Мастер — класс «Пение в хоре как средство воспитания в православных традициях»

Автор: Черныш Валентина Александровна

Мастер класс  преподавателя Черныш Валентины Александровны.

 

«Пение в хоре как средство воспитания в православных традициях».

 

Вступительное слово

 

Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возращение к ее традиционным основам, в том числе и религиозно-духовным. Это явление не случайно  и вызвано многими причинами, в частности тревожной социо-культурной ситуацией  сегодняшнего дня. Восстанавливаются храмы, возрождаются традиции церковного пения,  духовная музыка вводится в школу.

 

Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий,  и не только потому, что это красивая музыка —  в ней скрыты глубокие  национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

Понятие «Духовность» предполагает наличие высшей красоты, гармонии как категорий эстетических и нравственности как категории этической. Можно сказать, что «духовность» выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой предполагается связь человека с Высшим Началом (Абсолютом, Идеалом), Истиной, Вечностью через творчество, через проявление таланта человека.

Произведения, отмеченные печатью духовности, могут быть и светскими по содержанию. Но в религиозных произведениях духовность присутствует в иных образах и формах благодаря особенностям их тематики и содержания – в более концентрированном и целенаправленном проявлении. Не случайно в самом слове «духовность» отражено религиозное понятие «дух». Святой Дух – одна из ипостасей Святой Троицы, Единого Бога.

Таким образом, духовность – это проявление высшей красоты и гармонии. Не случайно в древности слово «Красота» было одним из имен Бога.

 

Что касается взаимодействия педагогики и религии, то в этом аспекте весьма характерно высказывание К.Ушинского, отмечавшего воспитательную силу религии: «Открыть в церкви для человека источник духовного развития и нравственных убеждений – высшая цель всякой народной школы: школа учит человека не многому и недолго, церковь поддерживает и наставляет его от колыбели до могилы».

 

 Музыка Русской православной церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

 

В тесном контакте с уроками основ православной культуры, раскрывается образ Пресвятой Богородицы, Ангела – хранителя, святых угодников, Иисуса Христа на уроках хорового мастерства.

 

Что даст детям, обучающимся в музыкальной школе, приобщение к православной музыке и культуре, церковному пению? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны.  Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она поможет обратить внимание детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; будет воспитывать чувство красоты, гармонии, взывать к совести и милосердию. В-третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой и певческий опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Прослушивание и исполнение  православных произведений на уроках хора,  а также  общественно — духовная  работа, включающая в себя выступления хора в православных праздничных концертах,  как Пасха и Рождество; участие учащихся в воскресной литургии, всенощном бдении и в праздничных службах  способствует еще более глубокому раскрытию духовно- нравственного миропонимания ребенка.

Через духовную музыку, церковное пение дети соприкоснуться с вечными нравственными истинами, раскроют для себя высшую гармонию мироздания. Наконец, с культурологических позиций, духовная музыка может стать одной из форм художественного познания мира.  

 

Таким образом формируются цели и задачи учебного  процесса :

Задачи :

 

1)     выбор верного пути ребенка, ведущему к истине, добру красоте и любви к окружающему миру;

2)     воспитание у детей творческого отношения к своей жизни;

3)     воспитание православной личности;

4)     обязательное посещение храма;

5)     постановки праздничных концертов ( «Рождество Христово», «Пасха красная»,  День Славянской письменности ).

 

Цели:

 

1)    Через изучение классических и духовных произведений углубить представление о добре и зле, смирении и милосердии;

2)    Приблизить ребенка к Богу, храму;

3)    Развить профессиональный и творческие и профессиональные навыки в музыкально – духовной культуре и искусстве.

 

 

Практическая работа:

 

Показ хоровых произведений православной тематики.

 

1.     Тропарь Святой Параскеве Пятнице.

2.     Тропарь Пасхи греко-латино-славянский

3.     Песня Симеона Хорольского «Столб огня»

4.     Л.Марченко «Рождество»

5.     Л.Марченко «Здравствуй Иисус Христос».

 

×
×