Автор: Черныш Валентина Александровна
Мастер класс преподавателя Черныш Валентины Александровны.
«Пение в хоре как средство воспитания в православных традициях».
Вступительное слово
Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возращение к ее традиционным основам, в том числе и религиозно-духовным. Это явление не случайно и вызвано многими причинами, в частности тревожной социо-культурной ситуацией сегодняшнего дня. Восстанавливаются храмы, возрождаются традиции церковного пения, духовная музыка вводится в школу.
Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка — в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.
Понятие «Духовность» предполагает наличие высшей красоты, гармонии как категорий эстетических и нравственности как категории этической. Можно сказать, что «духовность» выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой предполагается связь человека с Высшим Началом (Абсолютом, Идеалом), Истиной, Вечностью через творчество, через проявление таланта человека.
Произведения, отмеченные печатью духовности, могут быть и светскими по содержанию. Но в религиозных произведениях духовность присутствует в иных образах и формах благодаря особенностям их тематики и содержания – в более концентрированном и целенаправленном проявлении. Не случайно в самом слове «духовность» отражено религиозное понятие «дух». Святой Дух – одна из ипостасей Святой Троицы, Единого Бога.
Таким образом, духовность – это проявление высшей красоты и гармонии. Не случайно в древности слово «Красота» было одним из имен Бога.
Что касается взаимодействия педагогики и религии, то в этом аспекте весьма характерно высказывание К.Ушинского, отмечавшего воспитательную силу религии: «Открыть в церкви для человека источник духовного развития и нравственных убеждений – высшая цель всякой народной школы: школа учит человека не многому и недолго, церковь поддерживает и наставляет его от колыбели до могилы».
Музыка Русской православной церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений.
В тесном контакте с уроками основ православной культуры, раскрывается образ Пресвятой Богородицы, Ангела – хранителя, святых угодников, Иисуса Христа на уроках хорового мастерства.
Что даст детям, обучающимся в музыкальной школе, приобщение к православной музыке и культуре, церковному пению? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она поможет обратить внимание детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; будет воспитывать чувство красоты, гармонии, взывать к совести и милосердию. В-третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой и певческий опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Прослушивание и исполнение православных произведений на уроках хора, а также общественно — духовная работа, включающая в себя выступления хора в православных праздничных концертах, как Пасха и Рождество; участие учащихся в воскресной литургии, всенощном бдении и в праздничных службах способствует еще более глубокому раскрытию духовно- нравственного миропонимания ребенка.
Через духовную музыку, церковное пение дети соприкоснуться с вечными нравственными истинами, раскроют для себя высшую гармонию мироздания. Наконец, с культурологических позиций, духовная музыка может стать одной из форм художественного познания мира.
Таким образом формируются цели и задачи учебного процесса :
Задачи :
1) выбор верного пути ребенка, ведущему к истине, добру красоте и любви к окружающему миру;
2) воспитание у детей творческого отношения к своей жизни;
3) воспитание православной личности;
4) обязательное посещение храма;
5) постановки праздничных концертов ( «Рождество Христово», «Пасха красная», День Славянской письменности ).
Цели:
1) Через изучение классических и духовных произведений углубить представление о добре и зле, смирении и милосердии;
2) Приблизить ребенка к Богу, храму;
3) Развить профессиональный и творческие и профессиональные навыки в музыкально – духовной культуре и искусстве.
Практическая работа:
Показ хоровых произведений православной тематики.
1. Тропарь Святой Параскеве Пятнице.
2. Тропарь Пасхи греко-латино-славянский
3. Песня Симеона Хорольского «Столб огня»
4. Л.Марченко «Рождество»
5. Л.Марченко «Здравствуй Иисус Христос».