Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ с детьми старшей группы на тему «Вода её свойства и состояния»

Автор: Гущина Светлана Владимировна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ с детьми старшей группы на тему: «Вода: её свойства и состояния»

Цель: сформировать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

— образовательные: формировать и расширять представления детей о различных  свойствах  и состояниях   воды; навыки проведения простейших  лабораторных опытов; закреплять умение соблюдать необходимые меры безопасности; умение последовательного изложения своих мыслей, правильного построения речи; обогатить лексический запас детей (гейзеры, родники);

— развивающие: активизировать у детей познавательный интерес, познавательную активность и самостоятельность в процессе опытно-экспериментальной деятельности; способствовать развитию умения выдвигать предположения, выбирать способы проверки и достижения результата; 

— воспитательные: формировать экологическую грамотность (воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам); развивать умение работать в составе коллектива.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие,  «Речевое развитие»

 Материалы и оборудование: ноутбук, экран, образовательный фильм о свойствах и состояниях воды, пустые пластиковые стаканчики, стаканчик с молоком, маленькие ёмкости с солью сахаром и песком, акварельные краски, стеклянная банка, пластиковые тарелочки и тазик, ложечки, термос с теплой водой.

 Предварительная работа:

— беседа с детьми о значении воды в жизни  живых обитателей планеты;

— чтение  рассказов и стихотворений о воде;

— просмотр мультфильмов «Водные процедуры», «Мир в одной капле».

                                       Ход занятия:

I.  Организационный этап.

Под звуки  весёлой песенки о воде (в исполнении А. Ширвиндта и М. Державина) дети входят в музыкальный зал,  рассаживаются  на стульчики. Воспитатель встречает их в костюме Волшебницы-Воды.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать наше работу, я предлагаю выполнить несколько коротких ритуалов, которые поднимут вам настроение и позволят   настроиться на продуктивную деятельность. Встаньте, пожалуйста, вокруг меня, я хочу передать вам свою улыбку, которой вы поделитесь между собой. Дети поднимаются со стульчиков, встают  вокруг воспитателя. Воспитатель касается своих губ соединёнными «лодочкой» ладонями, «берёт» свою «улыбку» и вкладывает её в ладошки  стоящему напротив его ребёнку, который, по часовой стрелке, передаёт её соседу.

Воспитатель: Ну, вот мы и поделились светлой и доброй улыбкой, подарили друг другу частичку своего душевного тепла. А сейчас давайте выполним ещё один ритуал. Этот ритуал – наша клятва друг перед другом в том, как мы будем действовать на сегодняшнем занятии.   Повторяйте за мной следующие слова:

Мы работать будем дружно,

Знания будем получать.

Ну а если будет нужно –

Друзьям будем помогать.

Мы идти будем упорно

К новым знаниям вперёд.

И достигнем мы бесспорно

Для себя новых высот.

Всё получится, мы знаем,

Всё получится у нас.

И друг другу мы желаем –

В добрый путь и в добрый час! (Дети повторяют вслед за воспитателем)

Воспитатель: Ну, вот мы и настроились на сегодняшнюю совместную работу, пожелали друг другу удачи,  подняли  настроение, настроились на рабочий лад. Готовы приступить к работе, ребята?  (Дети отвечают, что готовы)

 II. Подготовка детей к работе на основном этапе.

 Воспитатель:

Воспитатель: Рассаживайтесь по стульчикам, приступаем к работе. (Дети садятся на стульчики) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии?

Ответы детей:  Мы будем говорить о воде.

Воспитатель: А как вы догадались?

Ответы детей: Догадались,  потому что занятие началось под песенку о воде, а на прошлых  занятиях мы слушали рассказы и стихи о воде, смотрели мультики про неё.

   Воспитатель:  А что вы знаете о воде? Какая она? Где мы её используем?

Ответы детей: Вода – жидкая, прозрачная, она находится в морях, речках и ручейках; мы купаемся в ней, пьём её, варим в ней пищу. Когда на небе тучка, она льётся из тучки в виде дождя. Дома она течёт из-под крана на кухне и в ванной. В магазинах её продают в больших бутылках.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы действительно будем говорить о воде, узнаем, почему нужно бережно относиться к водным ресурсам планеты, узнаем о тех свойствах и состояниях, которые ей присущи. Более того,  мы будем не только говорить о воде, но и проведём практические опыты с ней. И именно практическая часть, думаю, вам больше всего понравится.

А сейчас, ребята, внимание на экран! Вы видите интерактивный кроссворд. Давайте попробуем его разгадать и определить, что объединяет спрятанные в нём слова. Обращая ваше внимание на то, что кроссворд этот необычный и разгадывать его нужно только по горизонтали. Разгадывать кроссворд мы будем при помощи загадок.  Всего нужно будет разгадать восемь загадок. Итак, слушайте!

