых различных сферах. Такие услуги предоставляются специализированными учреждениями – МФЦ. В г. Москве такие услуги также предоставляются и призваны тем самым удовлетворять потребности граждан.

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве» // СПС КонсультантПлюс.

3. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС КонсультантПлюс.

4. Бабаева З.К. Понятие и функции государственной и муниципальной услуги // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управления. Право. 2018, с. 113-120.

5. Киселева, А. М. Государственные и муниципальные услуги: учебное пособие / А. М. Киселева. — Омск: ОмГУ, 2018. — 224 с.

6. Костина, С.Н. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг: учеб. пособие / С.Н. Костина, Г.А. Банных, Л.И. Воронина; [под общ. ред. С.Н. Костиной]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 123 с.

7. Новикова, И.Ю. Обзор методик оценки качества государственных услуг // Вестник научных конференций. 2019, с.285-287.

8. Фаттахов И.Э. Теоретические подходы к сущности публичного управления государственными услугами в современных условиях // Казанский экономический вестник. 2019, с.14-17.

×
×