Автор: Гущина Светлана Владимировна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ с детьми старшей группы на тему: «Вода: её свойства и состояния»
Цель: сформировать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
— образовательные: формировать и расширять представления детей о различных свойствах и состояниях воды; навыки проведения простейших лабораторных опытов; закреплять умение соблюдать необходимые меры безопасности; умение последовательного изложения своих мыслей, правильного построения речи; обогатить лексический запас детей (гейзеры, родники);
— развивающие: активизировать у детей познавательный интерес, познавательную активность и самостоятельность в процессе опытно-экспериментальной деятельности; способствовать развитию умения выдвигать предположения, выбирать способы проверки и достижения результата;
— воспитательные: формировать экологическую грамотность (воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам); развивать умение работать в составе коллектива.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие».
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, образовательный фильм о свойствах и состояниях воды, пустые пластиковые стаканчики, стаканчик с молоком, маленькие ёмкости с солью сахаром и песком, акварельные краски, стеклянная банка, пластиковые тарелочки и тазик, ложечки, термос с теплой водой.
Предварительная работа:
— беседа с детьми о значении воды в жизни живых обитателей планеты;
— чтение рассказов и стихотворений о воде;
— просмотр мультфильмов «Водные процедуры», «Мир в одной капле».
Ход занятия:
I. Организационный этап.
Под звуки весёлой песенки о воде (в исполнении А. Ширвиндта и М. Державина) дети входят в музыкальный зал, рассаживаются на стульчики. Воспитатель встречает их в костюме Волшебницы-Воды.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать наше работу, я предлагаю выполнить несколько коротких ритуалов, которые поднимут вам настроение и позволят настроиться на продуктивную деятельность. Встаньте, пожалуйста, вокруг меня, я хочу передать вам свою улыбку, которой вы поделитесь между собой. Дети поднимаются со стульчиков, встают вокруг воспитателя. Воспитатель касается своих губ соединёнными «лодочкой» ладонями, «берёт» свою «улыбку» и вкладывает её в ладошки стоящему напротив его ребёнку, который, по часовой стрелке, передаёт её соседу.
Воспитатель: Ну, вот мы и поделились светлой и доброй улыбкой, подарили друг другу частичку своего душевного тепла. А сейчас давайте выполним ещё один ритуал. Этот ритуал – наша клятва друг перед другом в том, как мы будем действовать на сегодняшнем занятии. Повторяйте за мной следующие слова:
Мы работать будем дружно,
Знания будем получать.
Ну а если будет нужно –
Друзьям будем помогать.
Мы идти будем упорно
К новым знаниям вперёд.
И достигнем мы бесспорно
Для себя новых высот.
Всё получится, мы знаем,
Всё получится у нас.
И друг другу мы желаем –
В добрый путь и в добрый час! (Дети повторяют вслед за воспитателем)
Воспитатель: Ну, вот мы и настроились на сегодняшнюю совместную работу, пожелали друг другу удачи, подняли настроение, настроились на рабочий лад. Готовы приступить к работе, ребята? (Дети отвечают, что готовы)
II. Подготовка детей к работе на основном этапе.
Воспитатель:
Воспитатель: Рассаживайтесь по стульчикам, приступаем к работе. (Дети садятся на стульчики) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии?
Ответы детей: Мы будем говорить о воде.
Воспитатель: А как вы догадались?
Ответы детей: Догадались, потому что занятие началось под песенку о воде, а на прошлых занятиях мы слушали рассказы и стихи о воде, смотрели мультики про неё.
Воспитатель: А что вы знаете о воде? Какая она? Где мы её используем?
Ответы детей: Вода – жидкая, прозрачная, она находится в морях, речках и ручейках; мы купаемся в ней, пьём её, варим в ней пищу. Когда на небе тучка, она льётся из тучки в виде дождя. Дома она течёт из-под крана на кухне и в ванной. В магазинах её продают в больших бутылках.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы действительно будем говорить о воде, узнаем, почему нужно бережно относиться к водным ресурсам планеты, узнаем о тех свойствах и состояниях, которые ей присущи. Более того, мы будем не только говорить о воде, но и проведём практические опыты с ней. И именно практическая часть, думаю, вам больше всего понравится.
А сейчас, ребята, внимание на экран! Вы видите интерактивный кроссворд. Давайте попробуем его разгадать и определить, что объединяет спрятанные в нём слова. Обращая ваше внимание на то, что кроссворд этот необычный и разгадывать его нужно только по горизонтали. Разгадывать кроссворд мы будем при помощи загадок. Всего нужно будет разгадать восемь загадок. Итак, слушайте!
