Балансир, как средство развития детей с ограниченными возможностями

Автор: Ирина Геннадьевна Барсукова

 

БАЛАНСИР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Учитель — логопед Барсукова Ирина Геннадьевна

 

 

 

 

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ данных детей, посещающих наше общеобразовательное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

В каждой группе нашего учреждения есть воспитанники, которые имеют различные отклонения в развитии это:

  • дети с речевой патологией;
  • дети с низким уровнем развития высших психических функций: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.

Специалистам ДОУ – учителю логопеду, учителю-дефектологу справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти.

Методы, направленные на сам симптом и не учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы определяют качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, несформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В этом случае представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он   направлен на причину его появления.

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию   нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Основа роста, развития и обучения начинается с сенсорного и моторного взаимодействия с миром. Сенсорная стимуляция и обратная связь управляют мозгом, и наоборот моторная система управляет сенсорной стимуляцией — одно без другого невозможно. Это лежит в основе упражнений на балансире. Комплекс упражнений использует баланс и физические движения для интеграции систем слухового, визуального, двигательного планирования, тактильного, баланса, позиционирования тела, и чтобы усилить функции мозга. Хочется рассказать, как упражнения на балансире влияют на развитие  межполушарного взаимодействия, расширяются резервные возможность функционирования головного мозга ребенка. Такие занятия желательно поводитькаждый день всего по 15 минут. С помощью забавных упражнений, для выполнения которых требуется балансировочная доска дети развивают межполушарные связи, что влияет на улучшение оценок, внимания, успеваемости и самооценки. Наибольший эффект достигается при использовании детьми в возрасте 3 -10 лет.

Показания для занятий с детьми показаны если наблюдается:

·         Дислексия и трудности с чтением и обучением

·         Расстройства аутистического спектра

·          Проблемы с вниманием и с памятью

·         Проблемы с диспраксией, координацией и моторикой

·         Дисграфия и плохой почерк

·          Сложности в изучении математики

·         Расстройство обработки слуха

·         Расстройств моторной речи и языковые проблемы

·         Сложности с дисциплиной

·         Расстройства обработки сенсорной информации

·         спортивные навыки, координация, навык балансирования

·         эмоционально-волевую сферу

 

Использовать в своей работе таким специалистам как: педагогам общеобразовательных школ, так и учителям коррекционных учреждений, воспитателям детского сада, сотрудникам лечебных организация, психологам, терапевтам и врачам, педагогам ЛФК, логопедам и дефектологам, учителям и инструкторам по физической культуре, тренерам, а также родителям.

 

Эффективность занятий на балансире:

У детей

·        улучшение звукопроизношения;

·        совершенствование артикуляционного аппарата;

·        формирование грамматического строя речи;

·        улучшение моторно-зрительной координации;

·        улучшение концентрации внимания;

·        развитие пространственного воображения;

·        совершенствование равновесия и координацию движений, укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части, развитие двигательной и эмоциональной активности;

·               Развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;

·               развитие восприятия устной и письменной речи;

·               развитие интеллектуальных способностей;

·               развитие математических и логических способностей;

·               развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;

·               гармонизация эмоционально-волевой сферы;

·               нормализация поведения.

У родителей:

·        Активное участие родителей в коррекционном процессе МОУ с позиции сотрудничества.

·        Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

Основные принципы построения упражнений с применением балансировочного оборудования:

  • «от простого к сложному»;
  • «оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребёнка);
  • «интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определения момента усложнения программы, оптимального уровня);
  • «включение мотивации» (оборудование создает дополнительную мотивацию для занятий, познавательную активность, игровая деятельность);
  • «вариативность упражнений» (свободное поле для творчества);
  • выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно;
  • «направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);
  • целеполагание (отбить/кинуть, попасть в цель).

 

Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений с мячом и мешочком отрабатывали на ровной поверхности. Мы описали используемые упражнения с вариативностью применения их в коррекционно-логопедической работе. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.

Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

·        Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

·        Ребенок в положении сидя «по — турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

·        Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.

·        Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

·        Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.

     Затем используются разно весовые мешочки – от легкого к тяжёлому.

Упражнения с мешочками.

·        Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.

·        Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.

·        Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.

·        Подбрасывали и ловили один мешочек с хлопками;

·        Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.

В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.

Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.

·        Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.

·        Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.

·        Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.

·        Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.

·          Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.

·          Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.

·          Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.

·          Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.

Упражнения с мячиком — маятником.

      подбрасывать и ловить мячик разными руками,

·          побрасывать и ловить с хлопками;

·          подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно;

·          отбивать мячик ракеткой, планкой;

·          бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи с использованием балансировочной доски и атрибутов.

·               «Подбери признак». Ребенку говорится слово, а он должен сказать 1-5 признаков. Например, слово «море»- глубокое, соленое, большое и т.д. Сколько требуется признаков, столько раз кидается мяч (мешочек, маятник) специалистом, когда у ребенка готов ответ, он делает действие (кидает, отталкивает и т.д.)

·               «Назови ласково». Ребенку говорится слово, а он должен сказать его уменьшительно-ласкательно. Например, солнце- солнышко.

·               «Кто где живет?». Ребенку говорится животное, а он должен сказать, где оно живет. Например, рыба- в реке.

·               «Съедобное- несъедобное». Ребенку говорится слово, а он должен сказать, съедобное это или несъедобное. Мяч- несъедобное, хлеб – съедобное.

Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком образовательных программ, в нашем случае логопедических и педагогических.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРА

1. Аршинова И.А. Гимнастика для мозжечка: что нужно детям.- https://medaboutme.ru/articles/gimnastika_dlya_mozzhechka_chto_nuzhno_detyam/(06.2021)

2.  Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции.- http://www.sanatory-mashuk.ru/lechenie/kognitivnyy_centr/balansiruyuschaya_doska_bilgou/ (06.2021)

3.  Балансировочная доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция.- https://stopautism.ru/доска-бильгоу-баланс/ (12.2020)

4. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.:Русская медицина, 1884. 30с.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 159 с.

6. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html

7. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С.111133.

5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с.

8. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М.: Наука, 1980. С.114-124.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

10. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С.13-19.

11.  Методическое пособие: Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса.URL: https://доскабильгоу.рф

12. Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12/2020)

13.  Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru(12/2020)

14. Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений.- https://mederia.ru/blog/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12.2020)

15. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.html

16. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.

17. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 254 с.

 

×
×