Автор: Людмила Анатольевна Степовая
Индивидуально-групповая форма работы на уроках русского языка и литературы
Степовая Людмила Анатольевна (г. Челябинск)
Любому обществу нужны воспитанные и грамотные люди. Каждый человек имеет определённый талант, и, без сомнения, нет неодарённых и неталантливых детей. Надо только помочь ребёнку раскрыть его индивидуальность. А как это сделать в формате урочной системы в школе с наполняемостью в классе 34 и более человек? Как читают книги наши дети? Как узнать за 45 минут на уроке прочитал ли ученик произведение, что его волнует, какие вопросы у него возникли при чтении книги? Почему он пишет слова с ошибками? Только ли не знает правила или не может его применить?
Конечно, на все эти вопросы однозначно и сразу не ответишь. Но на уроках русского языка и литературы можно использовать индивидуальные и групповые формы работы, которые позволят помочь ребёнку успешно продвигаться по «морю» информации и материала.
Приведу несколько примеров с уроков:
1. «Проверь себя». Индивидуальная карточка. Синтаксический разбор предложения или морфемный анализ слов (* Можно перевернуть карточку, на оборотной стороне которой есть небольшие подсказки. * Можно выполнить самому разбор предложения, а потом проверить и сравнить свой результат с полным ответом на оборотной стороне карточки).
2. «Нужна помощь!» Выполняем упражнение из учебника. Сначала проверяем у тех ребят, кто уже справился. А затем предлагаем двум – трём ученикам помочь разобраться с материалом другим ребятам. Можно попросить учителя напомнить правило. Если в упражнении есть предложения из художественных произведений, попросить учеников ответить, из какого произведения эта фраза и кто автор этих строк… Обязательно поощрить «5» по литературе за правильный ответ.
3. «Удивительный герой. Кто он?». Предлагаем классу разделиться на несколько групп и выбрать себе любую карточку, на которой 5-6 персонажей из разных литературных произведений (не только по школьной программе). Надо узнать, кто этот удивительный герой, дать ему небольшую характеристику.
4. «Белый ящик». В конце каждой четверти берём небольшую коробочку (у меня она белого цвета), кладём в неё несколько предметов, которые появлялись в литературных изученных в четверти произведениях. Ребятам предлагается по данным предметам узнать произведение, его автора и рассказать, что связано с этим предметом в тексте.