ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛЫХ СТОЛОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВОПРОСАМ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор: Светлана Петровна Дебелая

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛЫХ СТОЛОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ  ВОПРОСАМ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Автор: Дебелая Светлана Петровна,

учитель МОУ «Борчанская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

 

В становлении личности учащихся современная школа большую роль отводит духовно -нравственному воспитанию, основной целью которого является развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности. В Борчанской средней школе весь коллектив включен в работу по создание соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений — всего того, что способствует развитию личности каждого ребёнка, коллектива в целом. Одной из форм такой работы является проведение Круглых столов для обсуждения духовно- нравственных вопросов.

Кто проводить такие мероприятия, понимает, насколько тяжела и одновременно интересна данная форма общения. Существует легенда о мудром короле Артуре, который впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равноправными в обсуждении важных вопросов.       

 И для нашего времени круглый стол является формой коллективной дискуссии, которая предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения.

Основными целями, которые ставятся в нашей школе при проведении Круглых столов, являются:  для ребят выработка навыка общения через умение высказывать свою точку зрения, а для нас- старших ещё одна возможность донести до детей свои мысли по сложным вопросам современности, выступая уже не одному, а в группе единомышленников.

В нашей школе традиционные встречи за Круглым столом проводятся начиная с 2017 года ежегодно во время Великого поста. В беседе принимают участие ученики 8-11 классов, учителя школы и родители старшеклассников. А почетным гостем последние 5 лет является клирик храма Казанской иконы Божией Матери отец Дмитрий Гроцкий.

  На подготовку данного мероприятия уходит не менее полугода. А начинается работа с выбора темы для обсуждения. Чаще всего ею становиться либо юбилейная дата текущего года, либо интересное событие, а иногда тему подсказывают и сами дети, совершая какие-либо поступки. Вот темы  наших встреч.

2017 год -«Семья, семейные ценности и традиции». В этот год нам в школу пришел работать учителем Рейхерт Ю.Ю., человек, вернувшийся из эмиграции в Германию и рассказавший много страшных вещей из жизни современной Европы, в частности о сексуальном воспитании детей, о плодах так называемой ювенальной юстиции, широко обсуждаемой в тот момент и у нас в стране. Вот тогда и появилась острая необходимость в откровенном разговоре с детьми и их родителями о важности сохранения традиционных семейных отношений как залога здорового развития и существования нации. Как видите, данная тема достаточно актуальна и  в настоящий момент.

2018г. Нас заинтересовал впервые проводившийся в стране Конкурс «Лидер России» и была заявлена тема – «Современный лидер. Кто он?» «Лидер России» — это всероссийский конкурс управленцев, проводимый автономной некоммерческой организацией «Россия — страна возможностей». Основная заявленная задача конкурса — «поиск наиболее перспективных и талантливых управленцев со всей страны». Четко понимая, что страна нуждается в новых талантливых руководителях, а выходят они (пусть это звучит нескромно) из наших школ, мы и взялись за столь сложную задачу – помочь детям почувствовать  в себе талант лидера, и одновременно осознать какая высокая ответственность ложится на плечи человека, занявшего должность руководителя. И, конечно же, понять, что правильный выбор лидера, за которым ты идешь, одно из самых необходимых умений человека в любой исторический момент.

2019г. Толчком к выбору темы послужило, извините, сквернословие моих 7-классников. Тема звучала коротко — «Слово», но была весьма расширена. Слово Божие, Слово- как призыв к действию, Слово – убивающее и воскресающее,  засилие иностранных слов, сохранение русского языка – все эти моменты нашли свое отражение в нашей беседе.

2020г. был посвящен празднованию 75-летия победы над фашизмом. Мы не могли пройти мимо этой грандиозной даты, и свой Круглый стол назвали «Война. Победа над смертью».  Разговор о причинах войн, о высшем счастье христианина «жизнь свою отдать  за други своя» мы попробовали раскрыть не столько с точки зрения истории, сколько Веры и Церкви.

 

2021г. Мой класс заканчивал основную школу, хотелось помочь им с выбором дальнейшего пути и сказать напутственные слова. Считаю, нам это удалось за Круглым столом посвященном теме «Труд. Творчество. Профессия».

2022 год со всеми его трагическими событиями потребовал серьезного религиозно-   философского рассмотрения вопроса «Человек, кто ты или что такое – человек?» Феномен человека рассматривался и с точки зрения изучаемых в школе наук, для этого было предоставлено слово учителям —  предметникам и через призму веры, в этом ученикам помог рассказ отца Дмитрия и их знание Священного Писания. В конце беседы прозвучало пожелание каждому САМОПОЗНАНИЯ, СМИРЕНИЯ, НЕОСУЖДЕНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВА.

 

Дети ждут и любят наши Круглые столы,  хотя вначале предпочитают отмалчиваться. Но если кого-то из них прорывает, то это действительно бывает очень искренне и интересно. Как же принудить детей к рассуждению вслух,  как выработать умение ведения диалога? В этом, прежде всего помогает непринужденная обстановка- столы поставленные по кругу, да и все мы с чашкой чая и конфетой за щекой выглядим немного по-другому? А ещё помогает несложность вопросов, с которыми ведущий начинает общение с ребятам. «Подскажите, какие школьные науки помогают нам узнать человека?»  «А нужна ли человеку семья?» и другие.  Немного позже, в подтверждение наших рассуждений, детям дается задание зачитать вслух отрывок из исторической повести или Священного Писания. И вот они уже разомкнули уста и включились в разговор.

А вот родители реже всего пускаются в рассуждения. Порой такое ощущение, что для многих из них именно за нашим Круглым столом впервые пришлось задуматься над поставленными вопросами. Что касается веры и разговора о Боге, то наши дети впереди своих родителей. Значит, и для родителей есть определенная польза в наших встречах.

Но самую существенную поддержку в проведении Круглых столов я получаю от своих коллег – учителей. Социальный педагог, психолог, биолог – без них ни один Круглый стол не обходится. В самом начале разговора при рассмотрении любой темы,  первое слово дается филологам. «Помогите разобраться с самим понятием….», а позже в поисках подтверждения мыслей «Помогите привести пример из классической литературы…». В работу так же идут толковые словари.

Без исторических сведений так же сложно найти опору для утверждения каких-либо истин. Тогда звучит вопрос «А что в России?» «А как поступали наши предки?» и обсуждается очередная страница из истории нашей страны, зачитываются отрывки из Повестей и Сказаний.  Все это делает наши беседы более весомыми, ведь с историей спорить трудно, если даже не бесполезно.

 Так же бесполезно спорить со Священным Писанием. К нему мы обращаемся, когда пытаемся рассмотреть обсуждаемую тему с точки зрения Веры и Церкви. И я рада, что при проведении Круглых столов зачитываются вслух отрывки из Священного Писания. Ну а в  самые ответственные моменты наших бесед я обычно передаю слово Отцу Дмитрию. Я бы и сейчас с удовольствием это сделала. Ведь слово священнослужителя– это то, чего очень не хватает нашим детям, и всем нам взрослым.

Ну а вторая часть наших встреч за круглым столом обычно проводится в форме вопрос- ответ. Батюшка отвечает на анонимные вопросы детей. Записки дети пишут заранее, да и у меня как у классного руководителя и педагога ведущего курсы ОДНКНР и «Нравственные основы семейной жизни» если появляется чувство недоказанности в каком-либо вопросе, то есть отмазка  и тогда я предлагаю: «А давайте обсудим это вместе с Батюшкой на нашей встрече за круглым столом».

 

 

×
×