Использования ресурсов дистанционного обучения при повышении квалификации среднего медицинского персонала

Автор: Якимова Мария Геннадьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Шаталова Ю.В. – заместитель директора по ДПО ГБПОУ  СК «Пятигорский медицинский колледж»

Якимова М.Г. – методист отделения ДПОГБПОУ  СК «Пятигорский медицинский колледж»

 

Провозглашенная в последние годы модернизация медицинского образования, переориентация его на самореализацию личности, адаптацию по отношению к реальным возможностям и потребностям требует от медицинского персонала постоянного совершенствования, как профессионала. По этой причине в сфере среднего медицинского образования существенно возрастает объем работы по повышению квалификации специалиста, увеличивается нагрузка на систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Возникает необходимость подготовки медицинской сестры, фельдшера, акушерки к работе в изменяющихся условиях, где региональная система повышения квалификации медицинских работников должна решать задачу повышения квалификации в постоянно возрастающем объеме в рамках традиционных форм обучения.

Другой особенностью современного этапа развития системы повышения квалификации средних медицинских работников является то, что модернизация совпала по времени с широкомасштабной информатизацией образования и здравоохранения, расширением парка компьютерной техники и подключением образовательных и медицинских учреждений к Интернету. Актуальность использования дистанционных форм обучения в системе повышения квалификации медицинских работников не вызывает сомнений.

Во всем мире дистанционное обучение становится все более популярным и востребованным. В большинстве стран реформа образования на основе внедрения технологий электронного обучения возведено в ранг государственной политики.

Многие страны разработали и стали воплощать в жизнь национальные стратегии в этой области.

В США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада электронное обучение является практикой образовательной и трудовой деятельности, повседневной жизни.

Мировым лидером в развитии электронного образования является Южная Корея, которая осуществляет адаптацию всей системы образования к информационной эре.

За прошедшие годы индустрия электронного обучения показывает рекордные темпы роста — до 30% ежегодно. Индустрия электронного обучения в странах считается индустрией обеспечивающей интенсивное развитие других отраслей, производителей товаров и услуг, всей экономики страны в целом.

Исследование рынка труда в России показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может.

Сейчас в образовательной среде среднего медицинского образования получает все большее распространение дистанционная форма обучения, которая объединяет в себе потребности современного общества, новейшие достижения медицины, педагогики и психологии, преимущества применения ИКТ.

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед обществом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков. Для этого был создан портал непрерывного медицинского образования, где медицинские работники могут повышать свою квалификацию с помощью информационных технологий.

            В связи с изменениями, происходящими в области здравоохранения и фармации, а также с широким использованием новых технологий обучения появилась потребность в усовершенствовании процесса повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников по всей стране. Данный процесс требует поиска новых качественных форм, которые бы объединили профессиональные, организационные, технологические и информационные требования в деятельности педагогов.

            Цель дистанционного обучения – предоставить медицинскому работнику возможность получить знания, умения, навыки, в том числе профессиональные, на таком уровне, чтобы он мог самостоятельно и творчески совершенствоваться на протяжении всей жизни, то есть, чтобы наполнение индивидуального информационного пространства было гибким, продолжительным и постоянным.

При реализации данной формы обучения обнаружились трудности, связанные с не востребованностью данной формы обучения и с недостаточной проработкой механизмов, реализации дистанционного повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников профессионального образования.

            Чем вызваны потребности в качественном повышении квалификации? Прежде всего, это изменения в обществе и медицине, которые возникли с появлением и распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространением современных образовательных технологий.

            ИКТ оказывают влияние на все стороны общественной жизни независимо от того, насколько отдельная деятельность информатизирована. Затронуло это явление в значительной мере и здравоохранение. Внедрение новых технологий, методов лечения и прогнозирования заболеваний потребовало быстрого и квалифицированного обучения медицинских работников.  Средние медицинские работники должны принимать участие в процессе преобразования общества из технологического в информационное с его свободой создания для любого индивида личного виртуального информационного пространства и возможностей для постоянного развития.

Современная система образования средних медицинских работников, особенно это касается повышения квалификации и профессиональной переподготовки, должна учитывать возрастающую потребность в повышении профессиональной компетентности в сочетании с невозможностью отрываться от работы и места жительства. В связи с этим повышается роль использования методов дистанционного обучения.

Принципы дистанционного обучения средних медицинских работников состоят в предоставлении определенных свобод индивиду в его образовательной деятельности – выбора информации, места и времени обучения, качества усвоения. Технологической поддержкой этой формы обучения, с точки зрения организации и представления информации, выступают ИКТ, в частности, Интернет.

          Список литературы

                  1.            Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Третьей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (25 – 26 октября 2006 г.). Кн. IV. – Петрозаводск: Изд-воПетрГУ, 2006.

 

                  2.            Резолюция Европейского Совета от 13 июля 2001 года «Об электронном обучении»// http://www.lexed.ru/mpravo/razdel7/part3/part3_14.html

 

                  3.            Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000.

 

                  4.            Manuel Kastells The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Busene Society, Oxford University Press, 2004

 

                  5.            The Power of the Internet for Learning: Moving  from Promise to Practice/ Report of the Web-Based Education  Commission to the President and the Congress of the United States, 2000.

 

                  6.            http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/144620/Tapskott_-Vikinomika._Kak massovoe_sotrudnichestvo_izmenyaet_vse.html

 

                  7.            http://www.educom.ru/ru/projects/programs/development/

 

                  8.            http://ito.edu.ru/2006/Moscow/III/2/III-2-6114.html

×
×