Первая загадка:

Солнца летнего жар

Превращает воду в … (Пар)

Вторая загадка:

Черна, грозна, могуча –

Закрывает солнце … (Туча)

Третья загадка:

Зима холодом речку скуёт,

И из воды получается  …  (Лёд)

Четвёртая загадка:

Лёгкой сизой дымкой

По небу проплывает,

И водой живительной

Землю поливает.  (Облако)

Пятая загадка:

Хорошо рифмуется

Это слово с  «цаплёй.

Что это за слово?

Это слово — …  (Капля)

 Шестая загадка:

И над полем, и над лесом

Стоит дым белесый.

Но не дым это – обман!

Называется …!  (Туман)

Седьмая загадка:   

Белые звёздочки

Из тучки вылетают,

Покружившись в воздухе –

На землю оседают. (Снежинки)

Восьмая загадка:   

Он бывает тихим,

Бывает проливным,

Ну а ранней осенью,

Бывает он грибным. (Дождь)

Первая загадка:

С рёвом падает вода

Вниз с высокой кручи.

Слышен очень далеко

Её  гул могучий!  (Водопад)

Вторая загадка:

Они на крышах зданий

Зимою вырастают,

А пригреет солнышко –

Заплачут и растают. (Сосульки)

Третья загадка:

Скинув снега одеяло,

Побежал и зажурчал он.

Мы его окликнем: «Эй!

Ты куда бежишь…?»  (Ручей)

Воспитатель: Итак, ребята, какое же слово объединяет все слова в разгаданном нами кроссворде?

Ответ детей: Это слово – вода!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы дали совершенно правильный ответ. Пар,  лёд,  дождик, снежинки, облако, туча, дождь, капля и туман – это всё  различные состояния, которые может принимать вода.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Воспитатель: Перед тем, как дальше продолжить знакомиться с водой. давайте поиграем в подвижную  игру, которая называется «Капельки-маленькие путешественницы». Воспитатель объясняет правила, дети приступают к  игре.

Воспитатель (по окончанию игры): Ну, вот немного расслабились, отдохнули! Продолжаем  получать новые знания дальше, рассаживайтесь по стульчикам, пожалуйста, внимание вновь на экран. Сейчас мы посмотрим научный фильм о воде, который называется «Вода планеты Земля». Смотрите внимательно, запоминайте информацию, после просмотра вы будете отвечать на мои вопросы о том, что узнали из фильма. А чуть позже мы  постараемся составить небольшой совместный рассказ о воде.  Готовы к просмотру?

Ответы детей: Да,  готовы!  Приступают к просмотру фильма.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте закрепим полученные знания. Как я и говорила вам перед просмотром фильма, попытаемся составить рассказ о воде её свойствах и состояниях, о том, почему воду нужно беречь, о её значении в нашей жизни.

Воспитатель: Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. 

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.  Занимайте свои рабочие места, рассаживайтесь.

 Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Ответы детей: Не шуметь, не перебивать друг друга, аккуратно относится к оборудованию,  закончив наблюдение, сделать вывод.

 Опыт 1. «Вода не имеет цвета».

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель: Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети: Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель: Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? 

Дети: Лист белого цвета.

Воспитатель: А это молоко. Какого оно цвета?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети: Нет.

Воспитатель:  А что можем сказать о цвете воды?

Дети:  Вода  без цвета.

Воспитатель: Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети: Вода — бесцветная.

Первое свойство – вода без цвета (схема).

 Опыт 2. Вода прозрачная.

 Воспитатель: Вы видите перед собой два стаканчика, в одном из них налита вода, а в другом – молоко. И в тот, и другой опустите ложечки (дети выполняют задание). А сейчас скажите мне, в каком из стаканчиков вы видите их, а в каком не видите? Как такое вы можете объяснить, ребята?

Ответы детей: В стаканчике с водой ложечки видны, а в стаканчике с молоком их не видно.

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Дети: Вода – прозрачная.

Второе свойство – вода прозрачная (схема).

 Опыт 3. Вода может менять цвет.

Воспитатель: А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети: Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети: Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: Какой вывод из этого следует?

Дети: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство – вода меняет цвет (схема).

 Опыт 4.Вода без вкуса.

 Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Воспитатель:  Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пробуют)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети: Мы не заметили у неё вкуса.

Воспитатель:  Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у  воды?

Дети: Сладкий, соленый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Четвертое свойство – воде можно придать вкус (схема).

Воспитатель: Умственный труд, проведение опытов – дело нелёгкое и порой даже утомительное, поэтому  нам следует немножко отдохнуть и расслабиться. Согласны со мной, ребята? (Дети отвечают, что согласны). Ну, если вы согласны,  тогда  выходим из-за столов и становимся на ковёр. (Дети располагаются на ковре вокруг воспитателя).

                           Физкультминутка «Сделаем зарядку».

Много времени в работе

Мы  сидячей провели,

Наши спинки, ручки, ножки –

Утомились, затекли! (Становятся на цыпочки, тянут руки вверх).