Первая загадка:
Солнца летнего жар
Превращает воду в … (Пар)
Вторая загадка:
Черна, грозна, могуча –
Закрывает солнце … (Туча)
Третья загадка:
Зима холодом речку скуёт,
И из воды получается … (Лёд)
Четвёртая загадка:
Лёгкой сизой дымкой
По небу проплывает,
И водой живительной
Землю поливает. (Облако)
Пятая загадка:
Хорошо рифмуется
Это слово с «цаплёй.
Что это за слово?
Это слово — … (Капля)
Шестая загадка:
И над полем, и над лесом
Стоит дым белесый.
Но не дым это – обман!
Называется …! (Туман)
Седьмая загадка:
Белые звёздочки
Из тучки вылетают,
Покружившись в воздухе –
На землю оседают. (Снежинки)
Восьмая загадка:
Он бывает тихим,
Бывает проливным,
Ну а ранней осенью,
Бывает он грибным. (Дождь)
Первая загадка:
С рёвом падает вода
Вниз с высокой кручи.
Слышен очень далеко
Её гул могучий! (Водопад)
Вторая загадка:
Они на крышах зданий
Зимою вырастают,
А пригреет солнышко –
Заплачут и растают. (Сосульки)
Третья загадка:
Скинув снега одеяло,
Побежал и зажурчал он.
Мы его окликнем: «Эй!
Ты куда бежишь…?» (Ручей)
Воспитатель: Итак, ребята, какое же слово объединяет все слова в разгаданном нами кроссворде?
Ответ детей: Это слово – вода!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы дали совершенно правильный ответ. Пар, лёд, дождик, снежинки, облако, туча, дождь, капля и туман – это всё различные состояния, которые может принимать вода.
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Воспитатель: Перед тем, как дальше продолжить знакомиться с водой. давайте поиграем в подвижную игру, которая называется «Капельки-маленькие путешественницы». Воспитатель объясняет правила, дети приступают к игре.
Воспитатель (по окончанию игры): Ну, вот немного расслабились, отдохнули! Продолжаем получать новые знания дальше, рассаживайтесь по стульчикам, пожалуйста, внимание вновь на экран. Сейчас мы посмотрим научный фильм о воде, который называется «Вода планеты Земля». Смотрите внимательно, запоминайте информацию, после просмотра вы будете отвечать на мои вопросы о том, что узнали из фильма. А чуть позже мы постараемся составить небольшой совместный рассказ о воде. Готовы к просмотру?
Ответы детей: Да, готовы! Приступают к просмотру фильма.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте закрепим полученные знания. Как я и говорила вам перед просмотром фильма, попытаемся составить рассказ о воде её свойствах и состояниях, о том, почему воду нужно беречь, о её значении в нашей жизни.
Воспитатель: Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Занимайте свои рабочие места, рассаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:
Ответы детей: Не шуметь, не перебивать друг друга, аккуратно относится к оборудованию, закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт 1. «Вода не имеет цвета».
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель: Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети: Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель: Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети: Лист белого цвета.
Воспитатель: А это молоко. Какого оно цвета?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что можем сказать о цвете воды?
Дети: Вода без цвета.
Воспитатель: Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети: Вода — бесцветная.
Первое свойство – вода без цвета (схема).
Опыт 2. Вода прозрачная.
Воспитатель: Вы видите перед собой два стаканчика, в одном из них налита вода, а в другом – молоко. И в тот, и другой опустите ложечки (дети выполняют задание). А сейчас скажите мне, в каком из стаканчиков вы видите их, а в каком не видите? Как такое вы можете объяснить, ребята?
Ответы детей: В стаканчике с водой ложечки видны, а в стаканчике с молоком их не видно.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
Дети: Вода – прозрачная.
Второе свойство – вода прозрачная (схема).
Опыт 3. Вода может менять цвет.
Воспитатель: А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети: Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель: Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети: Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: Какой вывод из этого следует?
Дети: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Третье свойство – вода меняет цвет (схема).
Опыт 4.Вода без вкуса.
Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.
Воспитатель: Как вы думаете, вода имеет вкус?
В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пробуют)
Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)
Дети: Мы не заметили у неё вкуса.
Воспитатель: Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети: Сладкий, соленый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Четвертое свойство – воде можно придать вкус (схема).
Воспитатель: Умственный труд, проведение опытов – дело нелёгкое и порой даже утомительное, поэтому нам следует немножко отдохнуть и расслабиться. Согласны со мной, ребята? (Дети отвечают, что согласны). Ну, если вы согласны, тогда выходим из-за столов и становимся на ковёр. (Дети располагаются на ковре вокруг воспитателя).
Физкультминутка «Сделаем зарядку».
