АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

Автор: Никифорова Светлана Михайловна

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

 

Вся система учебно-воспитательной и коррекционной работы школы-интерната для обучающихся с интеллектуальными нарушениями направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни и профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение не является простым вопросом для любого подростка, но для воспитанников школы-интерната оно значительно усложняется из-за ограничения свободы выбора, недостаточной социальной зрелости. Затрудняет процесс профессионального самоопределения и неумение приспосабливаться к новой социальной среде, и недостаточное знание современных условий жизни.

       В школе осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому обучающемуся выбрать себе специальность с учетом своих способностей и потребности общества. Коррекционная направленность образовательного процесса позволяет не только формировать необходимые учебные знания, умения и навыки, но и подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Профориентационная работа — целенаправленная комплексная работа по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи                    в выявлении и развитии способностей, склонностей, познавательных интересов, а также формирование потребности и готовности к труду.

        Главная цель этой работы — оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Выработка профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение ими знаний о себе, о мире профессионального труда. Достижение этой цели требует решение следующих задач:

1. Формировать и развивать у обучающихся представления о мире профессий, воспитывать уважение к физическому, умственному труду, к разным профессиям.

2. Выявлять особенности, склонности, возможности, предпочтения обучающихся.

3. Формировать и развивать профессионально значимые качества средствами воспитания и образования.

4. Формировать у обучающихся мотивационную основу самоопределения, адекватность выбора профессии в соответствии со своими склонностями, физиологическими возможностями и с учётом требований рынка труда.

5. Вырабатывать гибкую систему сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования.                                                                                                            

     Система работа педагогического коллектива по профориентации реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную работу и внешкольную деятельность. Сегодня о профориентационной работе говорят, как о непрерывной деятельности, которая начинается в старшем дошкольном возрасте и продолжается до выхода человека на пенсию.

Давно сложившаяся в образовательном учреждении система работы по профориентации обучающихся на современном этапе претерпевает хорошие изменения: вносятся активные инновационные формы, формируется эффективная система выявления, поддержки и развития способностей детей, усиливается роль дополнительного образования, как неотъемлемой части школьного образовательного процесса. Стоит отметить существенное улучшение материально-технической базы и информационно-технического обеспечения. В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» направленного на поддержку образования детей с ОВЗ в школе-интернате прошло масштабное обновление базы трудовых мастерских.   

      Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор связан с характером течения заболевания и возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии. Представления о собственных возможностях у таких детей зачастую искажены. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свои знания, умения, навыки, способности, особенности характера. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией. Познание своих способностей, адекватная самооценка возможностей придает профессиональному самоопределению более осознанный и целенаправленный характер. Поэтому особое внимание должно уделяться:

— комплексной диагностической оценке возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

— развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

— формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

    Необходимо отметить, что профессионально значимые качества важно не только выявить, но и во многом заложить в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Начальная школа — сенситивно благоприятный для этого период. Именно в этот период ранней профориентации необходимо формировать гибкие навыки (работы в команде, сотрудничества, дисциплины, чувства ответственности, позитивного общения, эмоциональной устойчивости). SOFT SKILLS – это гибкие навыки, качества человека, влияющие на его взаимоотношения с окружающими и с самим собой. Лучший помощник здесь — детская художественная литература. Конечно роль художественных средств в трудовом воспитании своеобразна. Нельзя научиться трудиться слушая рассказ или сказку, рассматривая картины о труде…..Но именно с их помощью можно вызвать интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность значимость труда.. 

Незаменимые помощники — пословицы, поговорки и загадки с ответами, которые направлены на развитие интереса ребенка о будущей профессии. Эти «жемчужины» народной мудрости помогают педагогу в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребёнка.

ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ

Маленький, да удаленький.

Глаза боятся, руки делают.

У лодыря Федорки всегда отговорки.

Труд кормит, а лень портит.

Ленивые руки чужие труды любят.

Умелые руки не знают скуки.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

      Пословица не воспринимается ребенком, как нотация и поэтому она является эффективным средством воспитания.

       Должна рассказать об ещё одной инновационной форме профориентационной работы. Это «буклук» и «букэкшен». Буклук это книжный натюрморт, центром которого является книга. Букэкшен — книжное действие,  иллюстрированное интерактивное пособие для детей с ОВЗ и их родителей. Эти формы работы служат для активации мотивационного компонента и интереса детей к профессионально-ориентировочной деятельности и активного вовлечения родителей.

Дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес, по крупицам складывается образ, к которому, возможно, ребенок будет стремиться, отождествляя себя с героем. Правда это может случиться лишь при условии, если педагог (родитель) сам убеждён в важности труда и свято верит в ребенка, видит его потенциал и сам является образцом, примером человека-труженика.

×
×