Мы немного разомнёмся –

Пола ручками  коснёмся!  (Наклоны туловища вперёд, с касанием руками пола).

Отдыхаем от работы – 

Вправо, влево повороты! (Повороты туловища в разные стороны)

Со спины усталость сняли –

Поясницу мы размяли!  (Энергично потирают руками поясницу).

Разминаем свои ножки –

Приседаем понемножку! (Приседания).

Вот и сделали зарядку  –

И теперь мышцы в порядке! (Подпрыгивание вверх с места, с одновременным хлопком в ладоши).

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжаем  изучать  воду.

 Опыт 4.Вода без запаха.

 Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Воспитатель —  Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети – Вода ничем не пахнет.

Воспитатель – Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

— Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Пятое свойство – воде можно придать вкус (Схема).

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно работаете! Думаю, что нам вновь следует немного отдохнуть, размять уставшие  мышцы. Давайте сделаем небольшую зарядку.        

             Физкультминутка «Купание в речке».

Ох, на улице и зной –

Пот бежит с лица ручьём! (Энергичное поглаживание лица и шеи)

Мы, наверное, с тобой

Искупаемся пойдём! (Ходьба на месте)

Вот мы к речке подошли,

С водой тёплой, чистой.

И с крутого бережка

К ней помчались быстро!  (Энергичный бег на месте)

 В воду тёплую нырнём

Поскорее!  (Прыжок на месте с вытянутыми вперед руками и наклоном туловища)

И вразмашку поплывём –

 Кто быстрее!  (Энергичные попеременные взмахи  вверх- вниз вытянутых вперед правой и левой  рук)

Очень весело купаться!

Но пора и выбираться (Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями)

Из водички нам с тобой,

Полотенцем вытираться (Имитация вытирания полотенцем)

И бегом бежать домой!  (Энергичный бег на месте)

 Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

 Воспитатель — Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?  (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось). 

Ответы детей: В воде сахар растворился.

Воспитатель: Что произойдет, если мы добавим в воду  песок?

Добавляем в воду речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети: Песок не растворяется, вода  становится мутной.

Воспитатель —  Растворится ли в воде мука? Добавляем  в воду муку, перемешиваем. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети: Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

Шестое свойство – вода растворитель (схема).

 Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей». 

Воспитатель – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети – Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

ВыводВоде  можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).

 Воспитатель: В природе (реках, озёрах, морях и океанах) вода также может быть и тёплой, и холодной. На нашей планете  есть немало удивительных мест, где очень горячая вода выходит в виде фонтана из-под земли на поверхность. Такие фонтанчики называются гейзерами (показ слайда). От них, подобно термосу с горячей водой, тоже идёт пар. Вода там может быть настолько горячей, что можно легко обжечься!

Воспитатель: А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети: В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что вода – великая путешественница! Она может путешествовать из какого-либо водоём (речки, пруда, озера, моря) до неб.  превращаться облака, а затем возвращаться обратно. Для того, чтобы сделать это, вода использует свои волшебные свойства – превращаться в разные состояния.  Её путешествия учёные называют – круговорот воды в природе.  (Схема).

Воспитатель: А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

 Опыт 7. «Облачко в банке».

 В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.

Воспитатель: Во что превратилось наше облако?

Дети: Облако превратилось в дождь (Схема).

Вывод: Под воздействием солнечных лучей вода нагревается, затем испаряется, поднимаясь в виде пара высоко в воздух. В воздухе она превращается в облако, а затем возвращается обратно в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).

XVIII. Этап подведения итогов.

Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше увлекательное знакомство с водой, с научной деятельностью, давайте подведём итоги. Дети отвечают на вопрос о том, что нового они узнали на занятии, какие опыты провели.  Высказываются по кругу, передавая по часовой стрелке друг другу «волшебную палочку». Время высказывания воспитатель ограничивает хлопком в ладоши. Если ребёнок затрудняется с ответом, воспитатель подсказывает ему.

Воспитатель: Вы большие молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили знания, полученные на сегодняшнем занятии. Из вас получатся в будущем замечательные исследователи! Я горжусь вами!

IX. Этап рефлексии.  

Воспитатель:  А сейчас, ребята, я прошу вас подойти к столу и выбрать смайлики, соответствующие вашим эмоциям, которые вы получили  от занятия. Кому занятие понравилось, берут смайлики с  изображением улыбающегося гномика, кому оно не понравилось,  выбирают смайлики с изображением сердитого гномика, ну а те, кто не испытал никаких эмоций, выбирают смайлик, на которых изображён спящий гномик. Смотрю, у вас всех в руках   улыбающийся гномик! Значит, вам понравилось занятие? А почему оно вам понравилось?

Ответы детей: Было очень интересно, мы узнали много нового.

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось то, как вы сегодня отвечали на вопросы, как проводили опыты, как хорошо усвоили новые знания.  Я говорю вам —  спасибо!

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

×
×