Много времени в работе
Мы сидячей провели,
Наши спинки, ручки, ножки –
Утомились, затекли! (Становятся на цыпочки, тянут руки вверх).
Мы немного разомнёмся –
Пола ручками коснёмся! (Наклоны туловища вперёд, с касанием руками пола).
Отдыхаем от работы –
Вправо, влево повороты! (Повороты туловища в разные стороны)
Со спины усталость сняли –
Поясницу мы размяли! (Энергично потирают руками поясницу).
Разминаем свои ножки –
Приседаем понемножку! (Приседания).
Вот и сделали зарядку –
И теперь мышцы в порядке! (Подпрыгивание вверх с места, с одновременным хлопком в ладоши).
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжаем изучать воду.
Опыт 4.Вода без запаха.
Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.
Воспитатель — Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
— Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?
Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?
Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Пятое свойство – воде можно придать вкус (Схема).
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно работаете! Думаю, что нам вновь следует немного отдохнуть, размять уставшие мышцы. Давайте сделаем небольшую зарядку.
Физкультминутка «Купание в речке».
Ох, на улице и зной –
Пот бежит с лица ручьём! (Энергичное поглаживание лица и шеи)
Мы, наверное, с тобой
Искупаемся пойдём! (Ходьба на месте)
Вот мы к речке подошли,
С водой тёплой, чистой.
И с крутого бережка
К ней помчались быстро! (Энергичный бег на месте)
В воду тёплую нырнём
Поскорее! (Прыжок на месте с вытянутыми вперед руками и наклоном туловища)
И вразмашку поплывём –
Кто быстрее! (Энергичные попеременные взмахи вверх- вниз вытянутых вперед правой и левой рук)
Очень весело купаться!
Но пора и выбираться (Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями)
Из водички нам с тобой,
Полотенцем вытираться (Имитация вытирания полотенцем)
И бегом бежать домой! (Энергичный бег на месте)
Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».
Воспитатель — Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).
Ответы детей: В воде сахар растворился.
Воспитатель: Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
Добавляем в воду речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети: Песок не растворяется, вода становится мутной.
Воспитатель — Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешиваем. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Дети: Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.
Шестое свойство – вода растворитель (схема).
Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).
Воспитатель: В природе (реках, озёрах, морях и океанах) вода также может быть и тёплой, и холодной. На нашей планете есть немало удивительных мест, где очень горячая вода выходит в виде фонтана из-под земли на поверхность. Такие фонтанчики называются гейзерами (показ слайда). От них, подобно термосу с горячей водой, тоже идёт пар. Вода там может быть настолько горячей, что можно легко обжечься!
Воспитатель: А в каких состояниях встречается вода в природе?
Дети: В жидком, твердом и в газообразном виде.
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что вода – великая путешественница! Она может путешествовать из какого-либо водоём (речки, пруда, озера, моря) до неб. превращаться облака, а затем возвращаться обратно. Для того, чтобы сделать это, вода использует свои волшебные свойства – превращаться в разные состояния. Её путешествия учёные называют – круговорот воды в природе. (Схема).
Воспитатель: А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт 7. «Облачко в банке».
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.
Воспитатель: Во что превратилось наше облако?
Дети: Облако превратилось в дождь (Схема).
Вывод: Под воздействием солнечных лучей вода нагревается, затем испаряется, поднимаясь в виде пара высоко в воздух. В воздухе она превращается в облако, а затем возвращается обратно в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).
XVIII. Этап подведения итогов.
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше увлекательное знакомство с водой, с научной деятельностью, давайте подведём итоги. Дети отвечают на вопрос о том, что нового они узнали на занятии, какие опыты провели. Высказываются по кругу, передавая по часовой стрелке друг другу «волшебную палочку». Время высказывания воспитатель ограничивает хлопком в ладоши. Если ребёнок затрудняется с ответом, воспитатель подсказывает ему.
Воспитатель: Вы большие молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили знания, полученные на сегодняшнем занятии. Из вас получатся в будущем замечательные исследователи! Я горжусь вами!
IX. Этап рефлексии.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я прошу вас подойти к столу и выбрать смайлики, соответствующие вашим эмоциям, которые вы получили от занятия. Кому занятие понравилось, берут смайлики с изображением улыбающегося гномика, кому оно не понравилось, выбирают смайлики с изображением сердитого гномика, ну а те, кто не испытал никаких эмоций, выбирают смайлик, на которых изображён спящий гномик. Смотрю, у вас всех в руках улыбающийся гномик! Значит, вам понравилось занятие? А почему оно вам понравилось?
Ответы детей: Было очень интересно, мы узнали много нового.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось то, как вы сегодня отвечали на вопросы, как проводили опыты, как хорошо усвоили новые знания. Я говорю вам — спасибо!